Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка по истории России.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
445.95 Кб
Скачать

Поход олега на константинополь

(По «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

Пошел Олег на греков. Он взял с собой множество и варягов, и словен, и чудь, и кривичей, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев. Со всеми ними пошел Олег на конях и кораблях. Число кораблей было 2 000, и пришел он к Царьграду.

Греки замкнули [цепью] Судную гавань, а город заперли. Вышел Олег на берег и начал воевать, много убил около города греков, разрушил много дворцов и пожег церкви. А которых брал в плен, одних убивал, иных подвергал пыткам, других расстреливал [стрелами], а других бросал в море и другого много зла учинила Русь грекам, - все, что воины на войне делают.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса, и корабли с поля пошли к городу. Увидели греки, испугали и сказали: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь». И уставил Олег воинов. И греки вынесли ему пищу и вино, но он не принял их, потому что они были с отравой. Испугались греки [приняв Олега за святого] ...И установил Олег давать дань на 2 000 кораблей по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 мужей. Греки согласили на это, и начали греки просить мира, чтобы не разорял он греческие земли... И установил Олег дань на [в смысле для] русские города: прежде всего на Киев, также на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и на прочие города: по тем городам сидели великие князья, бывшие под властью Олега.

«Пусть Русь, приходя, берет «слюбное» (1) сколько хочет; если придут гости, то берут и месячную на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в баню, сколько они хотят; когда же они пойдут на Русь, то пусть берут у царя нашего [императора] на дорогу пищу, и якори, и канаты, и паруса, и все, что им надо». И согласились греки...

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и, дав клятву, сами цари целовали крест, а Олега водили к клятве. И мужи его клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом, и подтвердили мир. И сказал Олег, «Сшейте шелковые паруса для Руси, а для славян холстиные».(2) И было так сделано. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда. И подняла Русь шелковые паруса, а славяне холстиные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возмемся за свои холстины, не даны славянам шелковые паруса». И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина, и всякое узорочье».(3) И прозвали Олега вещим.

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.45.

Примечания

1. Слюбное - один из видов дани.

2. Возможно, слово русь в данном контексте относилось к варяжской части войска Олега.

3. Узорочье - покрытые узорами ткани, украшения.

Выбор владимиром христианства

(ПО «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

... [Русские] послы видели в стране Болгаров [волжских, мусульман] храмы скудные, моленье унылое, лица печальные; возле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописца, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. «Да созерцают они славу Бога нашего!», - сказал Император, и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, приказал вести послов в Софийскую церковь. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им показалось, что сам Всевышний обитает в храме и непосредственно с людьми соединяется ... Возвращаясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев. «Когда бы Закон Греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился стать христианином.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.1.М., 1989. С.150.