Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Великая Отечественная война.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
116.74 Кб
Скачать

2. Оценка немецких потерь по данным советского военного учёта и военного учёта союзников ссср.

В советском союзе также вели учёт военных потерь Германии. Этим занимался советский Генеральный штаб, передавая иногда эти данные для печати и сообщений по радио. Например, в газете "Правда", от 22.06.44 года указываются потери Германии и её сателлитов за три года войны с СССР в 7,8 млн. человек убитыми и пленными. Оценки советского генштаба следует считать минимальными, так как его заботой было не допустить недооценки противника. К сожалению, авторы книги, приведя труды советского генштаба в плане потерь советских войск, в отношении потерь немецких войск эти труды публиковать не стали, а привели собственные, весьма странные для военных людей расчёты. Между тем, если за 3 года войны потери Германии и её союзников оцениваются в 7,8 млн. человек убитыми, то за оставшийся год войны они должны составить не менее 2,6 млн. человек, всего получится 10,4 млн. человек.

Союзники СССР также вели свои подсчёты, но они были заинтересованы в преуменьшении роли СССР в победе над Германией, поэтому занижали немецкие потери на советско-германском фронте. Это приводило к занижению потерь Германии за всю войну. Например, 11.10.45 года в английской палате общин была озвучена цифра немецких потерь убитыми и инвалидами за всё время мировой войны в 7,4 млн. человек. Но выше уже приводились сведения об оценке потерь убитыми немецкой армии за второе полугодие 1941 года американскими наблюдателями в 1,3 млн. человек. Получается что, отступая и проигрывая сражения, неразвёрнутая до полной численности, Красная армия уничтожала за полугодие больше врагов, чем в последующие 7 полугодий. Ведь по мысли британских парламентариев на каждые полгода войны приходится 0,925 млн. убитых и искалеченных немецких фашистов.

Урланис критикует цифру немецких потерь 8,4 млн. человек приведенную Соттилем в 1945 году. Как аргумент выдвигает мнение, что потери немецкой армии не могут превышать численность немецкой армии в 8-9 млн. человек. Такой аргумент носит дилетантский характер. Война - конвейер смерти. Количество убитых не может превышать число мобилизованных в армию, а среднюю численность вооружённых сил ничто превысить не мешает. Более того, концепция тотальной войны на этом именно и основана. Ведь как иначе подключить к войне всё боеспособное население? Сразу всё его в армию не призовёшь. Только рядом последовательных наборов, с тем, чтобы поддержать плановую боевую численность вооружённых сил по мере их расходования.

Отсюда видно, что во время войны, представления о немецких потерях были совсем не такие, как в наше время. Но как раз во время войны эти представления были жизненно важны для ведения этой войны. И война была выиграна на основе этих представлений. Следовательно, они более правильны, чем нынешние, созданные по политическим мотивам.

3. Оценка материальных потерь немецких войск

Огневое превосходстве Красной армии над немецкой армией не объяснить количественным превосходством по орудийным стволам. Тем более что в результате слабой оснащённости транспортом, Красная армия мало использовала своё миномётное вооружение в батальонном и полковом звене. Ведь 82 мм мина весит 3 кг, а за минуту их выстреливается 30 штук. На 10 минут стрельбы надо 900 кг боеприпасов на миномёт. Конечно, транспортом обеспечивали в первую очередь артиллерию, а не миномёты. Получалось, что манёвренное, лёгкое артиллерийское средство привязано к пунктам боепитания, и в интересах батальонов работать не может. Проблема решалась сведением миномётов в миномётные полки, где их можно было снабжать боепитанием централизованно. Но в результате, батальонное, полковое и даже дивизионное звено оказывалось слабее немецкого, ведь миномёты составляли половину стволов в дивизии по предвоенным штатам. Противотанковая артиллерия советских стрелковых дивизий была слабее немецкой. В результате на прямую наводку выкатывали трёхдюймовки лёгких артиллерийских полков. Средств ПВО не хватало. Приходилось отвлекать на эти цели станковые пулеметы, и противотанковые ружья из первой линии. За счёт чего же было достигнуто огневое превосходство с первых дней войны? Огневое превосходство Красной армией достигнуто за счёт мастерства и мужества. Это подтверждается не только расчётами потерь личного состава, но и потерями военной техники, имущества, транспорта.

Вот запись Гальдера от 18.11.41 г. гласит, что из 0,5 млн. автомобилей, бывших в немецкой армии на 22.06.41 года, потеряно безвозвратно 150 тыс. и требуют ремонта 275 тыс., причём для этого ремонта надо 300 тыс. тонн запасных частей. То есть, для ремонта одного автомобиля надо около 1,1 тонны запчастей. В каком же состоянии эти автомобили? От них одни рамы остались! Если прибавить к ним те машины, от которых не осталось даже рам, выяснится, что все выпускаемые автозаводами Германии за год автомобили сгорают в России менее чем за полгода. Вот Гитлер и обеспокоился этим обстоятельством, вот Гальдер и вынужден был обсуждать с генералом Буле эти вопросы.

А ведь автомобили воюют не в первой линии войск. Что же творилось в первой линии? Ад кромешный! Теперь надо сравнить всё это с потерями автотракторной техники в Красной армии. С началом войны выпуск автомобилей и тракторов был резко сокращён в пользу танков, выпуск артиллерийских тягачей вовсе прекратился. Тем не менее, Советский союз к осени 1942 года потерял только половину предвоенного парка артиллерийских тягачей, в основном в окружениях, а потом до самой победы пользовался оставшейся половиной, практически не неся в них потерь. Если немцы за первые полгода войны потеряли почти все автомобили, какие были у них в армии на начало войны, то советская армия за тот же срок потеряла 33% имевшихся и поступивших машин. А за весь 1942 год 14%. А к концу войны потери автомобилей сократились до 3-5%.

А ведь эти потери повторяют, по форме график потерь, безвозвратные потери личного состава, с той лишь разницей, что среднемесячные потери автомобилей в 10-15 раз меньше. Но ведь и число автомобилей на фронте было во столько же раз меньше. Можно полагать, что потери автомобилей от огня противника были в 1941 году в Красной армии не более 5-10%, а 23-28% потерь приходилось на манёвренные действия немецких войск, окружения. То есть потери автомобилей могут служить и для характеристики потерь личного состава. Поскольку они также отражают возможности огня сторон. То есть, если фашистские войска теряют в 1941 году 90% автотранспорта, то почти все эти потери приходятся на потери от огня советских войск, а это 15% потерь в месяц. Видно, что советская армия минимум в 1,5-3 раза эффективнее немецкой армии.

В записи от 09.12.41 года Гальдер пишет о безвозвратных среднесуточных потерях конского состава в 1100 лошадей. Учитывая, что лошадей в боевую линию не ставили и, что лошадей на фронте раз в 10 меньше, чем людей, цифра в 9465 человек среднесуточных безвозвратных потерь на декабрь 1941 года получает подтверждение.

Потери немцев в танках возможно оценить исходя из их наличия на начало и конец интересующего периода. На июнь 1941 года немцы имели около 5000 своих и чехословацких машин. Кроме того в записи Гальдера от 23 декабря 1940 года указана цифра 4930 трофейных машин, в основном французских. Всего около 10000 машин. На конец 1941 года немецкие танковые войска были укомплектованы танками на 20-30%, то есть в наличии оставалось около 3000 машин, из них около 500-600 трофейных французских, которые тогда же перевели с фронта для охраны тыловых районов. Об этом так же пишет Гальдер. Даже без учёта выпущенных за полугодие немецкой промышленностью танков, без учёта советских трофейных танков использовавшихся немцами, советские войска уничтожили безвозвратно около 7000 немецких машин, не считая броневиков и бронетранспортёров, за 6 первых месяцев войны. За четыре года это составит 56000 машин уничтоженных Красной армией. Если прибавить сюда 3800 танков выпущенных немецкой промышленностью в 1941 году и 1300 советских трофейных танков захваченных немцами на базах хранения, то получится более 12000 уничтоженных немецких машин за первые полгода войны. За годы войны Германия выпустила около 50000 машин, и 10000 машин имелось у немцев до войны, как мы вычислили.

При этом следует учитывать, что до 70% подбитых танков немцы могли восстановить в течении недели, по сведениям Гудериана. Это означает, что если из ста немецких танков вступивших в бой в начале месяца к концу месяца осталось 20 машин, то при безвозвратных потерях 80 машин число подбитий может превышать 250. И такая цифра будет фигурировать в донесениях советских войск. Однако советский генштаб, более или менее точно, корректировал донесения войск с учётом этого обстоятельства. Поэтому, в оперативной сводке за 16 декабря 1941 года, озвученной Совинформбюро, говорится о потерях немцами 15000 танков, 19000 орудий, около 13000 самолётов и 6000000 человек убитыми, ранеными и пленными за первые пять месяцев войны. Эти цифры отражают реальные потери немецких войск. Если они и завышены, то очень не сильно, учитывая тогдашнюю ситуацию. Во всяком случае советский генштаб оценивал обстановку куда реальнее немецкого генштаба даже в 1941 году. В дальнейшем оценки становились ещё точнее.

Потери самолётов немецкой стороной за годы войны по различным данным составило:

Годы войны

1941

1942

1943

1944

1945

Количество произведённых

в Германии самолётов

12401

15409

24807

40593

7539

Теоретические потери

10573

1 3402

21998

35177

14586

Потери на

«Восточном фронте»

по советским данным

4200

11550

15200

17500

4400

То же по современным

российским источникам

2213

4348

3940

4525

Только в 1941 и 1945 годах отчётливо видно 62936 уничтоженных советской стороной немецких самолётов. Боевые потери советских ВВС составили за войну 43100 боевых машин. Гитлер не даром полагал, что советская промышленность не сможет восполнить потери вооружений, и не смогла бы, если бы стремилась к симметричному ответу на немецкий вызов. Кроме того, в донесениях войск вместе с подбитыми танками и САУ могла указываться и другая бронетехника. У немцев было очень много разных боевых машин и на полугусеничном, и на колёсном шасси, которые можно назвать САУ. Тогда потери немцев в бронетехнике указаны тоже верно. Небольшое завышение числа сбитых немецких самолётов не существенно. Потери орудий и миномётов всех калибров и назначений для Германии и её союзников в работе составили за войну потери 289200 штук, орудий одна только Германия произвела и потеряла 319900 штук, а миномётов та же Германия произвела и потеряла 78800 штук. Всего потери орудий и миномётов одной только Германии составят 398700 стволов и неизвестно, входят ли сюда реактивные системы, скорее всего не входят. Кроме того, в эту цифру точно не входят орудия и минометы, произведенные до 1939 года.