Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обыск.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
182.78 Кб
Скачать

2.2. Обеспечение права личности на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища провозглашено в ст. 25 Конституции РФ, где говорится: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Данное правомочие принадлежит к числу неотъемлемых прав человека, оно непосредственно защищает свободу, сферу личной жизни и человеческое достоинство. Для действительного обеспечения права личности на неприкосновенность жилища, в первую очередь, необходимо проанализировать понятия «неприкосновенность жилища», «обеспечение неприкосновенности жилища», «гарантии неприкосновенности жилища», имея в виду их содержание применительно к обозначенному кругу правоотношений. Данные категории принадлежат к числу исходных составляющих в проблеме защиты прав личности при осуществлении процессуальных действий, ограничивающих неприкосновенность жилища.

По нашему мнению, под неприкосновенностью жилища следует понимать право, призванное гарантировать осуществление частной жизни лиц в закрытой от общества обстановке, личную безопасность граждан в этой сфере, где гражданин самостоятельно определяет свой образ жизни, а также выполняющее охранительную функцию, которая заключается в том, что юридически ограждает личность от незаконного и необоснованного вторжения в жилище государственных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делу.

В данном случае, как мы полагаем, в содержании права на неприкосновенность жилища необходимо выделить внутреннюю и внешнюю сторону. С внутренней стороны «неприкосновенность жилища» проявляется в том, что гражданин сам определяет свой образ жизни, взаимоотношения в семье, отношения с другими людьми в его жилище, сам предоставляет статус конфиденциальности информации о своей личной жизни, тогда как с внешней стороны речь может идти об охранительной функции, обеспечивающей защиту рассматриваемого правомочия от вторжения в жилище государственных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делу13.

Обеспечение неприкосновенности жилища - это система уголовно-процессуальных гарантий прав личности, направленная на охрану частной жизни граждан, которая включает обеспечение достойного, комфортного и безопасного проживания в жилище, сохранность информации о частной жизни лиц, их личных и семейных тайн; противодействие противоправному вмешательству государственных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делу, в жилище человека.

Мы поддерживаем мнение И.В. Матвиенко, согласно которому для обеспечения неприкосновенности жилища в законе должны ясно определяться14:

1) объем и порядок осуществления усмотрения компетентными властями с учетом цели меры ограничения неприкосновенности жилища;

2) закон (норма права) должен быть доступен для ознакомления и изложен с достаточной точностью, для того, чтобы гражданин мог сообразовать с ней свое поведение;

3) действия и меры, принятые государством для проникновения в жилище, должны быть доступными и предсказуемыми.

Часть 2 статьи 29 Всеобщей декларации по правам человека закрепляет положение, согласно которому при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

И.Я. Фойницкий, по этому поводу, в свое время справедливо отмечал, что «...для достижения целей правосудия суду предоставляется налагать на частных лиц различные ограничения. Основание всех этих мер - чисто фактического свойства; оно лежит в необходимости правосудия; отправление которого нередко представлялось бы невозможным, если бы судебная власть не располагала правом принуждения. Такая необходимость правосудия создает для государства право требовать от каждого лица споспешествования целям правосудия, но она же указывает и пределы такого права. Меры судебной деятельности вообще и, в частности, меры судебного принуждения могут быть принимаемы, лишь насколько они необходимы для достижения целей правосудия».

Во втором пункте статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливаются случаи допустимого ограничения рассматриваемого права личности на неприкосновенность жилища: «Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

А.В. Кочетова верно считает, что обеспечить права и законные интересы личности в уголовном процессе означает создание таких правовых, социальных, политических условий, при которых эти права и законные интересы могли бы быть реализованы в рамках производства по конкретному делу. К таковым относятся уголовно-процессуальные гарантии. Далее автор, как мы полагаем, обоснованно указывает, что «под уголовно-процессуальными гарантиями следует понимать систему правовых средств и условий, обеспечивающих как решение задач правосудия, так и охрану прав и законных интересов участвующим в деле лицам».

По нашему мнению, уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности жилища - совокупность средств и способов, направленных на реализацию права личности на неприкосновенность жилища, на уединение в занимаемом ей помещении, на личную жизнь, обеспечивающая охрану от произвольных посягательств при осуществлении производства по делу и включают в себя, как минимум:

• признание жилища объектом уголовно - процессуальной защиты;

• судебную защиту прав и законных интересов лиц;

• объем гарантий права личности на неприкосновенность жилища, предусмотренных действующим законодательством не может быть уже международной регламентации данного права;

• недопустимость незаконного и необоснованного вторжения в осуществление права лиц на неприкосновенность жилища;

• ограничение неприкосновенности жилища возможно только при наличии к тому законных оснований, исчерпывающий перечень которых обозначен в УПК.

Безусловно, от уровня гарантированности прав и свобод личности, в том числе и права на неприкосновенность жилища, зависят степень защищенности частной жизни человека, создание условий безопасной и достойной жизни.