Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
862.72 Кб
Скачать

Аналогия

Под аналогией понимают сходство предметов по ряду каких-ли­бо признаков. Для заключения по аналогии как метода познания ва­жно, чтобы эти признаки не были случайными. Существенность или несущественность признаков зависит от того, какая познавательная задача рассматривается. Например, в демографических задачах бу­дет несущественно сходство людей по их весу или строению тела, здесь существенными будут признаки пола и возраста. Для ботани­ка, осуществляющего классификацию растений, несущественно сход­ство растений по химическому составу, зато существенны их морфо­логические, экологические признаки.

Сходство предметов по группе существенных признаков (в рам­ках определенной задачи) может служить основанием для заключения о сходстве предметов также и по каким-то другим признакам, не принадлежащим к заданной группе. Данная процедура и называется умозаключением по аналогии. Можно сказать, что на заре человече­ского общества познание вообще осуществлялось в значительной ме­ре путем умозаключений по аналогии.

Применение метода аналогии в научном познании требует оп­ределенной осторожности. Четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффективно, не так-то просто. История науки свидетельствует о том, что отношение к заключению по аналогии как методу получения новых знаний не было одинаковым со сторо­ны исследователей. Одни из них полагали, что заключение по ана­логии может давать достоверные результаты. Максвелл пытался да­же развить применение заключения по аналогии в физический метод исследования 1. Некоторые авторы вообще рассматривают аналогию как необходимое условие любого научного открытия 2. И действите­льно, мы сталкиваемся с аналогией, по сути дела, в любом исследо­вании. Одна из форм установления аналогии - выявление сходных внешних свойств явлений. Другая форма - обнаружение логических гомологий и изоморфизмов (формально сходных законов, управляющих функционированием различных явлений). Третья форма - определение условий развития отдельных явлений и их специальных законов.

Однако большинство исследователей отказывали заключению по аналогии в роли надёжного средства познания. Наиболее сильному и обоснованному сомнению роль аналогии в познании впервые подверг Ибн Сина: заключение по аналогии "не является необходимым, потому что утверждение по сходству может противоречить утвержде­нию по другому сходству, тах как есть много вещей, которые в од­ном отношении схожи, а в тысяче других различны. В отношении од­ного из них суждение будет правильным или может быть правильным. Стало быть, аналогия может привлечь внимание и навеять сомнение, но не установить достоверность" 3. Гегель, понимая аналогию как установление тождества через всеобщность и ставя ценность ее в зависимость от того, насколько признаки сходства отражают сущ­ность исследуемых объектов, основной недостаток аналогии видел в сложности различения существенных и несущественных признаков 4.

1. Максвелл Д.К. Избранные сочинения по теории электромагнитно­го поля. М ., I954. С. I2.

2. См., например: Пойа д. Математика и правдоподобные рассужде­ния. М., I957.

3. Ибн Сина. Даниш-наме. Душанбе, I957. С. 116.

4. Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т. Т. 6. М.; Л., I939. С. I40-I44.

Отрицательное отношение к аналогии как методу получения но­вых знаний было обусловлено тем, что не было четких правил, по­зволяющих осуществлять перенос знания с одного сравниваемого объекта на другой. Возможность разработки таких правил для лю­бых познавательных ситуаций кажется проблематично и сейчас. Вместе с тем нельзя не признать огромной эвристической силы ана­логий в познавательной деятельности. Путем использования анало­гий было сделано немало научных открытий. Галилей открыл спутни­ков Юпитера и по аналогии с этим выдвинул новый, достаточно точ­ный для своего времени аргумент в пользу гелиоцентрической систе­мы мира Коперника. Гершель по аналогии с влиянием кварца на поля­ризованный свет доказал влияние магнитного поля на поляризован­ный свет, предвосхитив открытие Фарадеем вращения плоскости поля­ризации света электрическим током. Гюйгенс на основе сходства звука и света в их свойствах отражаться, преломляться, прямолинейно распространяться и интерферировать уподобил движение света звуковому движению, в результате чего пришел к выводу, что не то­лько звук, но и свет имеет волновую природу. Допплер на основе аккустической аналогии пришел к выводу, что скорость света, как и скорость звука зависит от упругости и плотности среды, в кото­рой распространяется волна. На этой основе к световым волнам был применен принцип, согласно которому частота колебаний световых волн зависит от того, в какую сторону (от наблюдателя или к нему) движется источник света. По аналогии с искусственным отбором Дар­вином была создана теория естественного отбора. Кирхгоф и Бунзен химический состав Солнца определили на основе аналогии между ли­ниями солнечного спектра и спектра химических элементов. Изобре­тение громоотвода Франклину и Дивишу было навеяно аналогией меж­ду молнией и электрической искрой. Опираясь на аналогию со звуча­нием пустой и наполненной бочки, Ауэнбруггер открыл метод перкус­сии - определение состояния и положения внутренних органов по звуку, получаемому при выстукивании поверхности тела. Перечень подобных примеров можно было бы продолжать и далее.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин широко использовали аналогии. В.И.Ленин указывал, что при проведении параллели "надо выделить и точно указать, что сходно в различных событиях..." 1 Он выступал как против неоправданного использования аналогий, ничего не даю­щих познанию 2, так и против абсолютного противопоставления разли­чных вещей материального мира, различие которых относительно, что предполагает возможность использования aнaлoгий в познании 3.

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 126.

2. Ленин В.И. Там же. Т. 18. С. 347.

3. Ленин В.И. Там же. С. 264.

Без применения вывода по аналогии часто вообще нельзя полу­чить знания об исследуемом объекте. Если мы об объекте исследо­вания знаем мало, то часто судим о нем по аналогии в каких-либо отношениях с хорошо известными нам объектами, т.е. на основании соседства в определенных признаках делаем вывод о сходстве изуча­емых объектов в других признаках. При этом мы переходим от част­ного сходства к установлению более общего сходства. Аналогия ле­жит в основе индуктивного метода, метода моделирования. Модель есть аналог своего прототипа, и когда мы переносим знания с моде­ли на прототип, то пользуемся, по сути дела, умозаключением по аналогии.

В тех случаях, когда возможно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, умозаключение по аналогии приобретает доказательную силу. Напри­мер, в технических науках в качестве такой системы правил широ­ко используется теория подобия. Основным требованием теории по­добия является условие инвариантности уравнений, описывающих изучаемое явление и его аналог, относительно так называемых пре­образований подобия (или масштабных преобразований). Из условий инвариантности выводятся специальные критерии подобия - величины, которые должны быть численно равны для изучаемого объекта и его аналога. Это равенство и гарантирует справедливость заключения по аналогии.

Три основные теоремы теории подобия дают ответ на следую­щие три важных вопроса:

а) какие величины надо измерять в экс­периментах на моделях-аналогах;

б) как следует обрабатывать ре­зультаты экспериментов;

в) на какие явления эти результаты мож­но распространять.

Ответ на последний вопрос, даваемый третьей теоремой, представляет особенно большой интерес, поскольку опре­деляет класс явлений, которые можно считать физически подобными. Сама возможность построения теории подобия (как специализирован­ной теории аналогии) в механике свидельствует о том, что в ря­де областей знания, применительно к определенным типам задач, метод аналогии может быть достоверным и строгим. В общем же слу­чае этого сказать нельзя. Но можно и нужно стремиться выявлять условия, при которых корректность вывода по аналогии повышается.

А.И.Уемов перечисляет в этой связи следующие условия:

1) число общих для двух сравниваемых предметов А и В признаков должно

быть возможно большим;

2) призкаки должны быть существенными для сравниваемых предметов;

3) сходные признаки должны охваты­вать различные стороны предметов А и В, они должны быть как можно более разнородными;

1. См.: Кирпичев М.B. Теория подобия. М.,1953.

4) переносимый с аналога на прототип признак должен относиться к тому же классу (или виду, типу), что и выявленные сходные признаки 1.

Не менее важным обстоятельством является еще и то, чтобы изучаемые признаки относились к возможно более глубокому уровню (более глубокой сущности) сравниваемых предметов. Поверхностные, внешние признаки, даже если они отвечают выбранному аспекту сра­внения (относятся к рассматриваемой задаче), дают меньше основа­ний для достоверного вывода по аналогии. Г.Клаус, идя по этому пути, указывает на степень или глубину аналогии в зависимости от уровня рассмотрения систем. Достоверность вывода по аналогии усиливается, когда мы постепенно переходим от сопоставления ре­зультатов функционирования систем к сопоставлению их способов функционирования и далее от способов функционирования - к реали­зующим их структурам и, наконец, от структур - к субстратным ха­рактеристикам сравниваемых систем. Соответственно этому Г.Клаус различает такие аналогии: аналогия реэультата, аналогия поведе­ния, аналогия структуры, аналогия материала 2.

Ценность метода аналогии существенно возрастает, когда он используется в единстве с другими методами исследования.

1. См.: Уемов А.И. Аналогия // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. I. С. 56-57; Уемов А.И. О достоверности выводов по аналогии // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.

2. Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963. С. 263.