Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кле М. Психолгия подростка..doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
279.55 Кб
Скачать

М. Кле

Психология подростка1

I. Отрочество: исторический подход

Отрочество — это период жизни, отмеченный ходом исто­рии. В самом деле, возрастные категории, которые разде­ляют жизненные этапы и указывают на границы между поколениями, варьируют в разных эпохах; это касается этапа перехода от возраста подростка к возрасту взрослого. Стиль жизни и предпочитаемые ценности прямо подвержены историческому влиянию, и отрочество больше, чем другие возрастные периоды, детерминировано социальными изменениями. К тому же значи­тельную эволюцию претерпевают и институты юношеской социа­лизации, существенно модифицируя психологию подростка. Так, например, повсеместное распространение школьного образования вызвало серьезные изменения в сегрегации возрастных групп,

Однако следует признать, что исторический подход в современ­ной литературе по психологии подростка, как, впрочем, и во всей литературе по возрастной психологии, фактически отсутствует. Же­лание психологов описать универсальные законы развития оставля­ет впечатление ширмы, за которой скрывается определяющее влияние исторического процесса на развитие человека. Дебесс, изве­стный французский специалист по подростковому возрасту (Debesse,1947), считал, что «ошибкой было бы думать, что юность меняется вслед за эпохой... Конечно, в ней отражаются веяния своего времени... Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность, во все времена верная сама себе в своих тенденци-

I Кле М. Психология подростка. Психосексуальвое развитие. М.: Педагогика, 1991.

103

ях, законах развития, в своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении» (ibid., p. 9—10).

Но с тех пор различные теоретические и особенно недавние эмпирические исследования в русле так называемой новой соци­альной истории показали иллюзорность представлешш о психоло­гическом развитии как основанном на неизменных законах, вне исторических, материальных и культурных условий. Социальная история интересуется повседневной жизнью обычных мужчин и женщин, не оставивших письменных свидетельств (биографий, генеалогий или писем) и не попавших в официальную историю.

Бесспорным новатором в этой области является Филипп Ариес, положивший начало подобным исследованиям своим внушительным трудом по истории ребенка в семейной жизни в старорежимной Фран­ции (в период до 1789 г.). Согласно Ариесу, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства и отрочества. В XVD2 в. не уществовало никакого понятия для той возрастной категории, кото-ую сегодня принято называть отрочеством, ему еще предстояло сфор-иропаться. Ариес считает, что это произошло лишь в конце XIX в.; именно в это время юность становится основной темой в литературе, объектом заботы моралистов и политиков. С этого момента начинают серьезно интересоваться тем, что думают юные, и публиковать статьи по этому вопросу. Отрочество появляется в истории как таящее п себе новые ценности, способные оживить дряхлеющее общество. Эта мысль щюпитывает, впрочем, все творчество Стэнли Холла, который еще в 1904 г. опубликовал первое научное исследование по отрочеству.

Если Ариес считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов, то юношеское сознание как чувство принадлежно­сти к группе, имеющей общие заботы и устремления, в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставили себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во вре­мени, оттесняя детство вверх по течению жизни» а зрелость — вниз. Постепенно произошел раскол поколений, который харак­теризует наше время, с длинным периодом отрочества, покрыва­ющим практически все десятилетие между 10 и 20 годами.

Таким образом совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе XX в., когда отрочество становится любимым возрастом. Его стремятся достичь как можно раньше и задержаться в нем как можно дольше. Все происходит, согласно Ариесу, так, как если бы каждой эпохе соответствовал свой привилегированный

104

период жизни: XVII в. — молодой человек, XIX в. — ребенок, XX в. — подросток. Эти различия, утверждает Ариес, сущест­венно зависят от демографических отношений между различны­ми поколениями (Aries, 1973, р. 8—21).

Подобное направление исследований, начатое Ариесом, вы­звало целую серию исторических работ, в которых делались попытки очертить истоки современной семьи (Shorter, 1977) и появление современного отрочества (Katz, 1975). Эти работы подтверждают идеи Ариеса, более точно датируя рождение со­временной семьи второй половины XIX в., когда возрастает роль частной жизни, интимности и чувственной стороны брака. Эта эпоха, совпавшая с индустриализацией, привела к увеличению времени пребывания подростков в семье вплоть до брака, создав тем самым феномен современного отрочества.