Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права и свободы чела конституционные.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
191.49 Кб
Скачать

2.Анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина

2.1.Преступления против политических прав и свобод

Нарушение равноправия граждан (ст. 141 УК)

В рассматриваемой статье предусмотрена ответственность за нарушение национального и расового равноправия, а также за нарушение равноправия граждан по мотивам происхожде­ния, социального, должностного или имущественного поло­жения, пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к обществен­ным объединениям, причиняющее вред правам и законным интересам граждан.

Данное преступление посягает на конституционное право граждан быть равными среди равных вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убежде­ний (ст. 14 Конституции РК).

Объектом данного преступления является равноправие граждан, установленное Конституцией РК.

Объективная сторона преступления выражается в ограни­чении прав гражданина в зависимости от его расовой, нацио­нальной принадлежности, от пола, языка и т.д., но независимо от каких-либо индивидуальных качеств человека. Ограниче­ние конституционного права гражданина заключается в обес­печении преимуществ лицам одного пола, национальности, ре­лигии за счет ущемления прав и свобод лиц другого пола, на­циональности, религии при приеме на работу или увольнении с нее, при проведении избирательной кампании, представле­нии к поощрениям, наградам и т. п.

Если национальные, расовые и прочие предубеждения не являются основанием нарушения равноправия граждан, то они не могут рассматриваться как преступление.

Данное преступление будет считаться оконченным с момен­та совершения указанных в диспозиции рассматриваемой ста­тьи УК действий независимо от наступления последствий. Та­ким образом, состав преступления формальный.

Рассматриваемое преступление совершается только с пря­мым умыслом. Виновный сознает, что нарушает равноправие граждан, гарантированное Конституцией, и желает совершить указанные действия. Мотивы совершения преступления могут быть самыми разнообразными: ненависть к представителям другой национальности, убеждение в мнимом превосходстве той или иной расы и т.д.

Субъектом преступления, ответственность за которое пре­дусмотрена ч. 1 ст. 141 УК, может быть вменяемое лицо, до­стигшее на момент совершения преступления 16-летнего воз­раста.

В ч. 2 ст. 141 УК предусматриваются квалифицирующие признаки, к которым законодатель относит использование слу­жебного положения или нарушение равноправия граждан ру­ководителем общественного объединения. Нарушение равно­правия граждан, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или руководителем общественного объединения, может быть выражено, например в выдаче неза­конных премий, вознаграждений, пособий, надбавок к заработ­ной плате, пенсии, заведомо незаконное назначение на долж­ность и т.п. Если нарушение равноправия граждан совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения и это повлекло существенное нарушение прав и за­конных интересов граждан, то деяние должно квалифициро­ваться по ст. 307 УК.

Преступление, описанное в ст. 141 УК, необходимо отли­чать от возбуждения социальной, национальной, родовой, ра­совой или религиозной вражды (ст. 164 УК), поскольку оно не направлено на возбуждение национальной, расовой и религи­озной вражды, на унижение национального достоинства.

Создание общественного объединения, провозглашающе­го или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпи­мость или исключительность, влечет ответственность по ч. 2 ст. 337 УК.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 146 УК)

Объектом преступления, предусмотренного ч. I ст. 146 УК, являются избирательные права граждан РК, обеспечивающие Им возможность участия в управлении государством, а также нормальная деятельность избирательных комиссий и комис­сий по проведению республиканского референдума. При со­вершении действий, которые квалифицируются по п. «а» ч. 2 ст. 146 УК, в качестве факультативного (дополнительного) объекта может выступать здоровье граждан.

система РК, гарантирующая свободное волеизъявление изби­рателей.

Следует отметить, что в уголовно-правовой литературе со­ветского периода при обрисовке объекта аналогичного преступ­ления отдельные ученые отмечали, что снаряду с избиратель­ными правами граждан» нарушается и «порядок проведения выборов. В литературе по уголовному праву последних лет на этот счет высказывается суждение о том, что непосредственным объектом рассматриваемого преступления является «избира­тельное право, право на участие в референдуме»-'. На наш взгляд, с такой трактовкой непосредственного объекта рассмат­риваемого преступления вряд ли можно согласиться. Если про­анализировать суть деяний, составляющих объективную сто­рону этого преступления (фальсификация избирательных до­кументов референдума; неправильный подсчет голосов; непра­вильное установление результатов выборов или итогов рефе­рендума; нарушение тайны голосования), то можно прийти к выводу, что первые три деяния посягают непосредственно на демократический порядок определения результатов голосова­ния, а четвертое — на отношения, составляющие конституци­онный принцип тайного голосования.

Конституционный принцип тайного голосования означает такой способ выражения воли избирателя, при котором его волеизъявление остается неизвестным для других лиц.

Представляется, что ст. 147 УК содержит четыре состава преступления, отличающиеся друг от друга по своим объек­тивным признакам. К их числу следует отнести;

1) фальсификацию избирательных документов или докумен­тов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы;

2) заведомо неправильный подсчет голосов;

3) заведомо неправильное установление результатов выбо­ров или итогов референдума;

4) нарушение тайны голосования.

Объединение четырех составов в одной норме, с одной сто­роны, можно объяснить тем, что «законодатель использовал своеобразный прием законодательной техники с целью эконо­мии словесного материала и объединил в одной словесной фор­мулировке свое мнение (суждение) о признаках нескольких преступных деяний»1, а с другой - тем, что составы преступ­лений являются очень схожими друг с другом и поэтому объе­динены в одной статье. Конечно, индивидуально-конкретные признаки этих деяний во многом различны, но общее, что их объединяет и роднит, состоит в том, что все они связаны с на­рушением избирательных прав граждан.

Фальсификация избирательных документов или докумен­тов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы совершаются в форме действия. К тако­му выводу можно прийти, исходя из толкования слова “фаль­сификация”. В словаре иностранных слов под этим термином понимается «подделывание чего-либо; искаже­ние, подмена чего-либо подлинного ложным, мнимым». В контексте рассматриваемого нами деяния под фальсифика­цией следует понимать внесение в списки избирателей, изби­рательные бюллетени, подписные листы, удостоверения на пра­во голосования не по месту жительства и другие документы, связанные с избирательным процессом, заведомо ложных дан­ных либо их изготовление с такими данными. В то же время следует иметь в виду, что ложные данные, внесенные в назван­ные документы, должны реально влиять на результаты выбо­ров (искажать), итоги референдума или создавать угрозу искажения результатов выборов, итогов референдума. В случае, если в избирательные документы были внесены изменения, которые в принципе не могли повлиять на результаты выборов (референдума), регистрацию кандидатов, то состава этого пре­ступления не будет. Например, в подписном листе членом инициативной группы неправильно было записано отчество не­скольких избирателей, поставивших свою подпись в поддерж­ку кандидата.

Заведомо неправильный подсчет голосов состоит и умень­шении или завышении числа голосов против действительно поданных за того или иного кандидата, или по тому либо ино­му вопросу референдума. Представляется, что это преступле­ние следует считать оконченным только тогда, когда данные неправильного подсчета голосов попали в официальную ито­говую информацию соответствующей избирательной комис­сии.

Заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума предполагает официальное объявле­ние через средства массовой информации их искаженных ре­зультатов. Например, объявление победителем, вопреки исти­не, кандидата, который фактически проиграл выборы.

Нарушение тайны голосования состоит в нарушении поряд­ка (процесса) голосования с целью узнать, как то или иное лицо проголосовало за того или иного кандидата, или за тот либо иной вопрос референдума.

При совершении рассмотренных выше деяний наступления общественно опасных последствий не требуется, поэтому пре­ступление считается оконченным с момента совершения ука­занных деяний. Иначе говоря, в данном случае речь идет о формальных составах преступления.

С субъективной стороны все перечисленные деяния могут быть совершены только с прямым умыслом.

Субъектом совершения деяний, предусмотренных ст. 147 УК, может быть лицо, наделенное специальными полномочи­ями. Круг таких лиц назван непосредственно в данной статье. К ним относятся: доверенные лица кандидата в Президенты РК или доверенные лица кандидата в депутаты, члены инициа­тивной группы или избирательной комиссии, или комиссии по проведению референдума.

Воспрепятствование деятельности общественных объединений (ст. 150 УК)

Данное преступление посягает на закрепленное в ст. 23 Конституции РК и других законодательных актах право граж­дан на свободу объединений.

Право на свободу объединений представляет собой одно из важнейших и конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находит­ся под защитой государства.

Общественными объединениями в РК признаются полити­ческие партии, профессиональные союзы и другие объедине­ния граждан, созданные на добровольной основе для достиже­ния ими общих целей, не противоречащих законодательству.

Уголовная ответственность по ст. 150 УК не наступает за мелкие нарушения прав общественных объединений. Для на­личия состава данного преступления необходимо такое воспре­пятствование, а равно вмешательство в законную деятельность общественных объединений, которое повлечет существенное нарушение и\ прав и законных интересов.

Воспрепятствование может заключаться в противодействии проводимым ими различным организационным мероприятиям, игнорировании их правомерных решений, а также других дей­ствиях (бездействии), мешающих общественным объединени­ям выполнять свои функции. Например, незаконная отмена правомерных решений общественных объединений, запреще­ние проводить собрания, незаконный отказ в регистрации, не­законный роспуск общественного объединения и т. п.

Вмешательство в законную деятельность общественных объединений может выразиться в совершении разного харак­тера действий, ограничивающих свободу их законной деятель­ности. Например, навязывание кандидатуры при выборе руко­водящего органа, оказание давления в процессе принятия ре­шения по различного рода вопросам как общественным объе­динением в целом, так и его отдельными органами.

Для признания наличия данного преступления требуется установить, что воспрепятствование и вмешательство соверша­юсь в отношении законной деятельности общественных объединений. Если указанные действия имели место в отношении законной деятельности общественных объединений, то в них будет отсутствовать состав рассматриваемого преступления.

Мотивы на квалификацию содеянного не влияют. Это могут быть хулиганские, политические мотивы, неприязнь, карьеризм, протекционизм, неприятие общественного движения, партии и т.п.

Субъектом преступления могут быть как частные лица, вме­няемые, достигшие 16-летнего возраста, так и должностные лица, использующие свое служебное положение для воспре­пятствования проведению собрания, митинга и других полити­ческих акций. Однако, если должностное лицо в целях воспре­пятствования политическим акциям применит насилие, то от­ветственность должна наступать по совокупности статей, пре­дусматривающих ответственность за данное преступление, и по ст. 308 УК за превышение должностных полномочий. Част­ные лица за указанные действия несут уголовную ответствен­ность в случае применения насилия или угрозы его примене­ния.

Принуждение к участию в забастовке или к отказу от участия в забастовке (ст. 153 УК)

Забастовка — мера борьбы трудового коллектива за удов­летворение своих социально-экономических и профессиональ­ных требований в коллективном, трудовом споре между трудовым коллективом и работодателем, выряжающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе на работу, не­выполнении трудовых обязанностей) членами трудового кол­лектива на определенный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований трудового коллектива.

Порядок проведения забастовок регулируется Законом РК от 8 июля 1996 г. О коллективных трудовых спорах и забас­товках», согласно которому:

1. Решение о проведении забастовки может быть принято, если посредством примирительных процедур не удалось добить­ся разрешения трудового спора.

2. Решение о проведении забастовки принимается на собра­нии (конференции) трудового коллектива и считается приня­тым, если за него проголосопало не менее двух третей членов данного трудового коллектива (делегатов конференции).

3. Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым кол­лективом орган (забастовочный комитет). В случае объявле­ния забастовки несколькими трудовыми коллективами с оди­наковыми требованиями, ее может возглавить объединенный орган, формируемый из равного числа представителей этих коллективов.

Признаются незаконными забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституци­онного строя, созыва, роспуска или изменения порядка дея­тельности государственных органов, отставки их руководителей, а также требованиями, влекущими нарушения националь­ного и расового равноправия, изменения территориальной це­лостности страны.

Принуждение к участию в забастовке или отказу от учас­тия в законном забастовке имеет место в случае, когда против воли, желания и прав трудового коллектива лицо (должност­ное лицо) принуждает к участию в забастовке или отказу от участия в законной забастовке, а также в случае принуждения органа, возглавляющего забастовку, действовать за пределами прав, предоставленных ему Законом, которыми наделяет его трудовой коллектив. В соответствии со ст. 153 УК принужде­ние к отказу от участия в незаконной забастовке не является преступлением.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 153 УК, яв­ляются политические права граждан РК, обеспечивающие им возможность участия или неучастия в забастовке, а также пра­во трудового коллектива на борьбу за удовлетворение своих социально-экономических и профессиональных требований в коллективном споре между трудовым коллективом и работо­дателем. В качестве дополнительного объекта выступает здо­ровье граждан.

Объективная сторона преступления выражается в принуж­дении к участию в забастовке или к отказу от участия в закон­ной забастовке, т.е. оказание гражданину РК препятствий в осуществлении своих политических прав.

Принуждение заключается в оказании физического или психического давления на гражданина с целью заставить его участвовать в забастовке или заставить отказаться от участия в законной забастовке в то время, когда он желал принять учас­тие в такой забастовке. Состав рассматриваемого преступле­ния будет иметь место как в случаях принуждения к участию в законной забастовке, так и в случаях принуждения к участию в забастовке, когда она организована с нарушением законода­тельства о порядке организации и проведения забастовок.

Рассматривавши статья УК РК содержит формальный со­став. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, наступили пли нет какие-либо последствия, достиг или нет виновный желае­мого результата.

Законодатель альтернативно указывает в качестве обязатель­ных дна признака состава рассматриваемого преступления. Один из них относится к признакам специального субъекта, а другой касается способов принуждении к участию в забастов­ке или к отказу от участия в ней. Это деяние должно совер­шаться либо лицом (в том числе должностным) с использова­нием своего служебного положения либо путем насилия (фи­зическое) или угрозы применения такого насилия (психичес­кое).

О понятии насилия или угрозы применения насилия гово­рилось при рассмотрении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 151 УК.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что, при­нуждая к участию в забастовке или к отказу от участия в ней. совершает общественно опасное деяние, и желает соверши и, это деяние.

Мотивы преступления могут быть различными: выполне­ние незаконного указания вышестоящего руководителя, дру­гих должностных и недолжностных лиц, месть и корысть, ху­лиганские побуждения и т.д. Мотив и цель на квалификацию рассматриваемого деяния не влияют.

Для ст. 153 УК характерен специальный субъект преступ­ления, т. е. лицо, которое с использованием своего служебно­го положения совершает рассматриваемое преступление. Та­ким может быть как должностное лицо (см. примечание к ст. 307 УК), гак и иной служащий. Принуждение к участию в забастовке или к отказу от участия я законной забастовке с применением насилия или угрозы его применения может со­вершаться любым вменяемым лицом, достигшим 16-летнего возраста.