Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 7 Россия в мировом хозяйстве.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
108.03 Кб
Скачать

Россия в системе международных экономических отношений

На первом этапе постсоветской трансформации в результате рассмотренных выше негативных обстоятельств доля РФ в мировом валовом доходе по ППС к 1997-1998 гг. упала до своей низшей точки (1,7%). В дальнейшем по мере развертывания второго и третьего этапов трансформации этот показатель стал постепенно повышаться. Вместе с тем, несмотря на определенные успех, достигнутые с начала XXI в., РФ остается страной со средним уровнем экономического развития.

По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 2006 г. составил 10820 долл. Это 25,4% от уровня США и 47-е место в мире. По доле в мировом ВВП – 2,5% в 2006 г. – РФ делит 9-10 места с Бразилией.

Еще более скромны позиции нашей страны в системе международных экономических отношений (МЭО). По данным ВТО, по доле в мировом экспорте товаров (2,4% в 2006 г.) РФ занимает в мире 12-е место, а в экспорте услуг (1%) – 27-е м. Также далеко за пределами первой десятки РФ находится среди мировых экспортеров и импортеров капитала.

Таким образом, экономической моще сегодняшней РФ явно недостаточно для активного обратного воздействия на мирохозяйственную среду придания тем или иным ее сторонам российской «окраски».

Наиболее весомы позиции России в сфере международной торговли товарами в экспорте энергоносителей: по всем видам данной товарной группы ее доля в мировой торговле составляет примерно 7%. Растущее значение энергоносителей для всего мирового сообщества, обострение энергетической безопасности способствуют укреплению роли РФ как одного из видных субъектов мирового хозяйства. Кроме того, положение нашей страны в указанной сфере представляется сравнительно прочным из-за высоких темпов роста экспорта товаров и превышением последним импорта, наблюдаемого из года в год. Так, это превышение в 2006 г. достигло 164,4 млрд. долл. (при экспорте в 302,0 и импорте 137,5 млрд. долл.), превысив на 15,1% показатель 2005 г. (142,8 млрд. долл.).

Вместе с тем, российский экспорт характеризуется явными структурными изъянами: примерно на 9/10 он состоит из сырья (преимущественно нефть и природный газ и металлы) или готовой продукции низких стадий переработки (нефтепродукты, продукция черной и цветной металлургии, минеральные удобрения, лесоматериалы). Доля готовой продукции в совокупном экспорте товаров достигает лишь 21%, в том числе машин и оборудования лишь – 5,3%. Удельный вес высокотехнологичных изделий в экспорте готовой продукции составляет 9%. Для России, впрочем как и для СССР, задачи диверсификации экспорта в сторону резкого повышения удельного веса в нем готовой продукции высоких стадий обработки, являются трудно решаемыми.

Этому могло бы способствовать вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия добивается этого с 1993 г. базе действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое стало своего рода «несущей опорой» ВТО. Вступление в ВТО облегчило бы доступ российской готовой продукции, в том числе машинотехнической, на рынки зарубежных стран.

При нынешней структуре экспорта РФ не нуждается в скорейшем вступлении в ВТО: в отношении углеводородов как его основной статьи во всем мире и без того практикуется самый либеральный импортный режим. Россия получит лишь шанс, но отнюдь не гарантию для решения стратегической задачи по диверсификации отечественного экспорта. В то же время РФ при вступлении в ВТО сразу же возьмет на себя обязательства по либерализации в течение переходного периода (2-7 лет по конкретным товарным позициям) своего импорта, что неизбежно создаст более или менее весомые проблемы в развитии многих отраслей – и прежде всего как раз в обрабатывающих отраслях.

Для обеспечения достойного будущего страны вступление РФ в ВТО необходимо, но это не должно произойти поспешно и «любой ценой». Многие (особенно политически мотивированные) требования, выдвигавшиеся и выдвигаемые некоторыми партнерами на переговорах РФ о вступлении в ВТО, не могут быть приняты как «входная плата». Если эти переговоры, находящиеся на завершающей стадии, до конца 2007 г. в очередной раз не принесут удовлетворительных результатов, это не станет для России трагедией, а тем более «концом света». В краткосрочном плане это может оказаться даже полезным, если Россия сможет использовать очередную отсрочку для лучшей адаптации к условиям членства в ВТО.

Сравнительно благоприятным в текущем десятилетии стало положение РФ в области международных валютно-расчетных и кредитно-финансовых. Благодаря весомому экономическому росту (ВВП в 2006 г. превысил показатель 1999 г. на 58,4%) и крупным активам балансов по торговле товарами и по текущим операциям России удалось значительно укрепить свои позиции в этой сфере и решить ряд важнейших задач. Так государственная внешняя задолженность снизилась с около 80% ВВП в 1998-1999 гг. до 5% ВВП к началу 2007 гг. (в ЕС приемлемым официально считается показатель до 60%). По величине золотовалютных резервов (487,2 млрд. долл. В марте 2007 г.). РФ вышла на 3-е место в мире после Японии и Китая. К этому следует добавить, что в Стабилизационном фонде РФ к началу 2008 г. удалось аккумулировать около 3000 млрд. руб., т.е. более 120 млрд. долл.

Эти и другие позитивные сдвиги в экономике позволили Центральному Банку России снять с 1июля 2006 г. ограничения на международные операции с капиталом, что означает получение рублем статуса свободно конвертируемой валюты. Это сулит значительные выгоды не только российским туристам за рубежом, которые в своих путешествиях все еще вынуждены в основном полагаться на доллары и евро, что влечет за собой для них значительные транзакционные потери.

Значительно хуже позиции РФ в других сферах МЭО. Так, в 2006 г. дефицит торговли технологиями с зарубежными странами составил более 18,0 млрд. руб. Доля РФ в мировом экспорте наукоемкой высокотехнологичной продукции (не считая военной) не превышает 0,5%. Это в конечном счете обусловлено неудовлетворительным состоянием высокотехнологичных отраслей российской промышленности, которые в последние годы обеспечивали не более 10% экономического роста РФ (в развитых странах – около 60%).

Довольно неоднозначны позиции РФ в такой ключевой сфере МЭО, как международная миграция капитала в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Как импортер и экспортер ПИИ РФ находится в конце 2-й десятки стран мира. Весьма скудный в кризисной обстановке 1990-х гг. приток ПИИ заметно оживился в текущем десятилетии, особенно в 2006-2007 гг. Это было во многом связано с возвращением в страну ранее «бежавших» за рубеж капиталов, прежде всего с Кипра. Накопленные ПИИ в РФ в конце 2006 г. превысили 64 млрд. долл., что следует признать неплохим результатом на фоне прошлого десятилетия. Россия стала страной, привлекательной для иностранных инвесторов. В 2007 г. в РФ резко возрос приток инокапиталов в объеме около 82 млрд. долл.

С начала нынешнего века российский бизнес значительно активизировал свою экспансию в области ПИИ. Хотя в этой сфере РФ не входит в первую десятку мира, она фактически стала по показателю накопленных к 2007 г. ПИИ (более 140 млрд. долл.) одним из лидеров среди развивающихся стран СПЭ. Дальнейшее наращивание российских ПИИ способствует укреплению позиций РФ в системе МЭО в целом. Поскольку они не сопровождаются переносом рабочих мест за рубеж, как это нередко имеет место в развитых странах, их влияние на экономический рост России можно оценить со знаком «плюс».

Для России особое значение имеет проблема активной адаптации к процессам глобализации экономики. В действительности проблема состояла и состоит в том, чтобы органично и с максимальной выгодой для российских интересов интегрироваться в глобализацию с учетом ее сущностных черт и противоречий. Однако такой интеграции не произошло. Включение РФ в мировые глобализационные процессы до сих пор едва ли можно оценить как успешное, хотя по некоторым аспектам глобализации ей и удалось добиться определенных позитивных результатов, например, в сфере энергетики.

Однако Россия вовсе не обречена на то, чтобы сидеть сложа руки и пассивно взирать на глобализацию, реализуемую прежде всего под интересы стран Запада. Россия должна в полной мере использовать свое уникальное геополитическое преимущество, выражающееся в возможности одновременного участия в процессах развития экономического партнерства и интеграционного взаимодействия как с Евросоюзом, так и с государствами АТЭС – двумя важнейшими регионами мирового хозяйства.

Для активизации российского влияния на процессы глобализации необходимо прежде всего принять меры внутриэкономического характера, направленные на повышение удельного веса РФ в мировом ВНД и промышленном производстве, что создало бы базу для укрепления ее позиций в мировой торговле и по другим направлениям мирохозяйственных отношений. Если сохранять тенденции экономического роста РФ 2005-2007 гг. в будущем, то это позволит нам прогнозировать повышение удельного веса РФ в мировом ВНД с 2,5% в 2005 г. до 3,7-3,8% в 2017 г. Однако для весомого улучшения ситуации необходимы радикализация реформ для формирования зрелого социального рыночного хозяйства и существенное совершенствование государственного регулирования экономики, особенно в деле реализации эффективной структурной политики.

Особенностью экономического роста России за годы рыночных реформ было то, что его базой не стали достижения современной НТР. Несмотря на то, что сфера услуг (третичный сектор экономики) давала более 50% ВВП, все же о российской экономики нельзя сказать в полной мере как о постиндустриальной.

Нынешний российский «постиндустриализм» имеет весьма мало общего с постиндустриализмом стран Запада. Доминирование третичного сектора на Западе основывается на том, что первичный и вторичный секторы, достигнув весьма высокого уровня развития, целиком удовлетворяют потребности населения во всей номенклатуре товаров и полностью обеспечивают третичный сектор адекватной для высокоэффективного развития технической базой, и это при падающей доли промышленности и особенно сельского хозяйства в в создании ВВП и совокупной занятости.

В противоположность этому российская «постиндустриализация» стала результатом не столько реального прогресса третичного сектора сколько промышленного и аграрного кризисов прошлого десятилетия. При этом экспансия третичного сектора в РФ проходила главным образом за счет «разбухания» торгово-посреднического и финансового секторов.

Безусловно, Россия нуждается в ускорении развития третичного сектора без чего успешная «интеграция в глобализацию» невозможна. В случае достижения весомых положительных результатов в этом направлении нашей стране вполне под силу превратить дефицит по внешней торговле коммерческими услугами в крупный профицит. Однако еще более важным для резкого укрепления позиций России в мировой экономике следует считать реиндустриализацию на новой технической основе с акцентом на машиностроительный комплекс и связанные с ним высокотехнологичные производства, что позволило бы также придать дополнительные стимулы роста третичному сектору, как и сельскому хозяйству. Для этого необходимо разработать четкую концепцию и механизм государственной структурной политики, нацеленной на оптимизацию как макроструктуры народного хозяйства, так и пропорций внутри трех секторов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]