Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Карл Шмит11.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
25.32 Кб
Скачать

Карл Шмитт

КАРЛ ШМИТТ (1888-1985) – известный немецкий юрист и политический философ. В своих трудах затрагивал темы многих дисциплин, среди которых политология, социология, теология, германистика и философия. Известны его работы “Политическая теология” и “Понятие политического”. Шмитт по праву считается «отцом» геополитики. Основные его работы "Номос Земли" и  "Земля и море"  посвящены осмыслению геополитических факторов и их влияния на цивилизацию и политическую историю. 

«Номос» земли.

Шмитт, совершенно в духе геополитического подхода, утверждал изначальную связь политической культуры с пространством. Не только Государство, но вся социальная реальность и особенно право проистекают из качественной организации пространства.  Отсюда Шмитт вывел концепцию "номоса". Этот греческий термин "номос" обозначает "нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное" в смысле пространства. "Номос" -  такая форма организации бытия, которая устанавливает наиболее гармоничные соотношения как внутри социального ансамбля, так и между этими ансамблями. В "номосе" проявляются природные и культурные особенности человеческого коллектива в сочетании с окружающей средой. 

В книге "Номос земли" Шмитт показывает, каким образом специфика того или иного земного пространства влияла на развившиеся в нем культуры и государства. Самый важный вывод из анализа "номоса земли" заключался в том, что Шмитт вплотную подошел к понятию глобального исторического и цивилизационного противостояния между цивилизациями Суши и цивилизациями Моря. Исследуя "номос" Земли, он столкнулся с его качественной, сущностной противоположностью "номосу" Моря. Это привело его к созданию особой геополитической методологии для осмысления политической истории мира.

«Земля и море».

“Там, где собираются сумерки столетий, Он рассеивает их светом духовного взора. Все ничтожное исчезло, Лишь Суша и Море имеют здесь значение” Гете

Человек —  существо наземное, сухопутное. Он стоит на земле, идет по земле, он передвигается по ее твердой неколебимой поверхности. Все наше посюстороннее существование, радость и страдание, счастье и беда — есть для нас земная жизнь и, соответственно, рай на земле и земная юдоль скорби. Вполне объяснимо то, что во множестве мифов и сказаний, в которых народы сохранили свой самый древний опыт и глубочайшие воспоминания, Земля выступает как великая матерь людей. Ее называют самым старшим среди всех божеств. Священные книги повествуют нам о том, что человек взят от земли и должен вновь соделаться прахом земным. Земля — это его материнское лоно, он сам, таким образом, сын земли. Следует ли из сказанного, что сущность человеческого бытия и самого существа человека чисто земная, и все остальные стихии являются лишь дополнительными элементами второго порядка?

Дело обстоит не так просто. В мифах и сказаниях большинства народов содержатся воспоминания не только о землей рожденных, но и о вышедших из моря богах и людях. Всюду повествуется о сынах и дочерях морей и вод.

Все возникло из воды, Все сохраняется водою, Океан, даруй нам вечное твое покровительство! Гете.

Основателем учения о происхождении всего живого из водной стихии чаще всего называют греческого натурфилософа Фалеса из Милета (ок. 500 года до Р.Х.). Но это воззрение одновременно моложе и старше Фалеса. Оно вечно.

Авторитетные исследователи открыли, что наряду с “автохтонными”, то есть родившимися на суше, существуют также “автоталассические”, то есть исключительно морем определяемые народы, никогда не бывшие путешественниками по земле и не хотевшие ничего знать о твердой суше, которая являлась границей их чисто морского существования.

Труд Шмитта  "Земля и Море" вышел в свет в 1942 году. Чуть позже вышла еще одна важная его работа "Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Суши и Моря".

Смысл противопоставления Суши и Моря у Шмитта сводится к тому, что речь идет о двух совершенно различных, несводимых друг к другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизационного комплекса.

Шмитт пишет, что всемирная история — это история борьбы континентальных держав против морских держав и морских держав против континентальных держав.

Изначальный антагонизм земли и моря был замечен с давних пор, и еще в конце 19 века имевшуюся тогда напряженность в отношениях между Россией и Англией любили изображать в виде битвы медведя с китом. Кит обозначает здесь огромную мифическую рыбу, Левиафана, о котором мы еще кое-что услышим, медведь же означает одного из многих представителей наземных животных. Согласно средневековым толкованиям так называемых каббалистов, всемирная история суть не что иное, как борьба между могущественным китом, Левиафаном, и столь же сильным наземным животным Бегемотом, которого представляли себе в виде быка или слона. Оба имени —  Левиафан и Бегемот — заимствованы из книги Иова (главы 40 и 41).

Итак, каббалисты утверждают, что Бегемот старается разорвать Левиафана своими рогами и зубами, Левиафан же стремится зажать своими плавниками пасть и нос Бегемота, чтобы тот не смог есть и дышать. Это предельно наглядное, какое только и позволяет дать миф, изображение блокады континентальной державы морской державой, которая закрывает все морские подходы к суше, чтобы вызвать голод. Так обе воюющие державы убивают друг друга.

Шмитт отмечает, что, разумеется, земля и вода в природе не враждебны друг другу: “Медведь не враждует по своей природе с китом, а кит не объявляет войну медведю”. Проблема заключается в цивилизационных типах, которые возникают на Суше и на Море.

Основа существования на земле – дом, а  на море - корабль. Поэтому, складываются совершенно различные типы менталитетов. Первые склонны к консерватизму, религиозному фундаментализму. На континентах складываются политические образования с мощным государственным аппаратом. Морские народы свободолюбивы, склонны к исследованиям. Политические режимы морских государств эволюционируют в демократические. Другими словами, сухопутные державы имеют определенную особенность - постоянство, а морские цивилизации более склонны к прогрессу, динамике. Но, не стоит недооценивать континентальные государства. Их народы так же способны к научным открытиям (просто окружающая среда не так к этому располагает). Более того, в таких державах очень большое значение придается культу героев, жертвенности, приоритеты общих целей над частными.

Очевидно, что две столь разных цивилизации непременно войдут в противоречие друг с другом. Любопытно, что Шмитт использует применительно к "силам Суши" имя "Бегемот ", а к "силам Моря" "Левиафан ", как напоминание о двух ветхозаветных чудовищах, одно из которых воплощает в себе всех сухопутных тварей, а другое всех водных, морских. 

"Номос" Земли существует безальтернативно на протяжении большей части человеческой истории. Все разновидности этого "номоса" характеризуются наличием строгой и устойчивой легислативной (и этической) формы, в которой отражается неподвижность и фиксированность Суши, Земли. Эта связь с Землей, пространст во которой легко поддается структурализации (фиксированность границ, постоянство коммуникационных путей, неизменность географических и рельефных особенностей), порождает сущностный консерватизм в социальной, культурной и технической сферах. Совокупность версий "номоса" Земли составляет то, что принято называть историей "традиционного общества". 

В такой ситуации Море, Вода являются лишь периферийными цивилизационными явлениями, не вторгаясь в сферу "этического" (или вторгаясь эпизодически). Лишь с открытием Мирового Океана в конце XVI века, ситуация меняется радикальным образом. Человечество (и в первую очередь, остров Англия) начинает привыкать к "морскому существованию", начинает осознавать себя Островом посреди вод, Кораблем. 

Но водное пространство резко отлично от сухопутно го. Оно непостоянно, враждебно, отчуждено, подвержено постоянному изменению. В нем не фиксированы пути, не очевидны различия ориентаций. "Номос" моря влечет за собой глобальную трансформацию сознания. Социальные, юридические и этические нормативы становятся "текучими ". Рождается новая цивилизация. Шмитт считает, что Новое время и технический рывок, открывший эру индустриализации обязаны своим существованием геополитическому феномену переходу человечества к "номосу" моря. 

Так геополитическое противостояние англосаксонского мира "внешнего полумесяца" приобретает у Шмитта социально-политическую дефиницию. "Номос" моря есть реальность, враждебная традиционному обществу. Геополитическое противостояние сухопутных держав с морскими обретает важнейший исторический, идеологический и философский смысл. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]