Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
нрб.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
64.46 Кб
Скачать
  1. Стратегия Афпак и проблемы ее реализации

http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/04-05-12a.htm

Но самой важной задачей для США и НАТО является открытие маршрутов транзита грузов через территорию Пакистана для снабжения американских и натовских войск в Афганистане и оказания поддержки в вывозе десятков тысяч тонн оружия и амуниции по мере того, как приближается основной срок вывод войск (менее чем через два года. – В.С.). На этом фоне вряд ли можно утверждать, что Обама намеренно уходит от обещания извиниться перед Пакистаном и замедляет процесс переговоров с этой страной. На самом деле, как нам представляется, у него есть новая стратегия в отношении региона АфПак, и его неожиданный (и не раскрываемый поначалу публично) визит в Кабул служит самым важным свидетельством того, что у него появился новый «план игры» (видимо, подсказанный его опытными советниками по внешней политике).

По словам официального представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд, «они [переговоры между США и Пакистаном] являются началом разговора между двумя странами по новому вовлечению Пакистана. Мы собираемся обязательно работать по этим проблемам, и это займет определенное время». Это, так сказать, выражено языком дипломатического политеса. А на деле так называемые проблемы сводятся главным образом к четырем:

– требованиям Пакистана, чтобы США прекратили удары БПЛА и принесли извинения за «ошибочный авианалет» на пакистанский пограничный пост в ноябре прошлого года;

– определение маршрутов транзита грузов для НАТО в Афганистане через территорию Пакистана;

– оказание Пакистану военно-финансовой помощи со стороны США;

– прогресс на мирных переговорах США с афганским Талибаном (так называемыми умеренными талибами).

А каковы же основные блоки новой стратегии США в Афганистане? Ее ядром является установление военных баз США в Афганистане и всего того, что будет построено вокруг них или интегрировано в него на различных стадиях между сегодняшним днем и концом 2014 г.

Что мы можем ожидать, это то, что, несмотря на массированные атаки боевиков Талибана в Кабуле в последние недели и дни, мирные переговоры продолжатся. Общее впечатление при этом возникает такое, что Талибан, проводя эти атаки, разработал план с целью привлечения большего внимания к себе, чтобы потом использовать его в качестве рычага воздействия на переговорах с США. Но в то же время атаки со стороны Талибана могли бы, наоборот, помочь подготовить почву для общественного мнения в Афганистане в пользу необходимости продолжения иностранного военного присутствия в стране после 2014 г.

Ведь в реальности не имелось никаких разногласий с Пакистаном по поводу «инициализирования» «соглашения о стратегическом партнерстве» (или возражений среди региональных держав, таких как Китай, Индия, Иран), которое ведет к установлению военных баз на территории Афганистана. Президент Хамид Карзай удвоил «эффект договоренностей», предприняв своевременный шаг, учитывающий чувства афганских этнических таджиков. Он объявил о том, что сын покойного Б. Раббани, Салахуддин, будет новым главой Высшего совета мира Афганистана.

Отсутствующим звеном в этом плане США является Пакистан. Напрашивается короткий и четкий ответ — это то, что Пакистан все еще остается главной «занозой» во всей стратегии США в регионе АфПак. И именно поэтому Вашингтон все еще задерживает обещанную финансовую помощь пакистанским военным, составляющую, по оценкам, от 1, 18 до 3,00 млрд долларов США. Пакистану очень нужна эта помощь, а Китай не может заменить США (так же, как и нет какого-либо намека на свидетельство того, что Пекин заинтересован в «игре с нулевой суммой» с США. – В.С.).

Это то, что, кстати, отмечают китайские СМИ, которые, в отличие от российских, широко пишут на тему этого визита: в результате новой стратегии США в Афганистане и продолжения их военного присутствия в этой стране после 2014 г. Пекин (так же как и Москва) скорее всего столкнется с расширенным присутствием США не только в Афганистане, но и в обширном регионе Центральной Азии. А это в свою очередь уже напрямую затронет не только национальные интересы Китая в этом регионе, но, что самое важное, — национальные интересы России.

http://www.riss.ru/upload/tfi/120/Kuznetsov_2011_1.pdf