Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 24.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
86.53 Кб
Скачать

2. Основные методы анализа документов.

Таким образом, документаль­ные источники несут уникальную и разнообразную информацию о соци­альных явлениях и процессах. Важ­но найти метод, который позволил бы извлечь искомую информацию с достаточной надежностью.

Существуют следующие методы анализа документов.

Традиционные методы анализа документов включают все многообразие умственных операций, направленных на ин­терпретацию содержания документов в соответствии с целью исследователя. Чаще всего цели, с которыми социолог обра­щается к содержанию документа, не совпадают с целями, ко­торые преследовались автором документа при его создании. Например, обращаясь к анализу библиотечной статистики с целью изучения читательских интересов и читательской ак­тивности населения города, социолог обнаруживает следую­щие особенности. Во-первых, по отношению к его задаче эта статистика содержит неполную информацию, в ней нет дан­ных о том, какие социальные группы пользуются не одной, а несколькими библиотеками. Это означает, что читатель, поль­зующиеся тремя библиотеками, в общегородском библиотеч­ном учете «превращается» в трех читателей. В то же время эта статистика не отражает социальную структуру населения, во­обще не пользующегося библиотеками. Примеры неполноты учетной статистики в данном случае можно было бы продол­жить, но здесь важно только подчеркнуть, что эта неполнота естественна, поскольку библиотечная статистика создавалась для решения своих специфических ведомственных задач - для учета загрузки библиотекарей (число читателей и численность ежедневных посещений), для оперативного анализа книгообеспеченности (среднее число книг, выданных в течение го­да, оборачиваемость книжного фонда) и для других задач. Яс­но, что для социолога эта статистика полезна, но недостаточ­на. Он должен выбрать из существующего комплекса показа­телей только те, которые пригодны для его целей, и позабо­титься о том, каким методом и из каких источников получить недостающую информацию.

Таким образом, традиционный анализ представляет со­бой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанный на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов и заключений. Типичным примером анализа текстовых источ­ников может служить изучение социологом научных публика­ций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится со­циологом на этапе разработки исследовательской программы.

Существуют некоторые приемы оценки качества доку­ментального источника, предшествующие традиционному анализу. В источниковедении специально выделяется этап оценки качества документального источника (критика источ­ника). Здесь имеется ввиду выяснение условий, целей и при­чин создания документа, установление его авторства: соци­альной и идейной позиций автора и побудительных причин, которые могли повлиять на достоверность отражения в доку­менте действительного объективного положения дел. Иначе говоря, выясняются факторы, достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установле­ние полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки социологом до начала исследования.

Главное ограничение, связанное с использованием тради­ционных методов документов, - это возможность субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок иссле­дователя, его интересов, сложившихся стереотипных представ­лений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться исследователем, а строгих критериев для обнаружения подоб­ных влияний при интуитивном, понимающем анализе не суще­ствует. Этот недостаток преодолевается методиками формали­зованного анализа, которые основаны на статистическом учете различных объективных характеристик текста. Например, час­тоты публикаций в газете материалов определенной темы или жанра; числа строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам; частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т.п.

Контент-анализ - это метод изучения сообщений, соз­даваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста. Анализ осно­ван на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых ха­рактеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники - книги, поэмы, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет и т.п. При этом, конечно, подра­зумевается, что изучаемая характеристика распределена в не­которой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т.д.

Задачи, решаемые методом контентного анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким эффектом?».

Суть метода сводится к тому, «чтобы найти такие легко-подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (на­пример, такой признак, как частота употребления определен­ных терминов), которые с необходимостью отражали бы опре­деленные существенные стороны содержания».

Обычно контентный анализ, также как и методы опроса, использует выборочный метод изучения. И лишь единицы анализа и единицы отбора в них различны. В контентном ана­лизе это слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, тогда как в выборочных опросах единицы отбора на последней ступени - это люди.

Интересным примером использования контент-анализа при изучении социально-психологического климата в трудо­вом коллективе является анализ содержания должностных ин­струкций, определяющих межличностные служебные отноше­ния между работниками. Исследователь осно­вывался на следующих посылках. Содержание инструкции как нормативного документа, определяющего координацию про­изводственных взаимодействий членов коллектива, должно обеспечивать четкую регламентацию производственных роле­вых позиций. Чем более четкой и полной будет такая регла­ментация в инструкциях, тем более спокойными, деловыми и в целом позитивными будут отношения в коллективе, тем больше социально-психологических предпосылок для успеш­ных производственных взаимодействий.

Ключевым исходным понятием для анализа содержания должностных инструкций явилось понятие «регламентации» в связи с рядом понятий, определяющих важнейшие стороны производственной деятельности, которые и должны были стать предметом регламентации в инструкциях.

Были выделены основные стороны производственной деятельности, подлежащие регламентации, составляющие ее предметное содержание. Автор исследования назвал этот пе­речень «категории регламентации» и включил в их число сле­дующие содержательные элементы, присутствие (или отсутст­вие) которых должно было учитываться при анализе текста должностных инструкций.

1. Место данной должности в структуре организации и в общей системе производственной деятельности коллектива.

2. Основные цели функционирования лиц, занимающих данную должность.

3. Квалификационные требования к лицам, занимающим данную должность.

4. Обязанности лиц, занимающих данную должность.

5. Подчиненность и права лиц, занимающих данную должность.

6. Ответственность.

Что дало выделение категорий регламентации? Иссле­дователь получил возможность расчленить текст на смысло­вые блоки по названным шести категориям и по каждой из них сделать однозначное (стандартизированное) заключение о наличии или отсутствии в тексте данной категории. Единицей учета при таком уровне анализа может стать фрагмент текста, содержащий упоминание названной категории и характери­стику ее содержания (независимо от полноты и точности этой характеристики). Это еще весьма обобщенный и поверхност­ный уровень анализа текста должностной инструкции. Но да­же этот уровень анализа дает возможность отличить более полную инструкцию от поверхностной и фрагментарной. При­чем заключение о качестве инструкции будет не интуитивным, как мы имеем в случае, например, экспертной оценки, а аргу­ментированным, с указанием на отсутствие необходимых све­дений по конкретным разделам.

Вместе с тем, категории регламентации могут быть рас­крыты более дробными элементами содержания, позволяющи­ми не только учесть наличие каждой категории, но и выяснить, насколько полно и подробно она раскрыта в тексте инструкции. Иначе говоря, для каждой категории могут быть найдены эмпи­рические индикаторы, т.е. более конкретные элементы содер­жания, которые можно обнаружить в тексте и учесть в виде от­дельного суждения, содержащего законченную мысль (предло­жение, часть предложения или несколько предложений). Эти индикаторы (исследователь назвал их «элементы регламента­ции») указывают, что должно быть сказано в тексте инструк­ции, чтобы категория регламентации (ответственность, подчи­ненность и др.) стала однозначно понятна исполнителю, кото­рый будет пользоваться данной инструкцией.

Например, категория «подчиненность и права лиц, занимающих данную должность» может быть раскрыта следующими элементами регламентации.

1. Как увольняются и назначаются лица, занимающие данную должность.

2. Кому подчиняются лица, занимающие данную долж­ность.

3. Кому подчиняются лица, занимающие данную долж­ность в отсутствие непосредственного начальника.

4. Каким формам руководящих и управляющих воздейст­вий, исходящих от каких лиц и в каких сферах произ­водственной деятельности должны подчиняться лица, занимающие данную должность.

5. Кого имеют право назначать или увольнять, или пред­ставлять к назначению или увольнению лица, занимаю­щие данную должность.

6. Кто подчиняется лицам, занимающим данную должность.

7. Какие формы руководящих и управляющих воздействий, по каким вопросам производственной деятельности и по отношению к представителям каких должностей могут использовать лица, занимающие данную должность.

8. По каким вопросам производственной деятельности, и в каких границах имеют право самостоятельно принимать решения лица, занимающие данную должность.

Аналогичным образом раскрывалось содержание каж­дой категории регламентации. Такое подробное расчленение содержания служебной деятельности позволило обнаружить и учесть в тексте инструкции такие суждения, сочетание слов, предложения, т.е. единицы учета, которые давали возмож­ность построить числовые показатели, характеризующие от­дельные качества должностных инструкций: подробность, четкость и др.

Принципиальным моментом в разработке методики кон­тент-анализа является разработка инструкции для кодировщи­ков. Содержанием инструкции является описание правил со­отнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. В на­шем примере - это список категорий и элементов регламента­ции, который называют кодификатором, кодом или кодировальной карточкой. В последнем случае карточка содержит не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о до­кументе, который подвергается кодированию (например, но­мер или название подразделения, в котором используется дан­ная инструкция, ее объем в страницах, число разделов и т.п.).

Инструкция кодировщику содержит обычно не только правила поиска в регистрации единиц текста, соответствующих делениям кодификатора, но и примеры таких единиц: слова, высказывания, суждения и т.п.

После разработки инструкции для кодировщика она должна быть проверена на однозначность ее понимания раз­личными кодировщиками. Цель такой проверки - выяснить, по­могает ли инструкция кодировщикам получать единообразные, стандартные результаты, не зависящие от субъективных осо­бенностей восприятия отдельных кодировщиков. Делается это следующим образом: один и тот же текст дается группе коди­ровщиков, которые работают с едиными кодификаторами и ин­струкциями. Затем проверяется совпадение результатов. Случаи расхождения результатов у различных кодировщиков выясня­ются и обсуждаются их причины. С учетом выявленных неточ­ностей инструкции дорабатываются. Затем проводится новая проверка и так до получения необходимого уровня совпадения результатов, обусловленного задачами исследования.

Контент-анализ - целесообразно использовать при нали­чии больших текстовых массивов с четкой структурой, опре­деляемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию средствами информа­ции и пропаганды. В публикациях описан разнообразный опыт отечественных и зарубежных социологов в использовании ка­чественно-количественного анализа газетных сообщений.

При анализе больших массивов текстов социологу при­ходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из общей генеральной сово­купности текстов. Здесь социолог руководствуется общими принципами выборочных исследований.

Социолог-практик может использовать контент-анализ при изучении документов различного типа: тексты многоти­ражных и стенных газет, сообщения заводского радио, прото­колы собраний, автобиографии, ответы на открытые вопросы анкет, пожелания и предложения респондентов по теме опро­са. При этом необходимо уже на стадии планирования иссле­дования продумать, каковы функции информации, полученной методом контент-анализа, в общей структуре эмпирических данных, полученных другими методами, используемыми в ис­следовании.