Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_koncepcia.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
108.54 Кб
Скачать

Концепция развития поликультурного образования

Общие положения

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир, социальную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете – будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами формирования общероссийской гражданской идентичности. Самым надежным, действенным и универсальным инструментом культурной и политической интеграции остается система образования. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы становления единой гражданской нации.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного и полилингвального образования в России – становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Предлагаемая концепция поликультурного образования разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа России. Концепция формулирует цели, основные направления и стратегии развития поликультурного образования в начале XXI века.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция разработана на основании:

– Конституции Российской Федерации;

– Закона Российской Федерации «Об образовании»;

– Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

– Закона Российской Федерации «О языках народов РФ»;

– Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

– Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

– Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года;

– Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ.

Социально-политические и социокультурные ориентиры

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и потому является родиной многих народов, различающихся по языку, культуре, вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности – это условия, в которых сегодня живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, находящихся на различных стадиях социального и культурного развития. В пределах единого государства наряду с постиндустриальными мегаполисами мы имеем образцы догосударственной эгалитарной организации общества, а также все промежуточные стадиальные формы и соответствующий им веер социокультурных стереотипов в общественном сознании.

Предлагая образовательные (и любые социальные) проекты и технологии, необходимо учитывать, что Россия представляет собой живую «хрестоматию», иллюстрирующую непреложный закон неравномерности исторического развития человечества. Утопическая программа синхронного перехода от различных уровней социальной организации к единообразному обществу нового типа и унитаристский проект строительства «советской нации» во многом предопределили распад СССР. Опасность унификаторских подходов в социальной и культурной политике, вполне подтвержденная суровым отечественным опытом, отнюдь не преодолена и современной Россией.

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от утопических идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества. Общепризнанно, что подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее. В то же время укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур.

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляю­щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются с общими тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис­торически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культуры народов России. Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Однако именно русская культура является ее центральным компонентом и играет глав­ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Наряду с единством культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» постулирует защиту и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций.

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. Однако система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на социализацию новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Таким образом, сохраняя национально-культурную самостоятельность субъектов Российской Федерации, общероссийская гражданская идентичность должна обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовить их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Конструкция российской идентичности

Сформировавшийся в ходе становления российской государственности многоэтничный состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

Имея собственную этнополитическую историю и конкретный этносоциальный контекст, реальная Россия не имеет альтернативы в выборе естественно складывающейся структуры своей гражданской идентичности. Единственной гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национально-государственному сознанию нации россиян. Поэтому магистральный культурно-политический ориентир и долговременная культурно-психологическая сверхзадача российского образования – формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства. Только адекватное современным условиям и подлинно национальное (то есть поликультурное по определению) образование, в отличие от унитарной школы, способно обеспечить для этого культурную основу.

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня (этажа):

– субнациональный (базовый этнокультурный), складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, проживающих в России;

– национально-территориальный (базовый политический), состоящий из субъектов Российской Федерации;

– супернациональный (гражданский, государственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национально-культурный организм на базовом политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном этаже гражданской нации. В свою очередь, национальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в супернациональную общероссийскую гражданскую идентичность.

Опорой и органическим ядром естественной национально-гражданской идентичности призвано стать несовпадающее с ней этнокультурное самосознание. Многоуровневую конструкцию идентичности, адекватной нашим условиям, можно представить в образе матрешки. Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и нации, складывающиеся в рамках национальных субъектов Российской Федерации. Сбой «вертикально-горизонтальной» структуры гражданского сознания провоцируется маргинализацией так называемых нетитульных этнических групп в российских республиках. Только в случае, если представители этих нетитульных групп (например: русские, чуваши, армяне в Осетии-Алании, Татарстане, Чечне) не занимают позицию экстерриториальности, а наравне с осетинами, татарами, чеченцами встроены в осетинское, татарстанское, чеченское (от слов «Осетия», «Татарстан», «Чечня») национальное сообщество, можно добиться непротиворечивого национально-государственного сознания федерального масштаба. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан все население республики должно осознавать себя единой сегментарной гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.