Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИРЛ, экзамен
Скачиваний:
86
Добавлен:
11.01.2020
Размер:
342.8 Кб
Скачать

16. Русская словесность в эпоху Великой Отечественной войны (произведения с. Гудзенко, о. Берггольц, л. Леонова и др.)

1941-1945 – агитационно-пропагандистская функция. Романтизм подвига, патетика (патетика – пафос, Па́фос — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением). Появился национальный характер. Тема исторической памяти.

В первые дни войны половина Союза писателей оказалась на фронте. Писали стихи, рассказы, работали как фронтовые журналисты.

Проблемно-тематические открытия: обострение памяти о прошлом; формирование нового образа родины; обновление поэтики, изменение формы; актуализация фольклорной поэтики; усложнение повествовательной формы; усложнение представлений о сюжете, о композиции; обновление романтической стилистики.

Романы, повести, поэмы не подходят для мгновенного отражения. Поэтому очерк (О́черк — одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения)! Рассказы, стихи. Шолохов «Наука ненависти». А.Н. Толстой «Русский характер».

ИФЛИ – институт философии, литературы и искусства. Оттуда выпустились Окуджава и Семен Гудзенко.

Семен Гудзенко (родился в 1922 году, ушел добровольцем на фронт, получил тяжелое ранение, в 1944 году выпустил первый сборник, был корреспондентом в газете)

Гудзенко «Перед атакой» (1942): облегчение – смерть опять проходит мимо.

Когда на смерть идут,- поют,

а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Ракеты просит небосвод

и вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв - и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей я кровь

чужую.

Ольга Федоровна Берггольц

По всей России её словами отождествляется память о Великой Отечественной войне, память о жертвах самой страшной и кровавой войны в истории человечества. Она всюду и всегда незримо присутствует с нами, когда мы вспоминаем войну, когда мы празднуем Великую Победу над германским фашизмом. Но эта женщина была немкой, российской немкой, но русской душой и с русским характером. Только беда в том, что в нашей стране многие представители старшего поколения не признают в ней немецкую кровь, они не верят, что нерусский человек способен мыслить по-русски и тем более написать величайшие строки, которые лучше всяких слов выражают всероссийскую боль и страдание, печаль и память о погибщих на этой войне.

Ольга Берггольц – муза блокадного Ленинграда. Поэма «Твой путь» (http://olga-berggolc.gatchina3000.ru/127.htm). Воспоминание о Литейном проспекте. Ходила от Рубинштейна до Малой Садовой. Упала на Невском. Без сознания лежала, услышала свой голос по радио и встала.

«Ничто не забыто, никто не забыт» - последняя строка эпитафии, написанной поэтом Ольгой Федоровной Берггольц (1910—1975) для центральной стелы Пискаревского кладбища (1960) в Ленинграде, где погребены его жители (около 470 тысяч человек) и воины Ленинградского фронта, погибшие в течение 900-дневной блокады города 1941 —1943 гг.:

...Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Фраза-символ благодарной народной памяти.

«Дневные звезды» - проза Берггольц.

Особенности:

1) возвращение темы исторической памяти

2) интерес к проблеме национального характера

3) восстановление аксиологической ценностной системы. Человеческая жизнь!

4) достижения на уровне поэтики: использование элементов поэтико-фольклорной (Платонов «Возвращение», Твардовский «Василий Тёркин»)

5) установка на изображение правды, увидеть проблески вечности

Военные годы стали временем нового крутого литературного сдвига. Литературу этих лет можно назвать литературой народного самоспасения. В военное время оказалось ослабленным идеологические давление, довольно скоро избавились и от пропагандистских штампов предвоенной «шапкозакидательской» литературы. Пользуясь выражением А. Платонова, духовным «тылом» войны и победы стала всеобъемлющая народная правда. Чудо национального воссоединения многое восстановило в те годы в основательно разрушенной «структуре» народной души; оно стало шагом к спасению литературы, «великого русского слова» (А. Ахматова). С этим и связано особое духовно выпрямляющее значение литературы 1941-1946 гг. Все это объясняет парадоксальное суждение Б. Пастернака о начале 40-х годов: «Трагический тяжелый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным и радостным возвращением чувства общности со всеми».

Жанровая структура литературы военных лет в чем-то повторяла жанровую структуру времен революции и гражданской войны. Вновь ведущим жанром стала поэзия; в прозе преобладала публицистика, очерк, рассказ, повесть. Время для масштабного осмысления трагических событий 1941-1945 гг. придет несколько позднее. В поэзии одним из ведущих жанров стала лирическая песня. Не менее значительным было влияние лирики (Ахматовой, Пастернака, молодого К. Симонова, переживших второе рождение Н. Тихонова, А. Прокофьева). Возродились и лирико-эпические жанры (баллада: К. Симонов, А. Твардовский; поэма и повесть: Н. Тихонов, В. Инбер, М. Алигер, О. Берггольц). Высшим достижением в этом жанре стала воистину народная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», получившая признание не только у себя на родине, но и в эмиграции. И.А. Бунин отнес эту поэму к вершинным произведениям русской литературы. В годы войны заявило о себе и новое молодое поколение поэтов, (П. Антокольский, Ю. Друнина, К. Ваншенкин, С. Наровчатов, П. Коган, Н. Майоров, М. Кульчицкий и др.). В прозе главенствовал очерковый жанр. Публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов, Э. Эренбург, А. Толстой, многие другие прозаики. Первые повести стали появляться с 1942 г. К лучшим из них принадлежат «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова. Авторы этих повестей стремились сочетать реалистическую манеру письма с обобщенно-романтическим повествованием; в поисках новых выразительных средств они обращались к фольклору, к народной поэзии, героическому эпосу. В повести В. Гроссмана заметно стремление дать философское осмысление военных событий, что найдет свое продолжение в последующих романах писателя. Традиции романтико-патетического стиля сохраняется в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева - первом завершенном романе о Великой Отечественной войне. Первая редакция его будет опубликована в 1945 г., вторая - в 1951. Уступая идеологическому давлению, Фадеев изменил концепцию романа: ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютиков, Бараков), которых представил подлинными руководителями партизанского движения в Краснодоне и показал несамостоятельность действий комсомольцев. Проблемы формирования личности человека в условиях войны стоят в центре повестей А. Бека «Волоколамские шоссе» и Л. Леонова «Взятие Великошумска».

Со второй половины войны ощутимо отступление от тех надежд той правды, свободы слова, которая была возможна в самые трудные времена. Тяжелый, мрачный 1946 г. обозначил завершение литературного этапа, который мог бы стать переломным в судьбах нашей литературы.