Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Организационно управленческая деятельность юриста в ус.docx
Скачиваний:
112
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
528.55 Кб
Скачать

Организация деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства.

Осуществление прокуратурой уголовного преследования

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Осуществление государственного обвинения по уголовным делам приводит в движение механизм реализации уголовной ответственности. Пункт 55 ст. 5 УПК определяет, что уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В числе всех субъектов, осуществляющих уголовное преследование, прокуроры имеют наиболее универсальные полномочия. Они не ограничены специальной подследственностью. При выполнении следственных действий прокурор полностью самостоятелен.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет широкие полномочия по уголовному преследованию, в частности, он имеет право:

- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

- возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

- участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

- поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд и др.

Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю обязательны для исполнения.

В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор является государственным обвинителем, представляет государственные или общественные (публичные) интересы, нарушенные преступлением. В ряде случаев прокурор обязан выступить и в защиту частного интереса, когда потерпевшими от преступлений являются лица, не способные в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам реализовывать самостоятельно свои права и законные интересы.

Участие прокуроров в качестве государственных обвинителей в судебном разбирательстве по уголовным делам является формой реализации функции прокуратуры по уголовному преследованию и одновременно выступает как наиболее важное направление функции по участию в рассмотрении дел судами.

Уголовное преследование, осуществляемое прокурором

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование. Однако, это направление деятельности прокурора не получило специального развития ни в УПК РФ, ни в законе «О прокуратуре Российской Федерации». Поэтому авторы многих работ, посвященных вопросам деятельности прокуратуры, рассматривают уголовное преследование или как деятельность органов прокуратуры по расследованию уголовных дел или как главную функцию работы прокурора.

Согласно п.55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в со­вершении преступления. Но поскольку прокурор относится к стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК), то, следовательно, он осуществляет уголовное преследование, направленное на изобличение лица, совершившего преступление. В Настольной книге прокурора сущность уголовного преследования определяется следующим образом: оно реализуется при возбуждении уголовного дела против конкретного лица, при его задержании, приме­нении меры пресечения, привлечении к уголовной ответственности, при производстве следственных действий, ограничиваю­щих конституционные права подозреваемых и обвиняемых.

Все сказанное выше позволяет считать, что уголовное преследование, осуществляемое прокурором в досудебных стадиях, может состоять из возбуждения уголовного дела против конкретного лица, принятия к нему мер процессуального принуждения, избрания меры пресечения, предъявления обвинения, утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд. Однако уголовное преследование не равнозначно расследованию уголовных дел, осуществляемому следователями органов прокуратуры или самими прокурорами. Расследование уголовных дел, поддержание государственного обвинения в суде являются формами уголовного преследования, но не исчерпывают его. Само же понятие - уголовное преследование, осуществляемое прокурором, уже понятия расследования уголовных дел. Расследование может производиться с целью установления факта совершения преступления кем-либо, тогда как уголовное преследование направлено непосредственно против конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Генеральный прокурор называет прокурора руководителем уголовного преследования. Это следует, на наш взгляд, понимать, как совершение действий, с помощью которых прокурор организует привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. При этом производство следственных действий им самим или по его поручению компетентным органом следствия или дознания является лишь частью реали­зуемого уголовного преследования.

В то же время уголовное преследование производится прокурором в основном через формы надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания при осуществлении ими расследования (дознания) по уголовным делам. Так, давая следователю согласие на возбуждение уголовного дела, прокурор осуществляет свою надзорную функцию, но при этом, в связи с тем, что дело возбуждено, начинается процесс уголов­ного преследования. То же самое происходит, когда прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае он применяет свою надзорную функцию.