Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Убийство.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
360.45 Кб
Скачать

Глава 2. Характеристика состава убийства

2.1 Признаки общего состава преступления

В состав преступления входят четыре обязательных элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект – это общественные отношения, которым преступник причиняет вред или может его причинить. Объективная сторона – это внешнее проявление преступной деятельности человека. Субъект – это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и совершившее преступление. Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям. Рассмотрим их более подробно.

Объектом убийства является жизнь человека, понимаемая не только как физиологический процесс, но и как обеспеченная законом возможность существования личности в обществе. Как физиологический процесс жизнь человека имеет начало и конец. По мнению Р.А. Базарова началом жизни принято считать начало физиологических родов8. Жизнь ребенка охраняется законом в процессе родов (ст. 106 УК). В то же время посягательство на плод, находящийся в утробе матери, убийством не считается и может влечь уголовную ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности или причинение тяжкого вреда здоровью женщины9. Определение момента начала жизни является дискуссионным вопросом как в медицине или философии, так и в юриспруденции. Для юриспруденции ответ необходим в первую очередь в целях верной квалификации таких деяний как искусственное прерывание беременности, а также определение момента начала уголовно-правовой охраны личности. В литературе предлагается множество теоретических решений по данному вопросу: М.Д. Шаргородский указывает, что моментом начала жизни является момент отделения плода от утробы матери10; Л.И. Глухарева устанавливает, что этот момент связан с появлением плода из тела матери11; Н.И. Загородников связывает начало жизни с началом родов12; А.Н. Красиков считает, что моментом начала жизни является момент перерезания пуповины13. На данный момент действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»14. В ч.1 ст.53 установлено, что «моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов».

Правовое значение имеет также и момент окончания жизни. В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека)». Допущение законодателем альтернативы в определении момента смерти человека (смерть головного мозга или биологическая смерть) не затрагивает сути юридического вопроса о конечной границе человеческой жизни. Она (альтернатива) продиктована значением различных стадий процесса умирания человека для реаниматологии и трансплантологии, разными условиями умирания человеческого организма и зависящими от них отличиями в порядке установления смерти человека. С юридической точки зрения для признания наступления смерти человека нет необходимости в ожидании трупных изменений, характерных для конечной стадии умирания организма – биологической смерти, достаточно констатации смерти головного мозга.

Жизнь как объект преступления не подлежит качественной или количественной оценке. Равная защита всех людей от преступных посягательств на их жизнь - важнейший принцип уголовного права. Не имеет значения возраст, состояние здоровья потерпевшего или его "социальная значимость". Уголовное законодательство РФ не допускает лишения жизни и безнадежно больного человека даже при наличии его согласия или просьбы (эвтаназия). Именно равноценностью объекта объясняется, почему причинение смерти человеку, ошибочно принятому за другого, не рассматривается как "ошибка в объекте" и не влияет на квалификацию содеянного как оконченного убийства. Установление повышенной ответственности за убийство отдельных категорий лиц в специальных нормах (ст. ст. 277, 295, 317 УК) связано не с особой ценностью жизни потерпевшего, а с наличием одновременно другого объекта посягательства или дополнительных последствий, отягчающих вину. Факультативные признаки – дополнительный объект, предмет и потерпевший. Потерпевший – это признак объекта, близкий по содержанию предмету преступления. При этом составной частью уголовного правоотношения потерпевший выступает всегда; признаком объекта как элемента состава преступления – сравнительно редко.

С объективной стороны убийство как типичное преступление с материальным составом представляет собой единство трех элементов: 1) действие (бездействие), направленное на лишение жизни другого лица; 2) смерть потерпевшего как обязательный преступный результат; 3) причинная связь между действием (бездействием) виновного и наступившей смертью потерпевшего15.

Чаще убийство совершается путем активных действий с использованием каких-либо орудий преступления или путем непосредственного физического воздействия на организм потерпевшего. Убийство путем бездействия (в отличие от причинения смерти по неосторожности) встречается относительно редко. Оно предполагает, что на виновном лежала обязанность предотвратить наступление смертельного исхода. Эта обязанность может вытекать из договора, трудовых отношений, предшествующего поведения виновного и других фактических обстоятельств. Судебной практике известны случаи, когда мать умышленно причиняет смерть своему ребенку, оставив его без пищи и посторонней помощи одного в запертой квартире на длительное время.

Обязательное условие ответственности за убийство - наличие причинной связи между действием (бездействием) виновного и смертью потерпевшего.

Деление причинных связей на прямые и опосредованные имеет практический смысл, поскольку свидетельствует о разном уровне воздействия виновного на преступный результат. Отсюда следует и деление способов преступления на сильно управляемые и слабо управляемые. Степень воздействия виновного на преступный результат нужно иметь в виду, когда решается вопрос о форме вины, о содержании и направленности умысла, о покушении на убийство, о сознании мучительного характера способа убийства или его опасности для жизни многих людей и т.д.

Убийство признается оконченным с момента наступления смерти потерпевшего. Не имеет значения, когда наступила смерть: немедленно или спустя какое-то время. УК в традициях российского законодательства не устанавливает никаких "критических сроков" наступления смерти, если у виновного был умысел на убийство. Действия лица, непосредственно направленные на причинение смерти другому человеку, если они по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, не привели к этому результату, квалифицируются как покушение на убийство.

С субъективной стороны убийство предполагает наличие прямого или косвенного умысла на причинение смерти. Убийство совершается с прямым умыслом не только тогда, когда причинение смерти является самоцелью для виновного. Цель может лежать и за пределами состава убийства. Например, убийство случайного очевидца преступления (цель - избежать разоблачения) или убийство кассира, отказавшегося передать преступнику деньги (цель - завладение деньгами). Желание как волевой элемент умысла имеется и в этих случаях, хотя эмоциональное отношение к причинению смерти может быть негативным. При умысле на убийство лицо осознает, что совершает деяние, в результате которого наступит смерть другого человека, реально предвидит это последствие и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает наступление смерти или безразлично относится к ней (косвенный умысел)16.

При косвенном умысле виновный не направляет свою волю на причинение смерти, но своими действиями сознательно допускает ее наступление. Косвенный умысел на убийство встречается, например, при поджоге помещения, в котором находятся люди; при использовании кляпа или пластыря, для того чтобы не дать потерпевшему возможности позвать на помощь, если в результате этого наступила смерть; при убийстве посторонних людей в случае применения взрывных устройств или иного общеопасного способа преступления. Закон (ст. 25 УК) не противопоставляет косвенный умысел прямому, а объединяет их. Разграничение этих видов умысла приобретает решающее значение при не наступлении смертельного результата. Пленум ВС РФ указал в своем Постановлении от 27.01.1999 N 1 (п. 2): "Если убийство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, то покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, т.е. когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.)". Отсутствие прямого умысла на причинение смерти исключает квалификацию содеянного как покушение на убийство17.

Простым убийством может быть признано причинение смерти из сострадания к безнадежно больному или раненому, из ложного представления о своем общественном или служебном долге, из страха перед ожидаемым или предполагаемым нападением при отсутствии состояния необходимой обороны и т.д. К простому убийству относится также умышленное причинение смерти в обоюдной драке или ссоре под влиянием эмоциональных мотивов - гнева, ярости, страха за свою жизнь (при отсутствии признаков сильного душевного волнения), либо из желания утвердить свое превосходство (без признаков хулиганства)18.

Субъект убийства, квалифицируемого по ч. ч. 1 или 2 ст.105 УК, - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет (ст. 20 УК). Ответственность за привилегированные виды убийства по ст. ст. 106 - 108 УК наступает с 16 лет. Убийство, совершенное должностным лицом при превышении должностных полномочий, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст.105 УК и ст. 286 УК.

Следовательно, право человека на жизнь - это непосредственный объект данного преступления.

С объективной стороны убийство может быть совершено как путем действий, так и бездействия.

С субъективной стороны убийство может быть лишь умышленным.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 105, может быть лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Таким образом, теория уголовного права исходит из того, что устанавливая причинно-следственную связь по делам об убийстве, необходимо иметь ввиду следующее: 1) причинно-следственная связь устанавливается между наступлением смерти потерпевшего и не только непосредственными телодвижениями преступника, но и действиями различных механизмов, стихийных сил природы, животных и т.п. которые были использованы убийцей для причинения смерти другому лицу; 2) действия субъекта признаются причиной смерти только в том случае, если они являлись необходимым условием для лишения жизни потерпевшего, и при отсутствии этого условия смерть не могла наступить; 3) действия лица, являющиеся необходимым условием для наступления преступного результата, могут считаться причиной смерти только в том случае, если результат вытекал с необходимостью из этих действий, а не являлся порождением случайного стечения обстоятельств, лишь внешне связанных с ним. При решении вопроса о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между противоправным деянием необходимо исходить из того, что она является объективной, существующей вне зависимости от субъективного восприятия окружающих, и обуславливает наступление последствий.