Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция-11.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
273.41 Кб
Скачать
  1. Движущие силы и субъекты общественного развития.

Движущие силы развития общества связаны, прежде всего, с деятельностью людей. Ведь жизнь общества, его история есть деятель­ность людей, то есть деятельность личностей, социальных групп, наро­дов. Поэтому эта история должна рассматриваться именно в контексте деятельности людей.

Что же является движущей силой действий каждого человека, любой социальной группы, общества в целом? Ответ, пожалуй, может быть однозначным - интерес.

К. Гельвеции назвал интерес «всесильным волшебником», который изменяет вид любого предмета. По мнению П. Гольбаха, интерес является единственным мотивом человеческой деятельности. С различными фор­мами человеческой деятельности связывали интерес Кант и Гегель. Кон­структивно - творческую роль интереса подчеркивали К. Маркс и другие мыслители. Уже несколько десятилетий в цивилизованных странах мира находится на вооружении психологическая формула: интерес - стимул - реакция на стимул - мотив действия - само действие.

Среди многочисленных интересов особое место принадлежит мате­риальным, в первую очередь - интересам собственности, ведь историю развития человеческой цивилизации можно периодизировать по формам собственности. Взаимодействие же интересов (личностей, социальных групп, общностей людей и др.) происходит не само по себе, а через реаль­ные общественные отношения, связи, организации, Общественная жизнь постоянно «нормирует» интересы, придает им социальную форму, смысл, определяет способы их реализации.

На основе общности интересов происходит объединение людей в со­циальные группы. Интересы же людей чрезвычайно противоречивы, они органически «вплетены» в социально - политические, нравственные, духовные, и, наоборот, духовные включают в себя материальные интересы и потребности.

Итак, движущие силы общественного развития - это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе кото­рой лежат определенные интересы и которая осуществляется через госу­дарственные и негосударственные органы, коллективы, первичные соци­альные ячейки.

Субъектом общественного развития есть, прежде всего, личность, выступающая в качестве социального проявления каждого человека, вы­раженная в конкретной индивидуальной характеристике. Глубинные ис­токи роли личности в ее общественной природе. Принадлежность лично­стей к различным типам общностей выступает в качестве определенного импульса жизнедеятельности каждого человека, каждой личности. Имен­но в них формируется его жизнедеятельность, социальная активность.

Активная же роль личности в обществе выражается в том, что в сфе­ре производства человек постоянно совершенствует орудия труда и на­копленный опыт; в сфере социальной человек, подвергаясь влиянию дру­гих людей, сам влияет на них и, таким образом, на все существующие от­ношения; в сфере политической личность ведет себя так же, как и в сфере социальной, однако возможности проявления активности здесь более мно­гообразны; в сфере духовной жизни активность человека в освоении, со­здании и совершенствовании духовных ценностей очевидна.

Особое место в социальной философии занимает проблема выдающихся исторических личностей. В оценке их роли в истории мы имеем чрезвычайно большую амплитуду колебаний - от мысли Б. Рассела, счи­тавшего, что если бы сто выдающихся людей Европы были убиты в дет­стве, то вся мировая история сложилась бы по-иному, чем это было в дей­ствительности, до взгляда выдающегося историка Франции Моно, кото­рый считал, что хотя большинство историков и привыкли обращать вни­мание на блестящие и громкие проявления человеческой деятельности и великих людей, однако, необходимо изображать быстрые и медленные движения экономических условий и социальных учреждений, составляю­щих действительно непреходящую часть человеческого развития и влия­ющих на роль личностей в развитии общества, диалектику объективных условий и индивидуальных условий в деятельности выдающейся истори­ческой личности.

От чего же зависит роль выдающихся исторических личностей? Целиком очевидно, что историческая личность, ее роль является своеобразным результатом двух составляющих: социальных потребностей, с одной сторо­ны, и качеств конкретной личности - с другой.

Опорным при исследовании вопроса о субъектах истории является понятие социальная группа. При этом социальная группа может быть субъектом. Если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. В отличие от индивидуального субъекта (личности) группу можно рассматривать как социальный субъект.

Различаются малые социальный группы - это малочисленные со­циальные группы, члены которой объединены общей деятельностью и пребывают в непосредственном стойком общении друг с другом, что явля­ется основой их эмоциональных отношений, личных групповых ценнос­тей и норм поведения, средние социальные группы (жители одного села, работники одного предприятия, учреждения, преподаватели и студенты одного вуза) и большие социальные группы -этнические общности (пле­мена, народности, нации), возрастные группы (молодежь, пенсионеры), объединения по полу (мужчины и женщины).

Среди больших социальных групп важнейшую роль как субъекты разви­тия общества играли классы. Классовая борьба была реальным фактором общественной жизни в прошлом. Марксизм считает ее движущей силой раз­вития антагонистического общества. К этому толкают классовые интересы, главным среди которых являются материальные интересы. В конечном счете, борьба прогрессивного класса ведется за ликвидацию старого и утверждение нового базиса. Однако в любом обществе базисные, то есть производствен­ные отношения опутаны сетью отношений надстроечных, в первую очередь, политических и правовых. Надстройка является тем фактором, который не дает утвердиться новым прогрессивным силам и потому социально - истори­ческая практика направлена непосредственно против надстройки старого об­щества. Конфликт между новыми производительными силами и старыми про­изводственными отношениями служит экономической основой и показате­лем исторической необходимости социальных перемен. Бурно протекающие качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе обозначаются понятием «социальная революция».

Социальная революция включает в себя в большинстве случаев рево­люцию политическую, переход власти из рук одного класса в руки другого. В методологическом инструментарии материалистического анализа соци­альной революции существенное значение имеет определение характера социальной революции, который зависит от того, какие производственные отношения утверждаются в результате революции (феодальная, буржуазная, социалистическая революции). Ход революции зависит от ее движущих сил, то есть действия тех классов и других социальных групп, которые заинтере­сованы в победе социальной революции, активно за нее борются.

При этом диалектический материализм не отождествляет социальную революцию с какой-либо одной из форм ее проявления, считая, что она не сводится к захвату политической власти и форма вооруженного восста­ния не исчерпывает возможных вариантов осуществления революции. История знает и революции «сверху», то есть коренные изменения об­щественных отношений, осуществляемые по инициативе власти, точнее тех сил, которые способны осознать необходимость назревших перемен и встать на строну прогресса. Но глубина перемен зависит и от активных действий «снизу».

В то же время, говоря о классовой борьбе, следует заметить, что абсо­лютизация ее роли и значения как движущей силы в развитии общества, как отмечают некоторые обществоведы, исключала из содержания субъекта общественного развития средние классы общества, отрицала творческую деятельность каждого класса в общественном развитии. Это приводило к затушевыванию единства общества как социального организма на каждом этапе общественного развития.

Поэтому в последнее время усиливается внимание к теориям социальной стратификации и социальной мобильности, разработка которых в западной социальной философии осуществляется еще начиная с П. Сорокина.

Сущность первой из них сводится к таким основным положениям: классы исчезли, существуют лишь некоторые социальные «пласты» или слои. Поэтому вместо понятия «классы» следует пользоваться понятием «страты» (от латинского - шар, пласт); признаки страта произвольные - род занятий, престиж, размер прибыли, отношение к определенным соци­альным проблемам, манеры, вкусы, привычки и др.; количество страт раз­ные социологи определяю по-разному - 4,5,6,7,8 и более.

Теория же социальной мобильности сводится к таким положениям: теория К. Маркса о существовании в капиталистическом обществе двух полярно противоположных классов и обострения борьбы между ними не подтвердилась; имеют место лишь отличия между стратами и высокая мобильность, подвижность, связанная с переходом из одного страта к дру­гому; таким образом, говорить об антагонизме между работником и капи­талистом не стоит, ибо вчерашний пролетарий может стать капиталистом, а капиталист - пролетарием.

В соответствии со сказанным, существуют «боциальные эскалато­ры» или «лифты», на которых люди могут подняться на более высокие ступени общественного положения - экономика, политика, армия, цер­ковь, наука, брак.

Кроме «вертикальной мобильности», когда люди «поднимаются и опускаются как лифты в учреждениях» (по терминологии американского философа и экономиста Ст. Чейза), существует и так называемая «горизонтальная мобильность», когда социально - экономическое положение человека существенно не меняется, а лишь связано с переходом с одного места работы на другое без значительного улучшения или ухудшения экономического положения человека.

К большим социальным группам относятся так называемые соци­альные слои, то есть промежуточные или переходные общественные груп­пы, не имеющие признаков класса (часто их называют еще прослойкой), например, интеллигенция, часть определенного класса (квалифицирован­ные работники).

Субъектом социального развития является также народ. Народ - решающая сила всех общественно - политических деяний, который осуще­ствляет все глубокие социальные преобразования. Но возникает вопрос: кто использует эти завоевания? И здесь вспоминается гегелевская «иро­ния истории» и известное высказывание Ф. Энгельса о том, что когда ре­волюционеры осуществляют революцию, то удивляются, а иногда и с ужа­сом видят, что достигнутое совсем не то, к чему они стремились. И еще. Народ - творец всех духовных ценностей. Этот тезис, безусловно, нужно понимать не буквально. Подавляющее большинство духовных ценностей, сокровищница каждой национальной и мировой культуры создаются про­фессионалами, народ же, в конечном результате, играет роль своеобразно­го «фильтра», воспринимая или не воспринимая определенные произве­дения литературы, искусства.

Практически все, кто задумывается над историей, признают, что в ее «живом движении» принимают участие и широкие народные массы, и выдающиеся исторические личности, которые существенно влияют на судьбу стран и народов, и элиты (экономическая, политическая, интеллек­туальная и др.), то есть группы «избранных», влиятельных лиц, имеющих непосредственное отношение к власти и из которых выделяются выдаю­щиеся личности. Ведь элиты появляются как выражения интересов оп­ределенных исторически исходных социальных групп.

Важная роль в жизнедеятельности общества принадлежит поколени­ям и социально - этническим общностям. Различные социально - этни­ческие общности, как субъекты общественных, в частности национальных и межнациональных отношений, придают им особое своеобразие, непов­торимость, обогащая общий процесс развития этносоциального бытия, социума вообще.

Сложность процесса отражения объективно существующего интере­са может приводить к тому, что та или иная общность порой принимает чуждый ей интерес за свой собственный. Это следует постоянно иметь в виду как политикам, так и обществоведам, анализирующим социальное развитие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]