Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трубицына.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
207.36 Кб
Скачать

7.2. Реакция детей на смерть близких

Особо следует сказать о реакции детей на смерть близких. Согласно Б. Дейтсу, «младенцы проявляют понимание утраты уже на первом году жизни». «Лет до четырех дети испытывают грусть потери, но не понимают, что такое смерть. После года появляется страх отделения; если в семье кто-то умирает, дети боятся выходить из дома и стараются держаться возле родителей. Но смерть не кажется им постоянной. Скорее, это сон с последующим пробуждением. Некоторым кажется, что мертвый — это несколько менее живой; в этом их убеждает телевизор: сегодня человек "умер", а завтра они снова видят его на экране — живого». «В возрасте от пяти до десяти лет дети уже понимают, что смерть — это навсегда». «Смерть получает социальную окраску и в том, что касается подростков, имеет первостепенную важность. Для ребенка 12—13 лет смерть родителя его пола чревата громадными проблемами в будущем, и правильно было бы пригласить к нему профессионального психиатра. У подростков постарше смерть вызывает философские вопросы о смысле жизни. В это время они чувствуют себя неподвластными смерти и жестокая реальность их травмирует. Если умирает сверстник, это подрывает у них чувство безопасности. Если же причина такой смерти — самоубийство, помощь профессионала совершенно необходима. После встречи со смертью подростки часто становятся угрюмыми, импульсивными, склонными к неоправданному риску».

Очень много факторов определяют реакцию ребенка на смерть родного брата или сестры: природа смерти; возраст и характерные черты умершего ребенка; реальная вовлеченность ребенка в смерть брата или сестры; связь ребенка с обстоятельствами, предшествовавшими смерти сиблинга; непосредственное воздействие смерти на родителей; умение родителей справиться с первыми реакциями выжившего ребенка; реакции общества; воздействие смерти на структуру семьи; доступность для ребенка и родителей различных «заместителей»; сильные совместно действующие стрессы у ребенка и его семьи; уровень развития выжившего ребенка к моменту смерти, включая не только психосексуальное развитие, но и Эго-развитие с особым вниманием к когнитивной способности понять смерть. Очевидно, что воздействия на ребенка не статичны и подвержены постоянным трансформациям и эволюции.

Специалисты должны доводить до сознания общества, что:

  1. Маленький ребенок осознает смерть и реагирует на нее.

  2. Полезно позволить ребенку узнать о смерти, разделить воспоминания, высказывать и разделять чувства, вызванные реакцией на смерть значимого человека, со взрослыми.

  3. Когда ребенок получает адекватную подготовку, разделяемый опыт участия в обрядах и посещения кладбища содействуют постижению смерти и облегчают нормальный процесс горя.

7.3. Детский потенциал к восстановлению

Исследования показывают, что у детей есть потенциал для замечательно быстрой поправки и самолечения в ответ на психологическую травму, если предоставлена адекватная поддержка и консультирование. Есть надежда, что травмированным детям можно помочь вернуть нормальное детство, если их проблемы быстро распознаются и обеспечивается уход. Например, в 82—85% случаев был отмечен успешный опыт по усыновлению детей, взятых из семьи в возрасте 3,5 лет и отданных на усыновление в возрасте старше 5 лет.

Но для эффективного процесса переживания травмы важнее всего восстановление рутинной жизни, чтобы дети могли проходить нормальные этапы своего развития. Повседневная рутина разрушает хаос и придает миру стабильность. Важно дать детям возможность вернуться к той деятельности, которая в этом возрасте является ведущей.

В окружающей среде, характеризуемой страданиями, лишениями и жестокостью, развитию юношества наносится сильный ущерб. В условиях частых прогулов школы и компромиссного качества образования у подростков оказывается много времени, но мало возможностей для того, чтобы заняться приятной или полезной деятельностью. Им скучно, нечем (созидательным) занять свои мозги, что часто ведет к депрессивным симптомам и плохим умениям справляться с проблемами. Подверженные почти ежедневным актам несправедливости, жестокости и опасности, при преобладании негативных установок дети и подростки развиваются в отсутствии целей, что ведет к чувству безнадежности, беспомощности и деморализации. Для детей очень существенно быстро получить что-то нормальное в жизни. А самая нормальная часть жизни ребенка — время, проведенное в школе.

Хотя геополитические и социальные условия могут быть полностью различными, основной целью вмешательства в психическое здоровье травмированных детей является нормализация среды, окружающей этих детей. Групповая активность с различными центрами внимания, арт-терапия, спортивная активность и, главное, возобновление учебной деятельности и возвращение в школьную среду одинаково важны в любых регионах. Например, участие в спортивной деятельности стимулирует чувство принадлежности и лояльности, поддерживает кооперативный командный дух, дисциплину и порядок в мире, в других отношениях хаотичном, без правил и часто небезопасном.

Конечно, помимо восстановления нормальной повседневной жизни, дети нуждаются в профессиональной по мощи психологов и психиатров. Но любые взрослые, оказавшиеся рядом с такими детьми, могут помочь, если:

  • Признают их чувства и поведение.

  • Будут слушать, не осуждая.

  • Понятными словами заверят детей в их безопасности.

  • Убедят детей в том, что не обвиняют их.

  • Выразят им свою любовь.

  • Будут вести себя так, чтобы вызвать доверие.

  • Будут отвечать на вопросы с предельной честностью.

— Помогут им осознать, что все образуется и они не всегда будут чувствовать себя так, как сейчас.

— При любых переменах постараются создать атмосферу стабильности.

21