Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Великая Отечественная война.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
116.74 Кб
Скачать

Основная часть

1. Оценка немецких потерь по официальным заявлениям немецкой стороны времён войны, военным и послевоенным немецким документам.

В ходе войны немецкое руководство сделало несколько заявлений, позволяющих оценить динамику немецких потерь. Анализ этой динамики любопытен и может привести к определённым выводам. Особенно, если сравнить эти заявления с реальными мобилизационными мероприятиями, проводимыми немецким руководством, а также с оценками независимых наблюдателей или противников Германии.

По состоянию на 1 марта 1939 года в немецкой армии состояло 3,2 млн. человек. К 1 сентября 1939 года численность вооружённых сил Германии была доведена до 4,6 млн. человек, из них 2,7 млн. служили в сухопутных войсках, 1 млн. в резервной армии, остальные в ВВС и ВМФ. Всего имелось к началу мировой войны 103 дивизии, то есть на обеспечение боевой деятельности одной дивизии задействовалось около 45 тыс. человек военнослужащих.

Перед наступлением во Франции немцы увеличили численность сухопутных сил до 3,3 млн. человек, то есть призвали 0,6 млн. и ещё какое-то количество для компенсации потерь в Польше. Было сформировано 40 дивизий, из них 9 охранных, остальные пехотные. Новые танковые дивизии переформировывались из лёгких. Потери во Франции составили 27074 убитых , ранено 111034, пропало без вести 18384 человека. В плен взято 1,8 млн. французов, из них 0,8 млн. сразу вывезено в Германию на работы. Численность немецкой армии летом 1940 года была доведена до 5,6 млн. человек. Это значит, что мобилизовано ещё 0,4 млн. человек не считая компенсации потерянных убитыми, пропавшими и инвалидами. К июню 1941 года численность армии возросла до 7,4 млн. человек, то есть ещё мобилизовано 1,8 млн. человек. Это как раз число захваченных французских пленных. Видно, что Германия мобилизовала более 10% населения, а это более половины её мобилизационного потенциала. Однако трудовые ресурсы Германии не уменьшились, а увеличились. Строго говоря, и мобилизационный ресурс также увеличился. Население Германии вместе с Австрией весной 1941 года было 76 млн. человек, население оккупированных стран 129 млн. человек, население стран союзников Германии в Европе 78 млн. человек, а всего 283 млн. человек.

Задача завоевания мирового господства путём оккупации всего мира перед Гитлером тоже не стояла. Гитлер вполне понимал нереальность подобного акта. Главной целью Гитлера на 1941 год был Советский Союз. Организация немецкого государства на территориях СССР по спартанскому образцу. Для этого население оккупированных областей резко сокращалось в численности, примерно на 50 млн. человек и организовывалось в подобие коллективных рабов – илотов. Таким образом, удар по СССР должен был стать венцом всех усилий Гитлера. Какими силами он для этого располагал? Кроме уже мобилизованных 7,4 млн. немцев можно было призвать ещё миллионов 8. Но миллиона 3-5 надо было оставить для работы в самой Германии и организации оккупационного порядка. Дело здесь не в нехватке рабочей силы, которой было в избытке, а в том, что именно немцы должны организовывать порядок в Рейхе, иначе Рейх перестанет быть немецким. Таким образом, резерв для мобилизации составлял в лучшем случае 3-5 млн. человек. Однако при особом стечении обстоятельств можно было мобилизовать их все 7-8 млн., также при крайней нужде можно было заменить трудовые ресурсы женщинами, так как женщины для этой цели уже были подготовлены в рабочих лагерях имперской трудовой повинности. Кроме этого, подрастали призывные возраста, это давало 0,6 млн. человек ежегодно. Также, немецкую армию можно было разбавить призывниками из числа покорённых народов на 10-20%, или даже до 30%, но не больше, поскольку иначе возникала опасность немецкому доминированию в Рейхе. Это ещё 2-3 млн. человек, а если война затянется, и мобилизационные ресурсы придётся использовать полностью, то и все 6 млн. человек. В порядке экономии мобилизационного ресурса и передачи боевого опыта мобилизация в 1939 году началась со старших возрастов, Гитлер сразу планировал войну на длительную перспективу. Видно, что запас людей для армии при нормальном течении событий составлял 15-16 млн. человек, а при крайнем варианте около 25-30 млн. человек (за 6 лет войны подрастёт около 3,6 млн. призывников.

По заявлениям немецкой стороны , в 1941 году потери убитыми с 22.06.41 составили 162314, ранеными 571767, а пропавшими 33334 человека. При таком уровне потерь никаких трудностей с мобилизацией и восполнением потерь у немцев быть не должно, ведь эти цифры в сумме меньше чем численность резервной армии, на 22.06.41 года в ней состояло 1,2 миллиона человек. Между тем, в воспоминаниях немецких генералов, в ротах на фронте к концу 1941 года некомплект личного состава достигал 40-60%. Анализируя эти данные, можно только удивляться, почему Германия допустила выравнивание соотношения сил к концу 1941 года, упустив тем самым явную свою победу? Удивительно, что ни к лету 1942 года, ни к лету 1943 года Германия не озаботилась созданием хотя бы небольшого перевеса в силах. Значит, не смогли. Значит, потери были такие, что весь ресурс, прибывавший по мобилизации, тратился на восполнение потерь. Уже осенью 1941 года в Германии был призван весь контингент 1922 года рождения и встал вопрос о призыве лиц 1923 года рождения. Этих призвали к лету 1942 года. В начале войны мобилизация началась со старших призывных возрастов, с контингента 1894-1906 годов рождения. Значит, к осени 1941 года было призвано только за время войны уже не менее 16 возрастов, это около 8,8 млн. человек немцев границ Германии 1937 года, считая среднюю численность призывного возраста.

После поражения под Сталинградом в Германии объявили о тотальной мобилизации. Была объявлена мобилизация мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет. Конечно, не все попадали в войска, женщины и негодные к службе мужчины попадали в трудовую повинность или другие службы. Кроме того, из заключения освобождались преступники со сроками наказания до 12 лет, если они соглашались служить на "Восточном фронте". Если бы потери немцев убитыми к лету 1943 года составляли всего 542 тыс. человек, как они сообщают, то это меньше половины предвоенной численности армии резерва. На 22.06.41 года армия резерва имела численность 1,2 млн. человек. В этом случае не только тотальную, но и обычную мобилизацию объявлять было бы незачем. Если нет потерь, зачем мобилизация? Ведь эти потери легко восполнить призывом всего одного призывного возраста, средняя численность призывного возраста одного года в Германии границ 1937 года, как пишет Кейтель, была 550 тыс. человек. Это с учётом тех возрастов, которые пострадали от уменьшения числа рождений Первой мировой войны. А обычно численность призывного контингента одного года 700000 человек именно для возрастов 1920-24 годов рождения.

В октябре 1944 года была объявлена "сверхтотальная" мобилизация . Всех непригодных к службе мужчин от 16 до 65 лет собирали в батальоны "Фольксштурма". Это были крепостные войска, милиционного типа, для обороны "Фестунгов", опорных пунктов в городах Германии. Кроме того, была объявлена трудовая повинность мужчин старше 65 лет и женщин до 55 лет. Более тотальную мобилизацию трудно представить. Между тем, все официальные потери немецкой армии от начала войны в этот период легко восполнялись призывом двух-трёх призывных возрастов одних только немцев Германии границ 1937 года.

Остаётся сделать вывод, что цифры немецких потерь занижены. Порядок занижения можно получить, сравнивая эти цифры с данными советской стороны или с данными независимых наблюдателей. Например, наблюдатели США на 11 декабря 1941 года оценивали потери немцев убитыми в 1,3 млн. человек, что примерно в 8 раз больше немецкой цифры 167 тыс. человек на 1 декабря 1941 года. По заявлениям Советских служб общие потери немцев за лето и осень 1941 года составили около 6 млн. человек, значит безвозвратные потери около 2 млн. человек. Это в 12 раз превышает заявления немецкой стороны. Логично предположить, что для ведения согласованной дезинформации немцы ввели коэффициент 10 для озвучивания своих потерь, как для общественности, так и в пропагандистских документах. Этот коэффициент удобен тем, что им легко пользоваться. Тогда получится, что к марту 1943 года немецкая армия потеряла убитыми за время мировой войны 5,42 млн. человек. Теперь мы легко поймём немецкие трудности с мобилизацией. Ведь уже к лету 1943 года в армию было призвано 11,2 (численность немецкой армии по Паулю Карелу) плюс 5,42 (потери убитыми от начала войны) плюс на замещение выбывших по инвалидности и пропавших без вести, всего более 16,62 млн. человек. Мобилизационные ресурсы были опустошены. Поражения 1943 года окончательно превратили поток мобилизации в ручеёк подрастающих возрастов.

Также законно предположение о том, что коэффициент 10 применялся и к числу раненых и к числу пропавших без вести. Однако практическое применение такого метода фальсификации своих потерь требует учёта некоторых тонкостей. Если просто применять такой коэффициент ко всем видам потерь и родам войск, то ложь станет очевидной. Поэтому потери всей армии записывались в потери сухопутных войск и делились на 10, а отдельными строками, как потери ВВС и ВМФ выписывались потери соответственно лётного, лётно-технического и аэродромного персонала ВВС и потери плавсостава ВМФ. А также потери этих ведомств в самостоятельных операциях, например потери десантников при захвате Крита входят в число потерь ВВС. Ведь потери лётного и плавсостава должны соответствовать количеству потерянных судов и самолётов, а их противник может посчитать и обязательно посчитает, хотя бы приблизительно, значит, эти потери на 10 делить нельзя и следует их представить как потери всех ВВС и ВМФ.

Чтобы получить из сводок реальное число убитых и раненых, надо умножить эти потери на советско-германском фронте на 10 и прибавить к ним потери на западном фронте. Тогда потери убитыми немецкой армии составят в 1944 году 9176685 человек, ранеными 35560794 человек, а в 1945 году убитых будет 10259939, а раненых 40637535 человек. Это видно из соотношения раненых и убитых, которое менялось по годам от 3,6 до 4,8, а в среднем составило 4.

Сложнее обстоит дело с пропавшими без вести. Количество попавших в плен, из числа пропавших, немцам было не известно. Для большего правдоподобия, в периоды особенно больших потерь пропавшими, их на 10 не делили, а оставляли, как есть. В 1943 году это составило 227378 человек, а в 1944 году - 569946 человек. Всего 797324 человека пропавших на советско-германском фронте на 10 не делились и это надо учитывать при расшифровке немецких сводок. Если учесть эти моменты в отношении пропавших без вести, то общие безвозвратные потери составят в 1944 году 13768196 человек, а в 1945 году 17801340 человек. К концу 1944 года в советском плену оказалось около 1,8 млн. немцев и их союзников. А в англо-американском около 0,6 млн. и ещё 0,4 взятых к тому времени во Франции. Тогда убитых из числа пропавших без вести к этому сроку было около 2 млн. человек, 43% от всех пропавших или 22% от учтённых убитых. К концу апреля 1945 года советские войска взяли ещё 1,3 млн. пленных и англо-американцы около 2 млн., что соответствует числу пропавших без вести немцев за этот срок. Остальных пленных добрали уже в мае. При этом видно, что убитых в числе пропавших в 1945 году уже нет, все оказались в плену.

Несколько более высокая доля не боевых потерь в советской армии в 1941-42 годах по сравнению с последующими периодами не должна удивлять, правила учёта в начале войны ещё не устоялись. От принятых правил учета, вероятно, зависит и повышенная доля потерь пропавшими без вести в немецкой отчётности. Если сравнить соотношения потерь убитыми и пропавшими за 1944-45 годы советских войск по и немецких за 1941-42 годы, когда потери пленными у сторон были минимальными, выяснится, что у советских войск пропадало около 10-12% от числа убитых, а у немецких более 20%.

Число погибших от ран показано в сводке BA и равно 289938 человек в 1944 году, умножим это число на 10 и получим настоящую цифру умерших от ран к тому времени 2899380 человек.

Всего безвозвратные потери за время с сентября 1939 по 1945 год по сводке составят 23094433 человека убитыми, умершими от ран, болезней, происшествий, пропавшими без вести и уволенными по здоровью. Из них около 3 млн. находились в плену, а ещё 3,5 млн. были уволены по здоровью. Погибших будет около 16,5 млн. человек

В настоящее время пользуются популярностью исследования Оверманса. По его данным погибших немцев было 5,3 млн. человек. Но, посмотрев эти данные можно сказать, что потери не соответствуют основным событиям войны. Не соответствуют динамике изменения соотношения сил на фронте, интенсивности боёв и вообще не соответствует физической сути описываемого процесса. Дело в том, что потери войск характеризуют не их слабость, а их силу. Вернее затраченное ими усилие. Потери убитыми для советских войск максимум приходится на 1943 год. Именно тогда, в результате этого усилия, Красная армия закрепила за собой стратегическую инициативу, и советское руководство получило возможность не всё сразу направлять на фронт, а создавать крупные стратегические резервы в армии и народном хозяйстве. Например, в 1944 году стал строиться Владимирский тракторный завод, а решение о его строительстве принималось в 1943 году и ресурсы для этого выделялись тогда же. У немцев пик потерь по их фальсифицированным сводкам приходится на конец 1943 года, когда они предприняли самое своё мощное усилие по перехвату утраченной инициативы. После этого график немецких потерь непрерывно падает и военное усилие тоже. Это закон природы, больше сила, больше сопротивление (если оно не сломлено), больше потери. После 1943 года немцы уже не могли создавать стратегические резервы способные повлиять на фронтовую ситуацию. Их возможности падали, а с ними падали и потери убитыми, хотя потери пропавшими и пленными нарастали. Становится понятным, почему Браухич и Гальдер оценивали боевые возможности немецкой пехоты по итогам польской компании, как слабые по сравнению со стандартами 1918 года. Видимо, немецкие генералы понимали свою слабость. Причиной бед они считали недостаток артиллерии в войсках и неправильное её использование в соединениях. Например, фон Бок в дневнике писал, на страницах посвящённых польской войне, что артиллерия должна двигаться не за дивизией, а впереди дивизии. Но он не написал о том, что артиллерия должна меньше двигаться и больше стрелять, ведь это вошло бы в противоречие с немецкой военной методикой. Количество артиллерии в войсках с сентября 1939 года по июнь 1941 года было увеличено более чем в три раза, с 19 тыс. до 61 тыс. стволов, в тоже время численность армии увеличилась всего в 2,5 раза. То есть, артиллерии стало больше, армия стала тяжелее, но значительную часть времени эта артиллерия проводила на колёсах. Также, из-за приверженности к манёвренным способам войны, не получили должного развития идеи централизации управления артиллерией и массирования артиллерии. А Красная армия, по довоенным представлениям, стремилась организовать удар накоротке, прежде всего артиллерийским наступлением, а при ударах в глубине недостаток артиллерии восполнить массированием бронетехники. Здесь тоже были свои изъяны, и в ходе войны обеим сторонам пришлось отказываться от простых схем и комбинировать сложные решения применительно к конкретным ситуациям. С этой работой советские военачальники справились лучше. Понятно, почему Рокоссовский утверждал, что немцы играют на слабостях противника. Понятно, почему Сталин говорил о том, что немецкая армия - лёгкая армия. Как только немецкая армия теряет инициативу, её безвозвратные потери начинают резко превышать безвозвратные потери противника, поскольку пленные перестают поступать. Владение инициативой становится залогом успеха войны. Теперь понятно, почему в дневнике фон Бока жалобы на выговоры Гитлера о малом количестве пленных в пограничном сражении, ведь именно количество пленных определяло быструю победу Германии. Гитлер это вполне понимал, а вот фон Бок, похоже, не понимал. Понятно, почему в дневниках Гальдера сведения о потерях с июля 1941 года появляются по нескольку раз в месяц, видимо Гитлер стал часто требовать их для доклада. Картина войны проясняется. Проясняется, каким образом СССР сумел оправиться от поражений и переломить ход войны.