Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полный спектр доминирования (Уильям Энгдаль).rtf
Скачиваний:
13
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
24.27 Mб
Скачать

Африком: стратегия «ресурсных войн» Пентагона

В ноябре 2006 года Китай организовал беспрецедентный саммит по вопросам экономического сотрудничества, инвестиций и торговли, пригласив по крайней мере 45 глав африканских государств. Реакция Вашингтона на новые китайские интересы в Африке не заставила себя долго ждать. К июню 2007 года администрация Буша и высокопоставленные чиновники Пентагона санкционировали создание специального африканского командования АФРИКОМ со штаб-квартирой в Штутгарте, Германия.

Почему после пренебрежения Африкой (за исключением Южной Африки или богатых нефтью Нигерии, Анголы и Мозамбика) на протяжении более пятидесяти лет Вашингтон теперь уделяет такое пристальное внимание этому континенту? И почему эта внезапная заинтересованность США потребовала дополнительного автономного военного командования в Африке?

Стал ли «терроризм» причиной для развертывания США отдельного военного командования в пределах радиуса нанесения военного удара приблизительно по 53 странам на африканском континенте? Нет. Создание АФРИКОМ стало реакцией Вашингтона на нарастающую потерю контроля над полезными ископаемыми в Африке. Китай, а не терроризм, является невысказанной причиной новой американской военной озабоченности в Африке.

1 октября 2008 года в хаосе обрушивающихся финансовых рынков США Пентагон все же запустил свое отдельное новое военное командование.

Африканское командование США (АФРИКОМ) стало новым Объединенным боевым командованием Министерства обороны США. Оно должно было отвечать за военные операции США и военные отношения с 53 странами Африки.

Ресурсные войны: «Стратегия модернизации армии – 2008»

Полное объяснение причин этого нового развертывания лежит в документе Пентагона «Стратегия модернизации армии – 2008». В нем указано, что цель американской военной стратегии – захватить и поддерживать господство во всей вселенной, а не только на земном шаре. Документ призывает к «эффективной при проведении кампаний экспедиционной армии, способной доминировать по всему спектру конфликта в любое время, в любой среде и против любого противника в течение длительных периодов времени». (3) И далее: «Армия должна сосредоточить свои усилия по оснащению и модернизации на двух взаимодополняющих вещах – восстановление баланса и достижение полного спектра доминирования». (4)

Ни одна армия в истории не ставила столь амбициозных целей.

Но самое важное, что «Модернизация армии» предполагает, что Соединенные Штаты, по крайней мере, в ближайшие «тридцать-сорок лет» будут участвовать в непрерывных войнах за контроль над полезными ископаемыми.

Кроме того, очевидно имея в виду Китай и Россию, Пентагон заявляет: «Мы сталкиваемся с потенциальной [возможностью] возврата традиционных угроз безопасности, создаваемых возникающими почти равными нам силами [соперниками] по мере того, как мы в глобальном масштабе соперничаем за истощающиеся природные ресурсы и зарубежные рынки». (5)

С точки зрения экономического роста единственным на планете «почти равными нам силами» в 2008 году был Китай, который прочесывал и обыскивал землю в поисках безопасных источников нефти, металлов и другого сырья для поддержания своего стремительного роста.

С военной и энергетической точки зрения единственной потенциальной «почти равной нам по силам» будет Россия. Россия играет стратегическую роль в поставках практически всех жизненно важных ресурсов, требующихся для развитой индустриальной экономики – все: от нефти и газа до металлов и сырья. Россия стала ключевым (за исключением ЮАР и южноафриканских государств) поставщиком стратегических ресурсов, не находящихся под прямым контролем Соединенных Штатов. Рост влияния России в Африке был одним из главных факторов, определявших с 1991 года вашингтонскую конфронтационную военную политику использования НАТО для окружения России.

Серьезную озабоченность в Пентагоне и в вашингтонских политических кругах вызывало то, что Россия и Китай, скорее всего, будут углублять свое экономическое и даже военное взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Если это произойдет, то, по утверждению Збигнева Бжезинского, глобальное господство Соединенных Штатов будет основательно подорвано. (6)

«Стратегия модернизации армии – 2008» Пентагона является продолжением доктрины, разработанной затворником-футуристом и стратегом Министерства обороны Эндрю Маршаллом. Маршалл, старший аналитик «Корпорации РЭНД», пришедший в Пентагон в 1973 году, был назначен президентом Никсоном главой специально созданного в Пентагоне стратегического Управления общих оценок. Маршалл получил уникальный и неслыханный статус в цепочке командования: он докладывал только министру обороны, минуя пентагоновские инстанции.

На протяжении многих лет Маршалл, до сих пор несмотря на свой 87-летний возраст отвечающий за долгосрочную стратегию Пентагона, создал школу учеников для осуществления своей так называемой «революции в военном деле». В числе его подопечных были Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Пол Вулфовиц, Ричард Перл и многие другие военные ястребы. Именно Маршалл в 2001 году убедил Рамсфелда и Чейни, что стратегические баллистические противоракеты на границе России станут воплощением давней мечты США о ядерном превосходстве: способности нанести первый ядерный удар по России и уничтожить ее способность ответить на удар. (7)

Стремление США к ядерному превосходству было реальной причиной, стоявшей за жесткой реакцией России в августе 2008 года на, казалось бы, периферийную провокацию в Южной Осетии; оно же стояло за желанием США привести Украину в НАТО.

Маршалл был архитектором катастрофической стратегии Рамсфелда в войне в Ираке, так называемое «электронное поле боя» с использованием «сетевого» солдата, подключенного к сети Интернет и оснащенного разведывательной глобальной системой позиционирования («джи-пи-эс»). Даже когда критика в адрес Рамсфелда вынудила президента снять его с поста, она не затронула Маршалла, столь велико его влияние в Пентагоне.