Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Народы прибалтики в средние века

На рубеже I и II тыс. н. э. земли Прибалтики были населены племенами угро-финского и балтского происхождения, имена которых донесли до наших дней рус­ские летописи, немецкие хроники и скандинавские саги

На территории современной Эстонии обитали эсты и ливы, на землях нынешней Латвии — те же ливы, а так­же курши, земгалы и латгалы. От низовьев Вислы до Немана и за Неманом жили пруссы и ятвяги. В полосе от сегодняшней восточной границы Эстонии до Невы земли были заняты племенами водь и ижора, впоследствии полностью слившимися с русским населением. Труднее всего установить, на какой территории обитали предки современных литовцев; до настоящего времени этот вопрос вызывает споры среди историков (см. ст. «Вели­кое княжество Литовское»).

Народ эстов отличался воинственностью и был скло­нен к торговле. Викинги-скандинавы, наводившие ужас на всю Европу, нередко совершали походы в землю зстов, или «эйстов», как именовали их саги, но здесь чужаков всегда ожидал жестокий отпор. Эсты время от времени наносили удары недружелюбным пришельцам на их собственной территории, совершая военные экспе­диции к берегам Дании и Швеции. Героический народ создал героический эпос. Главный персонаж эстонской мифологии, богатырь Ка'левипоэг, победитель нечистой силы, столь могуч, что, метая камни, оставляет на них отпечатки своих рук. Древняя земля эстов богата кладами средневековых арабских, византийских и за­падноевропейских монет. Здесь рано возникли торговые центры и гавани: Колывань (Таллинн), Тарту и др.

В XIXIII вв. у прибалтийских народов уже были свои города-крепости, своя знать и свои государственные об­разования — небольшие княжества. Так, например, не позднее второй половины XII в. образовались два лат­гальских княжества — Герцике и Талава, зависевшие от русских городов Пскова и Полоцка. В XIXIII вв. в При­балтику, главным образом с Руси, начало проникать христианство. Но язычество на протяжении столетий успешно соперничало с ним. Среди литовцев, например, массовая христианизация началась только в конце XIV в. Часть территории Прибалтики была завоёвана Русью и находилась в разной степени зависимости или в союз­нических отношениях с русскими землями и княжества­ми. Однако в начале XIII в. шведы, датчане и немецкие рыцари (последние принадлежали к специально создан­ному для завоевательных целей Ордену меченосцев) бук­вально врываются в Прибалтику. Под предлогом хрис­тианизации они захватывают земли местных племён и вытесняют русских. Народы Прибалтики оказывали яростное сопротивление. Эсты несколько раз разбивали немцев и изгоняли их, но в конце концов, не устояв пе­ред упорным натиском хорошо вооружённых, дис­циплинированных и постоянно получавших подкрепления из Европы рыцарских отрядов, были покорены. На­иболее значительную роль в завоевании Прибалтики сыграл епископ Рижский Альберт, энергичный человек, жестокий и умный политик. Он как никто другой умел поддержать величие христианского креста ударами рыцарского меча. На протяжении XIII в. вся Прибалтика, кроме Литвы, была подчинена немцами и датчанами.

Литовцы, выдерживая натиск закованных в латы рыцарей, постепенно научились трудному искусству побеждать столь сильного противника. В 1236 г. при Сауле (Шяуляй) и в 1260 г. на озере Дурбе они одержали впечатляющие победы в сражениях с завоевателями. На

226

русских князей пал и великий князь Юрий, и его место на великокняжеском престоле занял Ярос­лав Всеволодович. Тогда старший из оставшихся в живых его сыновей, ставленник в единственной уцелевшей от нашествия земле и вполне взрослый для дел правления человек, автоматически стал одной из ключевых фигур в политической расста­новке сил на севере и северо-востоке Руси. На плечи 18-летнего князя легла громадная ответст­венность: оборона новгородских границ от воинст­венных соседей, намеревавшихся захватить севе­ро-западные области Руси, ослабленные недавним разгромом. Несколько лет ожесточённой борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли Александру Ярославичу бессмертную славу.

В 1237 г. по указанию Папы римского силы Ордена меченосцев были восстановлены объеди­нением его с Тевтонским орденом. Новые много­численные отряды рыцарей прибыли из Германии в качестве подкрепления. Но первый удар по Руси нанесли не они, а шведы. В 1240 г. шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены сторожей (дозором) во главе с ижорянином Пелгусием. Молодой энергичный князь, не дожидаясь помощи из далёких Владимира и Переяславля-Залесского, со своими дружинниками, войском ладожан и новго­родской ратью устремился навстречу неприятелю. Шведский лагерь неподалёку от впадения реки Ижоры в Неву подвергся внезапному нападению. В кровавой сече Александр Ярославич копьём ранил Биргера в голову. Один из русских воинов подрубил опорный столб шатра королевского зятя, другой — въехал на коне по мосткам на шведский шнек (судно). В конце концов шведам пришлось бежать на свои корабли и отчаливать от берега, потеряв в битве более 200 знатных воинов, а прочих — «без числа». Победа принесла Алек­сандру Ярославичу громкую славу и почётное прозвище «Невский». Новгородцы объясняли эту победу вмешательством высших сил: ещё Пелгусий рассказывал о своём видении — святые мученики Борис и Глеб плыли в лодье на помощь «сроднику своему». А после боя множество неприятельских трупов было обнаружено на месте, где вроде бы не было сечи, и гибель шведов приписали ангель­скому воинству.

Историк Феннел оценивал Невскую битву как мелкую стычку, малозначительное столкновение. Но едва ли это так: позднее высшие фамилии русской знати выводили своих предков из числа героев Невского сражения, гордясь таким родосло­вием. Можно ли гордиться участием предков в мелкой стычке?

В том же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская

востоке натиск немцев, шведов и датчан был остановлен русскими князьями.

На покорённых территориях возникло несколько госу­дарств. Наиболее сильным среди них был Ливонский орден, имевший военно-церковную организацию и рас­полагавший большой военной мощью. Ливонский орден был прибалтийским отделением могучего немецкого Тев­тонского ордена, когда-то объединившегося с Орденом меченосцев, который терпел поражения. В то же время Ливонский орден представлял собой вполне самостоя­тельное государственное образование, просуществовав­шее до XVI в. и полностью разгромленное полками Ивана Грозного в ходе Ливонской войны. Покорённые народы Прибалтики неоднократно поднимали восстания. Наиболее крупным из них было восстание Юрьевой ночи в 1343—1345 гг., потрясшее всю Эстонию. После паде­ния Ливонского ордена прибалтийские земли на несколь­ко столетий стали предметом военного соперничества между Польшей, Швецией и Россией. В XVIII в. они полностью вошли в состав Российской империи.

Старый замок в Гродно. XIV—XVI вв.

(времена Великого княжества Литовского). Реконструкция.

227

рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, немцы взяли городок Тёсов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом — князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно: под их ударами пало Копорье, был возвращён Псков, гарнизон которого они почти полностью истре­били. Главное же столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]