Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.8 Дипломатич.протокол.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

4.5 Процессии и президиумы

Официальное представительство прото­колом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лест­ницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведе­нии всех церемоний.

Как правило, число лиц в первом ряду процессии, в президиуме или на трибуне не должно превышать пяти.

(К29) Если число лиц в первом ряду нечетное, почетным местом является место в центре, а порядок старшинства сле­дующий:

5-3-1-2-4

Если число лиц в первом ряду будет четным, то почетным местом является место справа, то есть 4-3-2-1

В обоих случаях первым лицом (1) быва­ет прибывающий глава представительства. Вторым (2)глава представительства, встречающий делегацию.

Далее места распределяются в субордина­ционном порядке. При построении, прохож­дении и рассадке в машинах на схемах, как правило, нечетными номерами обозначаются гости, четными — хозяева.

Для того, чтобы согласиться с подобным построением офици­альных лиц, нужно немного быть знакомым с теорией композиции. Тогда не возникнет со­мнений в правильности нашей схемы.

Композиция с нечетным количе­ством персонажей считается симметрич­ной, ибо ось симметрии проходит через почетного гостя, который и является цен­тром композиции, сосредоточивающим на себе внимание зрителей.

Неизв. Нидерландский мастер, нач. XVI в. «Рождество»

(К30) По закону природы восприятие симмет­ричного объекта начинается с центра. Вспомним, как мы осматриваем, к примеру, памятник классической архитекту­ры. Сначала наш глаз непроизвольно оста­навливается на портике с колоннами или на центральной арке здания, затем от цен­тра круг обзора начинает расширяться, причем влево — вправо в номерной пос­ледовательности, идущей от второстепен­ного к более значимому, как и показано на нашей цифровой схеме, пока взгляд не охватит всю композицию и в довершение вновь не возвратится в центр.

(К31-33) Почему же тогда разительно меняется построение при четном количестве персон, когда почетный гость оказывается с краю?

Шпалера «Аллегория надежды», 1530 г. (Музей им. А.С.Пушкина)

Да потому, что ось симметрии, хотя она и существует, но проходит не через чело­века (или портик, как в примере с архи­тектурой), а через пустое место, через про­межуток между двумя людьми. Центр ком­позиции как таковой отсутствует, наш глаз дергается влево, вправо, испытывая некий дискомфорт и независимо уже от нашего желания и сознания по законам все той же природы фиксирует объект в поступа­тельном движении слева направо.

Основа его берет начало в заложенном в нас движении солнца по небосводу, с во­стока на запад, слева направо.

Брейгель «Несение креста», 1564 г. (Вена, Музей истории искусств)

Босх «Брак в Кане Галилейской», ок. 1480 г. (Роттердам, Музей Бойманс-ван-Бейнинген)

Иллюстрацией тому служит славянская и латинская письменность. «А как же, — возразите вы мне, — письменность арабская, которая наоборот?» Да, никак. Бог с ней, или, точ­нее, Аллах с ней, с их письменностью. Все равно мусульмане так же, как и христиане молятся на восток.

Так вот и получается, что при отсутствии центра композиции восприятие идет слева направо и точкой окончания обзора, есте­ственно, является правая оконечность ком­позиции. Причем на нашей схеме воспри­ятие идет еще и от второстепенных персо­нажей к главному, завершающему композицию.

(К34) Поскольку речь у нас зашла о компози­ционном построении, хочу обратить вни­мание читателя еще на одну его особен­ность. Когда композиция строится слева направо, наш взгляд облегчает ее, как буд­то подгоняет.

(К35) При обратном построении — наоборот, препятствует.