Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 Общая характеристика экономической несосто...docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
73.41 Кб
Скачать

1.3.5 Правовой анализ положения временного (антикризисного) управляющего в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)

В нынешних условиях следует отдельно вести речь об антикризисных управляющих, правовой статус которых определен нормами Закона о банкротстве 2000 года, и об антикризисных управляющих, правовой статус которых определен нормами Указа № 508.

Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для реализации целей процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с нормами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, – из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве 2000 года [4, с. 40].

В зависимости от стадии процедуры банкротства управляющий может быть временным управляющим (назначается при введении защитного периода) или антикризисным управляющим (назначается в случае открытия конкурсного производства). В качестве антикризисного управляющего в соответствии с нормами Закона о банкротстве 2000 года могут выступать физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и организации со статусом юридического лица. Физическое лицо и руководитель организации – управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не иметь судимости. Требование об отсутствии судимости в отношении кандидатуры управляющего нуждается в уточнении, поскольку в данном случае возникает вопрос о возможности аттестации физического лица на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, при условии, что такое лицо имеет судимость, которая снята или погашена [64, с. 87].

Управляющий приступает к исполнению своих обязанностей с момента получения документа, удостоверяющего полномочия управляющего в отношении должника (удостоверение управляющего), если иное не предусмотрено определением (решением) хозяйственного суда. Указанный документ выдается со дня вынесения хозяйственным судом соответствующего определения или иного судебного акта. По окончании исполнения своих обязанностей управляющий возвращает удостоверение управляющего в хозяйственный суд [63, с. 87].

Анализ прав и обязанностей управляющего, его ответственности позволяет сделать вывод о том, что, осуществляя свои полномочия указанный субъект должен учитывать интересы и кредиторов, и должника, представлять отчеты о своей деятельности кредиторам, хозяйственному суду, государственному органу по делам о банкротстве, возмещать причиненный им ущерб должнику и кредиторам. Возникающий в этой связи вопрос о правовом статусе управляющего носит дискуссионный характер [27, с. 88].

С одной стороны, управляющий назначается из числа лиц, предложенных кредиторами. Многие действия управляющий совершает после уведомления кредиторов либо даже с их согласия. Так, сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого на момент заключения сделок превышает двадцать процентов балансовой стоимости активов должника (крупные сделки), заключаются управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов после уведомления об этом хозяйственного суда. Однако окончательное решение этих и иных вопросов входит в компетенцию хозяйственного суда, то есть сделать убедительный вывод о том, что управляющий представляет интересы кредиторов, нельзя [11, с. 76].

С другой стороны, норма статьи 61 Закона о банкротстве 2000 года содержит прямое указание на то, что в производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника. Более того со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с правилами Закона о банкротстве 2000 года к другим лицам (органам) [64, с. 88].

В то же время временный управляющий вправе предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, закрепленных в Законе о банкротстве 2000 года и иных законодательных актах. Такие действия совершаются в первую очередь в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов. Приведенные правила свидетельствуют об отсутствии оснований для характеристики статуса управляющего как представителя должника [63, с. 89]. При этом следует учитывать норму статьи 183 Гражданского кодекса, согласно которой управляющий при осуществлении своих функций не является представителем должника, хотя действует в чужих интересах, но от собственного имени [7]. Правда, между этой нормой и приведенной выше нормой статьи 61 Закона о банкротстве 2000 года. Нормы Закона о банкротстве 2000 года предусматривают исключения, когда управляющий выступает от имени должника, в частности, при предъявлении от имени должника исков в общий суд, хозяйственный суд или иные органы, разрешающие споры в отношении должника, при заключении мирового соглашения.

С позиции процессуального права управляющий относится к заинтересованным лицам. В этой связи возникает вопрос о пределах правовой заинтересованности управляющего [64, с. 88]. В соответствии с требованиями части 6, части 7 статьи 62 Закона о банкротстве 2000 года управляющий, во-первых, должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника, исполнять свои обязанности разумно и добросовестно, во-вторых, он не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов [31].

Таким образом, статус управляющего многогранен, его нельзя характеризовать только посредством института представительства интересов конкретного субъекта, что нельзя сказать об управляющих, назначаемых в соответствии с правилами Указа № 508 [5, с. 191]. В производстве по делу о банкротстве градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, а также организаций со статусом юридического лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, должников, в отношении которых государственные органы и организации предъявили ходатайство в хозяйственный суд о назначении временных (антикризисных) управляющих из числа предложенных ими кандидатур, временный (антикризисный) управляющий назначается в соответствии с решением государственного органа, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа [34].

Закон о банкротстве 2000 года определяет права и обязанности управляющего, которые достаточно объемны и разнообразны. В юридической литературе предложена многоступенчатая классификация прав и обязанностей управляющего в зависимости от разных критериев. Для характеристики управляющего как участника процедуры банкротства значение имеет классификация прав и обязанностей в зависимости от носителя последних:

1) общие – характерны для любого управляющего, что возможно в силу нормы части 4 статьи 33 Закона о банкротстве 2000 года;

2) специальные – характерны только для временного управляющего или управляющего, назначаемого с момента открытия конкурсного производства [64, с. 89].

Исходя из таких критериев, можно сделать вывод о том, что набор прав и обязанностей управляющего зависит от конкретной процедуры банкротства. В процессе классификации права и обязанности не будут разграничиваться, поскольку их специфика состоит в том, что одно и то же полномочие нормы Закона о банкротстве 2000 года относят одновременно и к правам и к обязанностям управляющего. К группе общих прав и обязанностей следует отнести:

1) общие процессуальные права и обязанности, которыми обладает управляющий как лицо, участвующее в деле о банкротстве, и специальные процессуальные права и обязанности, закрепленные за управляющим нормами Закона о банкротстве 2000 года (право заявлять ходатайство в случае своей временной нетрудоспособности о временном исполнении обязанностей управляющего другим лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к управляющему) [4, с. 192];

2) права и обязанности по сбору сведений о предпринимательской деятельности должника и его имущественном положении.

3) права и обязанности по управлению имуществом должника, в частности, права и обязанности обеспечивать сохранность имущества, обязанность производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;

4) право и обязанность проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов [38, с. 196];

5) право входить в служебные помещения должника и производить в них осмотр;

6) обязанность устанавливать кредиторов должника;

7) право на получение вознаграждения;

8) обязанность не реже одного раза в месяц представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, орган (организацию), представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности и об экономической деятельности должника [34];

9) обязанность соблюдать ограничения, установленные применительно к такому виду экономической деятельности, как деятельность управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве): не заниматься иными видами деятельности, кроме антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности; осуществлять права и (или) обязанности временного (антикризисного) управляющего и (или) представителя временной администрации не более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников – организаций и отсутствующих должников [63, с. 88];

10) обязанность в случае обнаружения данных, свидетельствующих о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) должника, сообщить о них в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы;

11) обязанность согласовывать план санации организации со статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющего государственный и международный заказы, с государственным органом, государственной и (или) международной организацией, разместившей такие заказы [38, с. 197].

Права и обязанности временного управляющего: право заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности; обязанность оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения.

Права и обязанности антикризисного управляющего:

1) права и обязанности по расчетам с кредиторами: обязанность рассматривать требования кредиторов и по результатам их рассмотрения вносить соответствующие записи в реестр требований кредиторов; право оспаривать требования кредиторов; право обращаться в хозяйственный суд при наличии разногласий с кредиторами и в иных случаях, предусмотренных нормами законодательных актов; обязанность заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; обязанность организовывать продажу имущества должника, удовлетворение требований кредиторов [64, с. 89].

2) права и обязанности по ведению дел должника и управлению его имуществом: право самостоятельно распоряжаться имуществом должника; обязанность принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника; обязанность производить выделение и исключение из состава имущества должника имущества третьих лиц, право и обязанность организовывать хозяйственную деятельность должника – проводить санацию или ликвидацию должника – организации либо прекращение деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождение его от долгов; право заключать от имени должника мировое соглашение;

3) обязанность передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с нормами права [11, с. 77];

4) обязанность определять место и время проведения первого общего собрания кредиторов, уведомить о проведении первого общего собрания кредиторов всех выявленных кредиторов, а также принять меры для опубликования необходимой информации о собрании кредиторов; в дальнейшем управляющий имеет право созывать собрание кредиторов;

5) обязанность использовать в процессе конкурсного производства только один счет в банке (основной счет должника), если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с нормами законодательных актов [31].

Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, предусмотренном статьей 77 Закона о банкротстве 2000 года, – за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознаграждения устанавливается хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не предусмотрено нормами Закона о банкротстве 2000 года. Минимальный размер этого вознаграждения и порядок его выплаты определяются нормами Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 года № 260 [8, с. 59].

Неисполнение, недобросовестное или ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей влечет различные правовые последствия, которые зависят в первую очередь от того, причинены ли этим убытки должнику или кредиторам. Отсутствие убытков может повлечь освобождение управляющего от выполнения обязанностей или его дисквалификацию [63, с. 91]. Наличие убытков является основанием для привлечения управляющего к гражданско-правовой ответственности.

Не взирая на то, что деятельность управляющего является предпринимательской, в соответствии с нормой части 1 статьи 83 Закона о банкротстве 2000 года управляющий обязан возместить кредиторам или должнику имущественный ущерб, причиненный по его вине. В случае если имущества управляющего – юридического лица недостаточно для возмещения имущественного ущерба, причиненного по вине управляющего, ущерб возмещается за счет личного имущества руководителя этого управляющего – юридического лица. В целях обеспечения возмещения такого вреда с 1 января 2008 года введено обязательное страхование гражданской ответственности управляющих в порядке и на условиях, определенных нормами главы 18 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» от 25 августа 2006 года № 530 [48, с. 26]. В соответствии с пунктом 419 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь договор обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих ежегодно заключается сроком на один год [36].

Кроме того, статьей 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение антикризисным (временным) управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления, в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин [15].

Таким образом, анализ общих положений об экономической несостоятельности (банкротстве) позволил сделать следующие выводы:

– законодательство о банкротстве в своем развитии прошло ряд закономерных этапов и является одной из наиболее дискуссионных областей права. Практика применения хозяйственными судами Закона о банкротстве 2000 года выявила ряд проблем, которые связаны как с несовершенством некоторых его положений, так и с противоречием других законодательных актов Закону о банкротстве 2000 года, что вызывает определенные трудности в ходе рассмотрения этой довольно сложной категории дел;

– не взирая на то, что Закон о банкротстве 2000 года является нормативным правовым актом прямого действия, в целях его реализации был принят ряд специальных нормативных правовых актов. Вместе с тем, процедуры банкротства банков, сельскохозяйственных организаций, градообразующих организаций и других категорий должников требуют более качественного правового обеспечения. Поскольку нормы Закона о банкротстве 2000 года уделяют регулированию этих вопросов недостаточное внимание, необходимым представляется принятие дополнительных нормативных правовых актов уровня закона;

– из смысла положений Закона о банкротстве 2000 года вытекает, что должник может присутствовать в заседании комитета кредиторов и собрании кредиторов, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий, что является не совсем корректным;

– Закон о банкротстве 2000 года не определяет четкого порядка уведомления кредиторов о проведении собрания. Подразумевается лишь, что в соответствии со статьей 17 Закона о банкротстве 2000 года сведения по делу о банкротстве (в данном случае о проведении собрания кредиторов) публикуются в средствах массовой информации. Именно через средства массовой информации конкурсные кредиторы должны самостоятельно отслеживать ход процедуры банкротства в отношении своих должников;

– не установлен конкретный порядок обжалования комитетом кредиторов действий управляющего;

– вопрос о правовом статусе управляющего носит дискуссионный характер, поскольку анализ прав и обязанностей управляющего, его ответственности позволяет сделать вывод о том, что, осуществляя свои полномочия указанный субъект должен учитывать интересы и кредиторов, и должника, представлять отчеты о своей деятельности кредиторам, хозяйственному суду, государственному органу по делам о банкротстве.

Бондарович И.В., ФП, ДПВ-1, 5 к., 30.04.2012

36