Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общественное мнение и право.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
396.29 Кб
Скачать

ЛЕКЦИЯ 7.

Общественное мнение и право Основные вопросы

  1. К вопросу о понятии «общественное мнение».

  2. Современное состояние исследований общественного мнения в России.

  3. Значение общественного мнения для законодателя.

1. К вопросу о понятии «общественное мнение»

Понятие «общественное мнение» давно вошло в обиход исследователей социологии права. Впервые термин «общественное мнение» появился в Англии и с конца XVIII века становится общепризнанным. Представляется, что употребление данного термина было вызвано развитием массовых общественных процессов, становлением коммуникационных систем, когда с помощью информации, быстрого её распространения в общественный процесс стали втягиваться всё большие группы людей.

Первые прикладные исследования общественного мнения появились в США и были поставлены на службу бизнесу, маркетинговому изучению отношения потребителей к тому или иному товару. По этой причине в США и в Западной Европе в настоящее время существует целая индустрия опросного бизнеса.

Начало теоретических исследований в данной области связано с именем французского социолога П. Тарда, а дальнейшее развитие исследований общественного мнения получило в работах американских социологов А.Л. Лассуэлла и У. Шимана. К 50-60-ым годам на Западе сложились специальные теории общественного мнения со своей проблематикой, понятийным аппаратом, методикой и техникой исследования [1,37].

В нашей стране исследования по данному вопросу до недавнего времени носили фрагментарный характер. Ссылки политических лидеров на учёт общественного мнения сводились к фразам типа: «Советский народ единодушно поддерживает (осуждает)…». Только в настоящее время теория общественного мнения включена в классификации научных исследований в раздел социологии [2,13]. Первые годы перестройки характеризовались настоящим бумом опросов общественного мнения. Однако, как отмечает известный исследователь общественного мнения В.Э. Шляпентох, в этот период в области изучения общественного мнения возник настоящий хаос, так как «из-за расширившихся возможностей, обилия проводимых опросов, свободы действий социологов произошло резкое снижение качества исследований» [3,190]. Более того, при широкой распространённости данного термина до сих пор нет ясного представления о том, что же такое общественное мнение.

Г. Чайлдс в своей книге «Общественное мнение: природа, формирование, роль» (1965) приводит 50 определений общественного мнения. Известный немецкий специалист по опросам общественного мнения Э. Ноэль‑Нойман попыталась свести все определения в два направления, в основу каждого из них положив свою концепцию данного явления.

Первое направление определений выстраивается в соответствии с концепцией общественного мнения как рациональности. Согласно такому представлению, общественное мнение играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решений (в первую очередь, политических) в условиях демократии.

Второе направление определений строится на концепции общественного мнения как социального контроля. В этом случае общественное мнение трактуется как инструмент, прямо содействующий социальной сплочённости людей, достижению необходимого согласия, на которое опираются и решения, и действия [4,96].

Обращая внимание на заметные различия между приведёнными концепциями общественного мнения, некоторые учёные настаивают на том, что термин «общественное мнение» несостоятелен, по крайней мере, в научном отношении. Об этом, например, пишет французский учёный П. Бурдье (см. Приложение).

И всё же данное понятие, как уже отмечалось, используется достаточно давно. В своё время Ж.-Ж. Руссо писал: «Подобно тому, как архитектор, прежде чем построить большое здание, изучает и зондирует почву, чтобы узнать, может ли она выдержать тяжесть здания, так и мудрый законодатель не начинает с написания хороших законов, а исследует предварительно, сможет ли народ, для которого он эти законы предназначает, вынести их» [5,37].

Э. Ноэль-Нойман замечает, что, отказываясь от термина «общественное мнение», мы потеряем веками накапливаемое знание о латентной (т.е. неявной) функции общественного мнения, благодаря которой поддерживается определённое согласие в обществе, а может быть и во всём мире. Мы потеряем способность выявлять связи между такими важными и различными явлениями как общественное настроение и настроенность, климат времени и пр.

Другие учёные полагают, что общественное мнение обладает явными функциями, в частности, функцией формирования мнения людей в условиях демократии. Эту позицию отстаивают представители концепции первого направления. С их точки зрения, общественное мнение покоится на представлении о хорошо информированном гражданине, способном тонко аргументировать и чётко формулировать свои суждения. Общественное мнение может вдохновить, заинтересовать, увлечь. Но этого недостаточно, чтобы оказывать на людей давление. Представители данного направления имеют в виду малую социальную группу, считая, что только такая социальная группа информированных и заинтересованных граждан действительно способна формировать суждения, которые вдохновляют, увлекают и пр.

Концепция общественного мнения как социального контроля имеет в виду уже всех членов общества. Поскольку участие в процессе, угрожающем изоляцией и вызывающем страх перед ней, не является делом добровольным, то социальный контроль общественного мнения оказывает давление на индивидов, опасающихся остаться в изоляции, и может подталкивать их к тому или иному варианту поведения.

Страх остаться в изоляции, быть отвергнутым приводит к тому, что, упоминаемая выше немецкая исследовательница Э. Ноэль-Нойман называет «спиралью умолчания». Она, в частности, пишет, что всплеск возбуждения, которым отмечены годы новой восточной политики в Германии, выразился в весьма показательной ситуации: по количеству сторонников партии СПГ и ХДС/ХСС были равными. Но они были далеко не одинаковыми по энергии, воодушевлению, с которым демонстрировали свои убеждения воочию. Поэтому неудивительно, что население неправильно оценило соотношение сил. И на глазах у всех разворачивалась необычная динамика. Тот, кто был убеждён в правильности новой восточной политики, чувствовал, что все одобряют его мысли и основанное на них поведение. Поэтому он громогласно выражал свои мысли и открыто действовал. Те, кто отвергал новую восточную политику, чувствовал себя в изоляции, поэтому отмалчивались. Именно такое поведение людей способствовало тому, что первые чувствовали себя сильнее, чем были в действительности, а последние – слабее.

Эти наблюдения в своём кругу побуждали одних людей громко заявлять о своих взглядах, других – отмалчиваться. Пока первые как по спирали набирали мощь, вторые – полностью исчезали из поля зрения, становясь немыми. Такой процесс и можно назвать «спиралью умолчания» [4,33].

При сравнении двух подходов общественного мнения необходимо обратить внимание на то, что они основаны на различных предположениях относительно функций (роли) общественного мнения.

Общественное мнение как рациональный процесс, фокусируясь на проблемах демократического участия и обмена различными точками зрения по общественно значимым вопросам, требует в то же время внимания к этим идеям со стороны правительства и считает, что власть капитала и государства, СМИ и современные технологии могут манипулировать процессами, как формирования, так и действия общественного мнения.

Теория общественного мнения как социального контроля концентрирует внимание на поддержании необходимого уровня согласия внутри общества относительно его целей и ценностей. Согласно данной концепции, сила общественного мнения настолько велика, что ни правительство, ни отдельные члены общества не могут его игнорировать. Источник этой силы – угроза изоляции, которой общество подвергает отклонившегося в поведении индивида или непослушное правительство. Страх перед изоляцией обусловлен, как уже отмечалось, самой природой человека.