Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крупное землевладение во Франкском государстве....docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
65.77 Кб
Скачать

5) Организация управления вотчиной

Система управления вотчиной.

Основным средством производства и основным видом богатства, как уже упоминалось ранее, в доиндустриальных обществах являлась земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряжении феодалов, сосредоточивших в своих руках военную, политическую и религиозную функции. Наиболее важная особенность феодальной земельной собственности – это реализация её при посредстве мелких производителей – крестьян, которым феодал отдавал землю в держание. Крестьянин, таким образом, не являлся собственником обрабатываемой им земли, но лишь её держателем на определённых условиях, вплоть до права наследственного держания. Его экономическая зависимость от феодала выражалась в виде ренты, то есть работы или платежей в пользу феодала. Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вёл самостоятельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот и, что особенно важно, орудия труда. Без крестьянских рук земля феодала являлась мёртвым капиталом, в то же время самостоятельное ведение своего мелкого хозяйства и наличие в собственности орудий труда сообщало крестьянину известную экономическую автономность. Последнее обстоятельство породило такую особенность в функционировании экономической системы феодализма, как внеэкономическое принуждение, то есть насилие над личностью производителя. Наделённость земельных собственников политической властью в больших или меньших размерах – судебной, финансовой, административной, военной – обеспечивала им возможность осуществлять внеэкономическое принуждение.

С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества, крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом её политико-юридические функции. Контроль за соблюдением законов, ответственность перед сеньором за ведение хозяйства вотчины, все эти обязанности ложились на плечи управляющего поместьем. Управляющий – это представитель интересов сеньора перед крестьянством, а также представитель интересов крестьянства перед сеньором. Капитулярий о поместьях, в приципе, обращение сеньора к своим управляющим, инструкция для ведения вотчинного хозяйства.

Если в VI-VII вв. решающую роль в складывании крупной феодальной собственности и установлении крестьянской зависимости играли королевские пожалования, то в VIII-IX вв. более важным фактором этих процессов становится разорение массы крестьянства и втягивание его в поземельную зависимость от крупных феодалов даже без активной роли государства. Теряя землю, крестьянин часто вскоре терял и свою личную свободу.

Разорению и втягиванию крестьянства в зависимость способствовала в немалой степени и дальнейшая концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, служившей им орудием внеэкономического принуждения. Короли, будучи не в силах препятствовать этому процессу, вынуждены были санкционировать его путем специальных пожалований. Такие пожалования появились еще при Меровингах, но широкое их распространение относится к каролингскому периоду. Сущность их заключается в том, что особыми королевскими грамотами должностным лицам - графам, сотникам и их помощникам - запрещалось вступать на территорию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам. Такое пожалование называлось иммунитетом (от латинского immunitas - неприкосновенность, освобождение от чего-либо).

Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы и иные поборы); наконец, он являлся предводителем военного ополчения, созываемого на территории иммунитетного округа. Юрисдикции иммуниста обычно подлежали иски о земле и другом имуществе и дела о мелких правонарушениях не только лично зависимых, но и лично свободных жителей его владений. Глава 4 Capitulare de villis: «Если люди наши учинят нам какой-либо вред воровством или другими проступками, пусть то полностью возместят; кроме того по закону получат наказание бичиванием, исключая чкловекоубийство и поджоги,за что следует штраф. По отношению к другим людям пусть удовлетворяют их претензии по закону; за вред же учинённый нам, как мы сказали, подлежат бичеванию. А свободные люди, проживающие в наших фисках или поместьях, если в чём провинятся, пусть отвечают по их закону; и что уплатят в качестве штрафа, пусть идёт нам, будет ли то скот или иное.»[16] Высший уголовный суд обычно оставался в руках графов, хотя некоторые иммунисты присваивают себе также и права высшей юрисдикции.

Иммунитетное пожалование чаще всего лишь оформляло те средства внеэкономического принуждения, которые феодал в качестве крупного землевладельца присваивал себе обычно задолго до получения пожалования. Располагая судебно-административными и фискальными полномочиями, иммунист использовал их для приобретения все новых земельных владений, усиления эксплуатации и укрепления зависимости своих крестьян, в том числе и еще лично свободных. В каролингский период иммунитетное пожалование часто распространяло власть иммуниста на землю и людей, до этого не находившихся под чьей-либо частной властью.

Росту политической самостоятельности феодалов немало способствовало и развитие вассальных отношений. Вассалами первоначально назывались свободные люди, вступившие в личные договорные отношения с крупным землевладельцем, большей частью в качестве его военных слуг - дружинников. В каролингский период вступление в вассальную зависимость часто сопровождалось пожалованием вассалу бенефиция, что придавало ей характер не только личной, но и поземельной связи. Глава 10 Capitulare de villis говорит: « Чтобы старосты (maiores) наши, лесничие, конюхи, ключники, десятники, сборщики пошлин и прочие служащие несли работы по запашке поля и давали поросят за свои мансы; взамен же ручных работ пусть хорошо справляют свои должности. Если же кто-либо из старост имеет бенефиций, пусть посылает за себя заместителя, чтобы он выполнял за этот и ручные работы и прочую службу».[17] Вассал обязывался верно служить своему господину (сеньору), становясь его “человеком” (homo), а сеньор обязывался защищать вассала.

Заключение

Исследуя вотчину каролингской эпохи (конец VII - середина IX) можно сказать, что:

Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным хозяйством. Основная масса крестьян находится в той или иной форме зависимости от земледельца и подвергается эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину. Господствует натуральное хозяйство; обмен незначителен, ремесло только начинает отделяться от сельского хозяйства. Преобладает отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства. Широко также распространяется натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента развита ещё слабо. В целом в каролингскую эпоху в Европе наблюдается подъём экономики и развитие производительных сил (активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития). Развивается ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен. Характерной чертой социально-политических отношений, была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство – сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем – сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы.

В наиболее тяжёлом положении находились лично зависимые крестьяне. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и подвергались особенно тяжёлой эксплуатации. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы (сервы). Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. Такие данные мы почерпнули опираясь на источники социально-экономической истории каролингского периода «Капитулярий о поместьях» и «Образцы описей земель церковных и королевских».