Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы зарубежная литература.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
612.35 Кб
Скачать

О романтическом герое Гофмана.

Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность.- художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности.

Но и воплощение и разрешение романтического конфликта у Гофмана иные, нежели у ранних романтиков. Через отрицание действительности, через конфликт художника с ней иенцы поднимались к высшей ступени своего мироощущения - эстетическому монизму, когда весь мир становился для них сферой поэтической утопии, сказки, сферой гармонии, в которой художник постигает себя и Вселенную.

Романтический герой Гофмана живет в реальном мире (начиная с кавалера Глюка и кончая Крейслером). При всех своих попытках вырваться за его пределы в мир искусства, в фантастическое сказочное царство Джиннистан, он остается в окружении реальной конкретно-исторической действительности.

Ни сказка, ни искусство не могут привнести ему гармонию в этот реальный мир, который в конечном итоге их себе подчиняет. Отсюда постоянное трагическое противоречие между героем и его идеалами, с одной стороны, и действительностью - с другой.

Отсюда дуализм, от которого страдают гофмановские герои, двоемирие в его произведениях, неразрешимость конфликта между героем и внешним миром в большинстве из них, характерная двуплановость творческой манеры писателя.

№15

Поздние новеллы Гофмана: проблема романтического героя и принципы его изображения.

«Песочный человек» - двоемирие. Мечтатель Натаниэль. Мотив слепоты, фигуры песочного чела => подсознание, хаотичность, инстинкты. Возлюбленная Клара – филист. начало. Олимпия – кукла. Мертвая реальность подменяет одухотворенную мечту. => безумие. Образ мечтателя сложен; носитель демонического начала, разрушитель. Рассказ «Песочный человек» был впервые напечатан в 1-й части сборника «Ночные рассказы», в котором объединены произведения, отражающие интерес Гофмана к «ночной стороне души», к подсознательному, иррациональному в человеческой психике, насыщенные «кошмарами и ужасами». Гофмана привлекает тема безумия, преступления, таинственные, патологические душевные состояния. Образ Песочного человека, которым пугают детей и который по вечерам сыплет им в глаза песок, чтобы они быстрее засыпали, заимствован из народных сказок. Из немецкого фольклора заимствован также мотив продажи глаз. В рассказе использованы реальные факты и лица. Описанные Гофманом алхимические опыты действительно производились в Германии в начале XIX века. Прототипом адвоката Коппелиуса было реальное лицо – военный советник И.-Г. Шефнер (1736-1820).

Новеллы Гоф за немногим исключением, сосредоточены в 3-х сборниках: “Фантазии в манере Калло”, “Ночные рассказы”, “Серапионовы братья”. Каждый имеет свое лицо, свое цементирующее начало, определившее внутренне единство книги. Вскоре после переезда в Берлин осенью 1814 года, в доме Гофф начал регулярно собираться небольшой кружок друзей. В него вошли: его близкий друг Хитциг, Контесса, Шамиссо и Фуке. Первоначально они называли свое содружество по имени святого Серафима, чей день в католическом календаре положил начало их встречи. Друзья читали друг другу свои сочинения, дискутировали. Встречи продолжались до осени 1816 года, затем прервались и возобновились 14 ноября 1817 года, на этот раз – в день святого Серапиона. Незадолго до того, Гофф задумывал, по предложению своего издателя Рейнера, сборник новелл, куда должны были войти напечатанные ранее рассказы, а также новые, которые он обязался написать. Все это должно было быть объединено рамкой дружеских бесед. После основания “Серапионова братства”, первоначально предполагавшееся название “Серафимские братья” было изменено на “Серапионовы братья”. Сам принцип сюжетного обновления имеет в европейской литературе давнюю традицию, восходящую ещё к Декамерону и Боккаччо, уже там присутствует и исходная ситуация, мотивирующая встречи для рассказывания новелл, и последовательно проведенная индивидуализация рассказчиков: у каждого свой характер, свой взгляд на жизнь и т.п.

В романтической литературе эту традицию продолжил Тик в сборнике “Фантазус”. Гоф прямо ссылается на его пример. Члены Серапионова братства выступают у Гоф по условными именами, из которых только одно – Теодор – соответствует реальному имени самого Гоф.

Вступление сразу же переносит нас в психологически напряженную атмосферу Берлина после окончания освободительных войн. Оно строится как цепочка анекдотов, развертывающих гротескную панораму немецкого филистерства, на этом отчасти юмористическом, отчасти сатирическом фоне резким контрастом выступает овеянная трагизмом история отшельника Серапиона. Безумный Серапион признает только иллюзорный мир, созданный его воображением, мир, в котором смещено время и пространство, подчиненный свое внутренней логике. Вместе с тем, иллюзорный мир безумного пронизан глубоким нравственным чувством и, главное, не замкнут на том пункте, который составляет его манию.

Промежуточные беседы Серапионовых братьев содержат критически – сочувственный или иронический – разбор прослушанной новеллы, иногда с вкраплением сходных по теме маленьких историй, суждение об особенностях рассказчика и общеэстетические размышления. Тем самым книга, сложившаяся из разрозненных новелл, приобретет внутреннюю цельность. Иногда её называют романом.

Советник Креспельс т.з. обывателей он безумец. В финале – его истоки (болезнь дочери). Сохраняется сложность души.

Мадемуазель де Скюдеринистория преступления ювелира Кардильяка. Детективный жанр. Темная сторона души. => обстановка несвободы.

Повелитель блохсмыкание фантастики и реальности. Политический приговор мечтателям – опасны тем, что думают. Прощание Тиеса с миром фантастики.

Угловое окнобытовая среда: писатель и его брат-инвалид. Окно на рыночную площадь. Сфера творчества и свободы. Параллелизм трактовок.

Эволюция наверное в том, что в фантазиях идет раскол м-ду челом и обществом, а в братьях – раскол в душе.

16