Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция заочка.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
93.18 Кб
Скачать

5. Формирование двух основных направлений: эмпиризм и рационализм

Наиболее видным продолжателем и интерпретатором Декарта стал вы­дающийся исследователь законов аффективной жизни Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Выступал против дуализма Декарта, он утверждал, что нет двух субстанций. Субстанция – едина, она является причиной самой себя, она несотворима (против идеи бога), неуничтожима, бесконечна в пространстве и времени.

Согласно Спинозе, все конечное и конкретное в мире является лишь модификациями этой единственной субстанции, называемой им Богом-природой. Конкретные вещи несводимы к своим первоосновам.

Предложил свою концепцию. Его концепция представляет собой попытку синтеза основных понятий картезианской философии, выполненную «геометрическим методом», то есть представленную как совокупность аксиом и выводимых из них теорем по образцу «Начал» Евклида. Осно­ванием для синтеза послужила присутствующая у Декарта третья суб­станция, Божество.

Субстанция имеет 2 атрибута (свойства) - протяженности и духовности (духа), которые могут находиться в разных состояниях («мо­дусах»). Для протяженности такими модусами являются покой и движе­ние, а для духа — рассудок, разум, воля, желание и аф­фект. Более того, каждый из модусов представлен одновременно и в сфере психического и в сфере телесного. Таким образом, любая вещь может рассматриваться как единство модусов двух атрибутов (с двух сторон – телесная организация и психические особенности).

Психика присуща всем субстанциям, иначе как объяснить движение (отказался от идеи бога как первопричины). Гилозоизм – все имеет душу (Фалес).

Так как протяженность и духовность - два атрибута, которые зависят от субстанции, то они не зависят друг от друга (психо-физиологический параллелизм). Но! У них одинаковый порядок вещей (в психике воспроизводится порядок материальной организации). Законы, порядок вещей в 2 атрибутах примерно одинаковый.

Особенно важными в концепции Спинозы оказываются аффекты. Спиноза подробно рассматривает в своих работах несколько разновид­ностей аффектов, такие как любовь, ненависть, ревность, удовольствие, печаль, уважение, презрение, надежда и страх, воля. Наблюдая их телесные проявления, индивидуальная душа впервые осознает свое существова­ние, в результате чего появляется самосознание.

Влечение – исходный аффект, который не осознается, когда он осознается он становится желанием – желание, отнесенное к идеям – воля.

Воля - высший аффект, в котором в наибольшей степени представлены рациональные компоненты. Во всех остальных аффектах рациональный компонент представлен в более меньшей степени.

Проблема воли – проблема выбора идей, каждая из которых имеет разную степень осознанности.

Выбранная идея – руководство к действию.

Воля – осознанная необходимость, знание всех обстоятельств на основе которого строится поведение.

Спи­ноза определяет аффекты, в особенности отрицательные, как смутные идеи и считает их основной причиной «рабской несвободы» наших мыс­лей и действий. Человек становится свободным и рациональным по мере того, как он познает необходимую связь вещей, тем самым осво­бождаясь от аффектов. Конечные цели процессов познания и нрав­ственного развития, таким образом, полностью совпадают — они при­ближают нас к отчетливому осознанию необходимого и вечного, являясь выражением нашего инстинктивного стремления к истине, или, по формулировке Спинозы, нашей интеллектуальной любви к Богу.

Рационализм — философское направление, признающее разум ос­новой познания. В этом аспекте рационализм противопоставляется эмпиризму как сенсуализму с его признанием только чувственной дан­ности знания.

Эмпиризм как направление в теории познания признает чувствен­ный опыт источником всякого знания. От такого понимания эмпириз­ма идет представление об эмпирическом исследовании как дающем фактическую основу для научных обобщений и высказываний.

Эмпирическое и теоретическое знание различным образом соотно­сились в ходе развития науки. Уже на классическом этапе научное по­знание опирается на эмпирический базис, позволяющий оценивать пра­вомерность научного знания, проверить его.

Основатель эмпиризма Джон Локк (1632-1704) считал, что непосредственно осознавать можно лишь от­дельные сенсорные состояния («идеи»).

Нет врожденных идей! Человек рождается чистым листом! Содержание души формируется при жизни, на основе опыта человека, вследствие взаимодействия с внешним миром. Первый источник знаний – наши чувства! (идея Тихомирова – предварительное решение задачи на неосознаваемом, эмоциональном уровне).

Помимо внешнего опыта существует и внутренний опыт (внутренняя переработка, особая деятельность души). Продукты внутреннего опыта самобытны, неповторимы (принцип уникальности). Внутренний опыт может и не выражаться во внешнем, это – особый вид деятельности.

Внешний опыт – чувственные формы познания (ощущения);

Внутренний опыт – рациональные формы (рефлексия).

Психические явления зависят от телесной организации и внешних условий. Некоторым из них соответству­ет объективное содержание. Это так называемые первичные качества — движение, протяженность, телесность, форма, число, иными словами, именно те категории, которые были включены в картину мира галилеевско-ньютоновской физики.

Другие категории, подобно цвету, звукам, запахам, являются субъективными. Хотя эти вторичные качества и вы­зываются воздействием внешних раздражителей на наши органы чувств, в мире им ничего прямо не соответствует.

Физическое и психическое вы­ступают у Локка не как две самостоятельные субстанции, а как две фор­мы нашего сознательного опыта — внешняя (ощущения) и внутренняя (рефлексия). Локк подверг критике картезианское утверждение о существовании интуиции и врожденных идей: «В интеллекте нет ничего, что не было бы ранее в наших ощущениях».

Рефлексия – познание идей внешнего опыта; внутренние чувства, которые соответствуют внешним чувствам по механизмам, есть результатом внутреннего опыта, формирования и развития первичных идей. Это – интуиция, самонаблюдение, самопознание, самосозерцание.

Первичные идеи – идеи, которые с большей адекватностью и подобием воспроизводят характеристики внешнего мира. Субъект добавляет к свойствам вещей свои собственные.

Взамен врожденного знания Декарта им были предложены законы образования сложных идей из простых ощущений. Этими законами Локк считает упоминавшиеся уже Аристотелем законы ассоциаций ощущений по близости в пространстве и времени, а также по внешнему сходству.

НО! ЛОКК не является ассоцианистом, т.к. выделяет 4 процесса формирования сложных идей:

1) ассоциация (связывание простых идей в более сложные). Он доминирует и является единственным только у душевнобольных, детей, взрослых в просо ночном состоянии. Остальные процессы – логические.

2) соединение, объединение (по разным признакам);

3) установление отношений между идеями (формирование абстракций «материнство», «друг»);

4) абстракция (отвлечение, обособление)

В рационализме вершиной индивидуализма стала монадология Г.В. Лейбница (1646—1716). Согласно этой философской концепции, реальный мир состоит не из одной, как у Гоббса и Спинозы, и не из двух, как у Декарта, а из бесчисленного количества автономных и психически деятельных субстанций, или монад. Сам этот термин использовался уже пифагорейской школой древнегреческой философии, но содержательным прообразом монад стали простейшие организмы, наблюдаемые Лейбницем с помощью одного из первых микроскопов. То, что на поверхности кажется нам единым телом, в действительности есть совокупность множества монад.

Монада – уникальная единица, которая имеет автономию, независимую линию развития. Принцип уникальности, индивидуальности.

Каждая монада содержит в себе фрагменты знаний об истории (врожденные идеи - априоризм) и, отчасти, о будущем мира, который независимо от этого знания непрерывно развертывается во времени по изначально заданной программе. Эта программа, или «пред установленная Богом гармония», определяет и отношения монад между собой. Каждая монада имеет стремление – перейти от неясных, смутных стремлений, желаний к ясным представлениям. Индивидуальная жизнь – постоянный переход от смутной перцепции к ясной.

Монады отличаются рядом особенностей (степенью активности), например, минералы и растения представляют собой как бы спящие монады с бессознательными представлениями, тогда как монады, образующие животных, могут быть способны к ощущениям и памяти.

Монады отличаются также перспек­тивой, под которой им открывается история мира, и отсутствием раз­личения деталей — когда другие монады удаляются настолько, что скрываются из вида. Фактически это индивиды, одиноко блуждающие во Вселенной.

«Предустановленная Богом гармония» совсем не случайно напоми­нает множество однажды заведенных часовых механизмов.

Монады образовывают иерархию:

  1. низший уровень – чистые монады (в них нет содержательной характеристики, только механическое движкение) – мертвая материя (неорганика).

  2. монады души – наделены смутными представлениями (характерны для растений и животных).

  3. монада – дух (связана с осознанием, возможностью перевести смутные представления в явные).

Наме­ченный Лейбницем подход к объяснению произвольных движений постулирует иерархическую организацию монад, образующих человеческое тело. В верхней части такой иерархии расположены монады, способные к относительно более отчетливому восприятию себя и Вселенной. Одна из них занимает при этом абсолютно главенствующее положение, реп­резентируя то, что можно было бы назвать «душой человека». Предпо­лагается, что эта монада способна к особенно ясному восприятию (ап­перцепции) и самовосприятию (интроспекции).

Апперцепция - как воздействия всего предыдущего опыта человека на результат нового акта восприятия.

Именно в ее интересах в норме и происходят разнообразные движения тела. Иными словами, когда рука движется, выполняя некоторое волевое действие, то цель производимого рукой движения в общем случае соответствует целям и точке зрения главенствующей монады («души»), а не возможным ло­кальным целям и ограниченному полю зрения («малым перцепциям») любой из многочисленных монад, составляющих руку или тело. В этом и только в этом смысле, по мнению Лейбница, допустимо говорить о произвольности движений тела и даже о свободе воли вообще.

Монаде души свойственно самосознание (зачатки идеи), поскольку она может проходить несколько стадий развития:

А) душа не имеет никаких представлений;

Б) смутные представлений (душа не выделяет себя как уникальную, независимую)

В) может осознавать представления, выделять себя из них («Я хочу!», «Мне необходимо!» и т.д. )

  1. монады ангела и бога – не имеют телесной оболочки, выполняют функцию предустановленной гармонии.

Принцип гармонии проявляется:

- координация всех монад во вселенной;

- обеспечение приемственности состояний монад (актуальное состояние содержит в себе ростки будущих состояний. Каждая монада – беременна будущим состоянием монад).

Положены основы генетического принципа непрерывности развития – незаметные переходы в восхождении вещей по степени совершенства, причинная взаимосвязь предыдущих и последующих состояний.

- соответствие внутреннего состояния монад их телесным проявлениям. Нет никакой связи между внутренним и телесным содержанием (параллелизм), но имеется некое функциональное соответствие телесной оболочки и состояния Я.

С рационалистических позиций Лейбниц критически оценил сен­суализм своего главного оппонента Локка: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в наших ощущениях — кроме самого интеллек­та» (в разуме нет ничего кроме самого разума). А значит единственный путь познания - рациональный.

Великий математик и логик, Лейбниц ввел в употребление ряд центральных понятий будущей когнитивной науки, такие как «алго­ритм», «изоморфизм» и «модель». Следуя более ранним соображениям Томаса Гоббса, он последовательно развивает мысль о машинном моде­лировании мышления человека: если бы удалось присвоить каждой простой мысли некоторое число, то при возникновении научных и жи­тейских споров всегда можно было бы попытаться найти рациональное решение с помощью математических вычислений, опирающихся на законы логики. – математический редукционизм.

В письме к одному из потенциальных спонсоров, принцу Евгению Савойскому, Лейбниц писал, что такой универсальный вычислительный аппарат («Универсальная Характеристика») мог бы быть создан, при условии достаточного финансирования «группой способных людей» за какие-нибудь «5 лет».