Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Преступления против собственности.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
227.33 Кб
Скачать

2.2. Юридические признаки грабежа

Грабеж характеризуется открытым хищением чужого имущества. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»1 разъяснено, что «открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет».

Изъятие имущества при грабеже должно быть открытым не только объективно, но и субъективно - виновный должен осознавать, что он действует заметно, открыто для окружающих.

По смыслу закона хищение путем кражи, грабежа считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться либо распорядиться по своему усмотрению. При этом, если преступление не было доведено до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам, его умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления, согласно положениям ч. 3 ст. 30 УК РФ признаются покушением на преступление.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером из практики. Решая вопрос о квалификации действий осужденного, суд первой инстанции не принял во внимание, что Г. в момент завладения имуществом потерпевшего Г. находился под наблюдением последнего, когда тот преследовал Г. и задержал, а также свидетеля - очевидца К., вызвавшего сотрудников полиции, которые доставили Г. в отделение полиции, в связи с чем у осужденного отсутствовала реальная возможность распорядиться похищенным имуществом.

По мнению суда, разъяснившего порядок применения п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, хищение путем кражи, грабежа считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться либо распорядиться по своему усмотрению1. При этом если преступление не было доведено до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам, его умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления, согласно положениям ч. 3 ст. 30 УК РФ признаются покушением на преступление.

Объективная сторона выражается в насильственном воздействии (физическом или психическом) на потерпевшего. Физическое насилие должно быть опасным для жизни или здоровья. К нему относится насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья.

Опасным для жизни или здоровья признается и насилие, не причинившее вред здоровью потерпевшего, но создавшее в момент его применения реальную опасность для его жизни или здоровья. В судебной практике к такому виду насилия относят сдавливание веревкой, шнуром или руками шеи потерпевшего, выталкивание человека во время движения из вагона поезда, кабины автомобиля, длительное удержание под водой, надевание на голову воздухонепроницаемого пакета. К насилию, опасному для жизни или здоровья потерпевшего, следует относить и введение в организм потерпевшего против его воли сильнодействующего, ядовитого или одурманивающего вещества.

Квалифицирующие признаки грабежа: группа лиц по предварительному сговору; незаконное проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище; грабеж с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; крупный размер.

Ответственность за грабеж при особо квалифицирующих признаках, к которым относятся совершение грабежа организованной группой и особо крупный размер, установлена ч. 3 ст. 161 УК РФ.

Содержание квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков грабежа идентично содержанию тех же признаков кражи. Единственным специфическим признаком грабежа является применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза его применения. Этот признак сформулирован в законе не вполне точно. Насилие, не опасное для жизни, но опасное для здоровья, характерно не для грабежа, а для разбоя. Поэтому речь должна идти о применении насилия, не опасного ни для жизни, ни для здоровья, либо об угрозе применения такого насилия.

Под насилием следует понимать применение физической силы к человеку. При грабеже оно может выразиться в удерживании рук человека, сбивании с ног, в связывании, запирании в помещениях, побоях и т.п. Насилие при грабеже должно быть не опасным для жизни и для здоровья человека, т.е.:

а) не должно причинить никакого вреда здоровью человека, в том числе и легкого (следует учитывать, что телесные повреждения, не повлекшие расстройства здоровья и утраты трудоспособности, например синяки, ссадины, не рассматриваются в качестве вреда здоровью, они могут иметь место и при грабеже);

б) не должно быть опасным ни для жизни, ни для здоровья в момент его применения.

Если в ходе хищения чужого имущества в отношении потерпевшего применяется насильственное ограничение свободы, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя должен решаться с учетом характера и степени опасности этих действий для жизни или здоровья, а также последствий, которые наступили или могли наступить (например, оставление связанного потерпевшего в холодном помещении, лишение его возможности обратиться за помощью).

Согласно сложившейся судебной практике не считается применением насилия в процессе совершения грабежа так называемый рывок - вырывание сумки или других предметов из рук потерпевшего. Однако данное правило не следует возводить в принцип, поскольку рывок в конкретной ситуации может быть явным насилием, а иногда и насилием, опасным для жизни или для здоровья человека (например, при использовании энергии движущегося автомобиля).

Учитывая, что для хищений необходима вина в виде прямого умысла, причинение вреда здоровью по неосторожности не исключает квалификацию содеянного по норме о грабеже.

При квалификации грабежей и разбоев, совершенных с угрозой применения насилия, иногда сложно уяснить характер насилия, которым угрожает нападающий. Словесные угрозы типа «Убью!», «Покалечу!» далеко не всегда могут рассматриваться как угрозы насилием, опасным для жизни или здоровья, чаще всего это просто угрозы применением насилия (неконкретизированные), и нет оснований опасаться приведения угрозы в исполнение в ее буквальном смысле (хотя нельзя в принципе исключать понимание словесных угроз в качестве угроз насилием, опасным для жизни и здоровья). Другое дело - угроза ножом, даже если это небольшой перочинный нож, практически всегда достаточна для квалификации нападения как разбоя. В тех случаях, когда завладение имуществом соединено с угрозой применения насилия, носившей неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы, совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении нападавших применить физическое насилие, и т.п1.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод: среди корыстно-насильственной преступности, в частности преступлений, направленных против собственности, грабеж является одним из опасных и наиболее распространенных преступлений. Общественная опасность его заключается прежде всего в открытом способе действия, к которому прибегает виновный для завладения чужим имуществом, а также в том, что преступники для достижения своих корыстных целей нередко прибегают к насилию, проявляя при этом особую дерзость, довольно часто цинизм. Более того, при насильственном грабеже одновременно причиняется вред, не опасный для жизни или здоровья личности (или они ставятся под угрозу причинения такого вреда), а также собственности, что повышает степень его общественной опасности.