Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
470.02 Кб
Скачать

Лекция №2. Тема.Проблема человека в психологии (2 ч). План.

  1. Проблема человека в психологии.

  2. Основные направления и школы психологии: психоаналитическое направление, его основные представители.

  3. Бихевиоризм и теории социального научения.

  4. Гештальтпсихология и закономерности человеческого восприятия.

  5. Когнитивное направление и схемы мышления.

  6. Гуманистическая школа психологии.

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделе­ния психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. кни­ги 3. Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обы­денной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит З.Фрейду. Его утверждения о приоритете бессоз­нательного в содержании психики, о значении сексуальных влече­ний и агрессии не были принципиально новыми для психологии. Эти идеи носились в воздухе в то время, о чем свидетельствуют ра­боты Жане, Шарко, Льебо. Именно они подали Фрейду мысль о роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздей­ствия. Важным для него было и положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологи­ческая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность на­сильственной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влече­ниям. Болезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации.

Однако практически невозможно говорить о фрейдизме как о направлении и школе, так как концепции К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, О. Ранка и других ученых достаточно самостоятельны. Т. о. глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

  1. понимание психического развития как мотивационного, личностного;

  2. рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врож­денными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте. Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Общая характеристика бихевиоризма. Методология бихевиористской концепции была заложена американским ученым Д.Уотсоном (1878-1958), в работе которого "Мир, как его видит бихевиорист" (1913) новое направление впервые заявило о себе. Однако первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало примером исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949).

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего доследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Анализируя развитие психологии, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутрен­него содержания психики, содержания сознания не существует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объ­ективной и экспериментальной наукой, не имея объективного мето­да исследования основного предмета.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые по­могают и препятствуют становлению связей между стимулом (S) и реакцией (К), стал центральным для бихевиоризма. При этом из­менение поведения (появление все новых связей между S и R) фак­тически отождествлялось с развитием психики как таковой.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирова­ние все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе гене­зиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, на­званный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в кото­ром ведущим фактором выступает наследственность), получил наи­более полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожден­ных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движе­ний (сосательное, хватательное и т.д.). На этих нескольких реф­лексах и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стиму­лах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закреп­ляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособле­нию к среде.

Само психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.

Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы от­вергали идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже двух- трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Значит, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка.

Общая характеристика гештальтпсихологии. Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К. Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Эксперимен­тальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология исследовала целост­ные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабаты­вая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевио­ризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, пред­ставители гештальтпсихологии считали, что предме­том психологической науки является исследование содержания пси­хики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процес­сов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе пси­хики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигу­ры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила особенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма, феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта идея и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде разных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сравнимы с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются как взаимно-однозначные системы в физике и математике (круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет переструктурирование схемы.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако, для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуа­ции, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процес­сах, а также расхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицав­шегося вторыми. Исключением являлись только исследования лич­ности, проводимые К.Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном буду­щего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна­чение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить про­цесс формирования представлений об окружающем, доказало зна­чение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные меха­низмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психо­логия XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.

Когнитивная психология. Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стреми­лась много веков. Однако в данном случае точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Д.Миллер (р. 1920) создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р. 1928) выпус­тил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изло­жил основные положения этого направления.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше. Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познаватель­ного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего ис­пользования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути про­исходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные про­цессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изу­чения - визуальный поиск и селективное наблюдение .Первоначально он также занимался исследованием «искусствен­ного интеллекта», однако затем отошел от этих работ.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упо­мянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, кото­рый рассматривал человека как исследователя, стремящегося по­нять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к про­цессу осознания и переработки людьми информации о своем мире. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхи­тив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. В основе его теории лежит понятие конструктивного альтертивизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по­ тому, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем).

В последнее время когнитивная психология, как и другие шко­лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле­ний. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает преиму­щественно способы оперирования символами как единицами ин­формации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли). В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психоло­гии, реальной альтернативой информационному подходу во мно­гих сферах когнитивной психологии.

Общая характеристика гуманистической психологии. Это направле­ние, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе фило­софской школы экзистенциализма. Одним из его основателей яв­ляется Г. Оллпорт, который подчеркивал, что американская психо­логия способствовала распространению и развитию того, что вне­сли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», - писал он.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обрати­сь к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так по­явилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформу­лировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Оллпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.