Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

orlov_g_n_disser

.pdf
Скачиваний:
51
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
3.17 Mб
Скачать

111

Исполнение будет совершено при добросовестности участников обязательства независимо от воли сторон. На усмотрение одной из сторон таких обязательств остается только право выбора предмета исполнения из числа тех предметов исполнения, которые заранее были согласованы между сторонами.

С другой стороны, и кредитору в альтернативном или факультативном обязательстве не предоставлено право выбора в части принятия исполнения.

Кредитор в любом случае должен принять исполнение, когда таковое будет совершено должником по своему выбору.

Наличие обязанности должника произвести исполнение в альтернативном или факультативном обязательстве объективно существует и возникает в момент возникновения самого обязательства. Возникновение такой обязанности является результатом взаимносогласованного волеизъявления сторон обязательства.

Срок, в течение которого может быть реализовано право выбора исполнения в альтернативном обязательстве, не является существенным условием. При отсутствии такого срока альтернативное обязательство не считается недействительным104.

104 В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» предусмотрено, что управомоченный на выбор в альтернативном обязательстве должник вправе совершить выбор путем исполнения одной из альтернативных обязанностей в срок, установленный для исполнения обязательства. Если же должник не сделал выбор в установленный срок, уполномоченным на выбор становится кредитор. Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 также установлено, что при отсутствии условия о сроке для осуществления выбора исполнения в альтернативном обязательстве управомоченные на выбор кредитор или третье лицо вправе осуществить выбор исполнения в разумный срок. Если этого не сделано, должник вправе потребовать от кредитора или третьего лица указаний на предмет исполнения обязательства, а в случае их непоступления в предусмотренный пунктом 2 статьи 314 ГК РФ срок исполнить обязательство по своему усмотрению.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. Январь,

2017.

112

Предоставление должнику права выбора исполнения в альтернативном или факультативном обязательстве является результатом волеизъявления обеих сторон такого обязательства.

В отличие от альтернативного или факультативного обязательства право требования исполнения приобретается не должником – стороной-

оферентом, или обязанной стороной, а именно кредитором – стороной-

акцептантом, или обязывающей стороной, опционной договорной конструкции на возмездной основе в результате сделки.

Объем исполнения в опционных договорных конструкциях заранее определен. В отличие от альтернативного или факультативного обязательства сам факт исполнения в рамках опционной договорной конструкции поставлен в зависимость от волеизъявления одной из сторон. До заявления требования об исполнении обязательства исполнения как такового в опционной договорной конструкции не существует. Существует лишь не урегулированная законом добровольно принятая на себя должником обязанность совершить определенные действия.

Сторонам опционных договорных конструкций на момент их заключения неизвестно, наступит ли исполнение или нет, так как исполнение всецело не зависит от взаимосогласованного волеизъявления сторон, а

подчинено экономическим интересам обязывающей в опционной договорной конструкции стороне. Отличительной особенностью опционных договорных конструкций от альтернативного или факультативного обязательства является отсутствие безусловной обязанности принять исполнение на момент заключения соответствующего договора, опосредованного опционной договорной конструкцией. Обязывающая в рамках опционных договорных конструкций сторона вправе самостоятельно определить дальнейшую судьбу исполнения в зависимости от собственных предпринимательских целей. Руководствуясь собственными экономическими интересами, обязывающая сторона вправе либо реализовать свое право требования исполнения, либо молчанием отказаться от дальнейшего исполнения обязательства обязанной стороной.

113

В отличие от альтернативного обязательства срок предъявления требования об исполнении в рамках опционных договорных конструкций является существенным условием, при отсутствии которого опционная договорная конструкция является незаключенной.

Приведенное сравнение показывает, что опционные договорные конструкции и альтернативные или факультативные обязательства по своей юридической природе полностью отличаются друг от друга.

Рассмотрев сходные с опционными договорными конструкциями договоры, поименованные в ГК РФ, а также виды обязательств, можно утверждать, что опционные договорные конструкции имеют собственные,

присущие только им отличия. Это доказывает не только их самостоятельность,

но и общность вида порождаемого ими обязательства, что, в свою очередь,

позволяет предположить наличие обособленного договорного института опциона в целом, в который в качестве субинститутов входят опцион на заключение договора и опционный договор. Цели опционных договорных конструкций иногда могут совпадать с целями иных, сходных с ними, договоров или видов обязательств. Однако при этом возникают различные по своей юридической природе отношения сторон и применяются различные нормы правового регулирования. Данное обстоятельство существенно в предпринимательской деятельности. Для предпринимателя существенным являются различия, к примеру, подчинено ли дальнейшее исполнение договора только его собственному волеизъявлению или же у него имеется обязанность принятия исполнения, в котором он, в свою очередь, уже утратил заинтересованность.

Субъектам предпринимательской деятельности необходимо выбирать именно те договорные конструкции, которые наиболее полно соответствуют их фактическим экономическим целям, несмотря на внешнее сходство между собой.

114

Также субъектам предпринимательства следует иметь в виду, что не всякое субъективное право, возникающее в рамках договора105, является опционным правом требования исполнения. Порождаемое в рамках опционных договорных конструкций право требования исполнения является уникальным тем, что оно является безусловным, и данному праву не корреспондирует ни одна обязанность правообладателя перед другой стороной. Единственной корреспондирующей обязанностью приобретателя такого права является выплата опционного вознаграждения стороне, предоставившей такое право.

Основной отличительной чертой опционного права требования является то, что его реализация служит предпосылкой для возникновения обязательства, тогда как иные субъективные договорные права являются способом исполнения уже существующего обязательства.

105 К примеру, принадлежащее покупателю право выбора ассортимента поставляемого в рамках договора купли-продажи товара.

115

ГЛАВА 3. Формирование договорных отношений сторон с использованием опционных договорных конструкций

3.1 Опцион на заключение договора и опционный договор как предпосылки заключения договоров

Уверенность предпринимателя в наличии товара или возможности получения результата выполненных работ или оказанных услуг, а также обладание сведениями о неизменности стоимости и иных условиях их приобретения позволяют в совокупности субъекту предпринимательской деятельности проводить переговоры со своими контрагентами на предмет дальнейшей реализации такого товара в составе собственных товаров, работ или услуг. Это, в свою очередь, способствует осуществлению реконструкции производства или ведению иной деятельности, обязательным условием проведения которой является постоянное наличие такого товара или возможность его получения в кратчайший срок.

Возникновению договорных отношений в предпринимательской деятельности всегда предшествует ряд организационно-правовых предпосылок.

Предпосылки создают необходимые условия для достижения субъектами предпринимательской деятельности именно тех целей, которые они преследуют,

вступая в договорные отношения.

Исходя из анализа ст. ст. 421, 432 ГК РФ можно сделать вывод о том,

что предпосылками к заключению любого гражданско-правового договора является наличие хотя бы одного из следующих условий: согласованное волеизъявление сторон, наличие прямого указания закона, добровольно принятое обязательство заключить договор.

Моментом заключения договора является момент возникновения взаимносогласованного волеизъявления сторон. При заключении договора оферта и ее акцепт представляют собой формы выражения воли лиц,

намеревающихся вступить в договорные отношения, а в совокупности механизм

116

акцепта направленной оферты представляет собой способ согласования волеизъявлений сторон106.

Наличие прямого указания закона в качестве предпосылки к заключению договора относится в большей мере к договорам публичного характера. Такая предпосылка направлена на соблюдение публичных интересов при обеспечении общества социально значимыми товарами, работами или услугами.

Добровольно принятое на себя обязательство заключить договор также является предпосылкой к заключению договора. Такое обязательство может быть как двусторонним, к примеру предварительный договор, так и односторонним - безотзывная оферта. В качестве договорной предпосылки это обязательство определяет частноправовой интерес в возникновении договорных отношений. Договорная предпосылка может использоваться в том случае, если стороны, осуществляя предпринимательскую деятельность, хотят придать заключению договора обязательственный характер даже в том случае, когда заключение такого договора между сторонами прямо не предусмотрено законом.

О.А. Красавчиков в своей работе отмечал, что под основаниями и предпосылками возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений понимается определенный комплекс различных по характеру явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение гражданских правоотношений.107 О.А. Красавчиковым было предложено условное разделение предпосылок и оснований движения правовых связей на три основные категории: 1) нормативные предпосылки, 2) правосубъектные предпосылки и 3)

фактическая основа возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

В настоящее время с такой предложенной классификацией согласиться

сложно.

106 Акцепт направленной оферты также подтверждает вывод о том, что основанием к заключению договора и возникновения обязательств является не согласованная воля сторон, а именно изъявление сторонами согласованной воли (согласованное волеизъявление).

107 Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском процессе. М.: Госюриздат, 1958. С. 1.

117

Исходя из принципа свободы договора все предпосылки можно разделить только на две категории: 1) нормативные предпосылки и 2)

правосубъектные предпосылки. Фактическая основа возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений базируется на свободном волеизъявлении. В случае односторонней обязанности заключить публичный договор необходимо волеизъявление второй стороны для вступления в договорные отношения. Даже при условии обязательности заключения договора для обеих сторон в силу прямого указания закона необходимо заявление одной из сторон о намерении вступить в договорные отношения.

Аналогично требуется выражение волеизъявления, направленного на готовность принять исполнение в виде заключения договора, и при добровольном принятии на себя обязательства заключить договор.

Б.И. Пугинский считает основной предпосылкой к заключению договора свободу воли108. С таким утверждением также согласиться сложно.

Свобода воли, ограниченная общественным интересом, безусловно, важна для вступления в договорные отношения. Она позволяет стороне самостоятельно определиться с выбором контрагента, предметом договора и его условиями.

Однако воля, не выраженная определѐнно и не доступная для восприятия иными участниками гражданского оборота, не может породить никаких юридически значимых фактов. Только выраженная воля может являться основанием для начала процесса переговоров, предшествующих заключению любого гражданско-правового договора. Основной предпосылкой для заключения договора является не сама по себе внутренняя воля, а ее выражение, то есть волеизъявление. Фактической основой предпосылок к заключению любого договора является наличие волеизъявления сторон на заключение договора и согласованность таких волеизъявлений.

108 Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М.: ИКД «Зерцало-М», 2016.

С. 68.

118

По мнению некоторых авторов, любую сделку, в том числе и договор,

формируют два элемента – воля и волеизъявление109. При этом воля является превалирующим элементом и составляет основу сделки110.

С данным мнением также нельзя согласиться, так как воля является исключительно субъективным признаком. Определить действительную волю стороны договора может только сама сторона. Для иных участников гражданского отношения действительная воля стороны имеет второстепенное значение. Они основываются не на действительной воле, а на том, как эта воля выражена в гражданском обороте, то есть на волеизъявлении.

Превалирующее значение волеизъявления над волей при заключении договора отмечал Д.И. Меер: «Каждое соглашение, будучи юридической сделкой, существенно нуждается в известной форме, так что только соглашение,

облеченное в известную форму, получает обязательственную силу. Сам по себе факт, что у двух или более лиц одинаковая воля, еще не порождает ничего обязательственного, ибо человек может ее изменить»111.

Такая позиция подтверждается также и положениями ст. 431 ГК РФ.

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если путем анализа условий договора невозможно установить его содержание, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора112.

109Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1998,

С. 135.

110Брагинский М.И., Витрянский В.В. Там же. С. 135. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 249.

111Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. Часть 2. По исправленному и дополненному

8-му изд. 1902. М.: Статут, 1997. С. 169 .

112Существенную роль в качестве основной предпосылки к заключению договора играет волеизъявление и в договорном праве Англии. Так, английские ученые Д. Самонд и Д. Вильямс отмечают, что волей, с которой право связывает те или иные последствия, является не скрытое, непроявленное желание стороны, а лишь такая ее воля, которая выражена вовне и таким образом, чтобы те лица, которые затронуты ее юридическим действием, а также суды, призванные снабдить ее принудительной силой, могли знать ее содержание (Самонд Д., Вилямс Д. Основы

119

Из этого можно сделать вывод, что основной (базовой) предпосылкой к заключению договора является согласованное добросовестное волеизъявление сторон сделки, действие которого ограничено определенным периодом времени,

в течение которого стороны обязаны согласовать все существенные условия договора и заключить его в той форме, которая установлена законом для соответствующего вида договора.

Субъекты предпринимательской деятельности, имеющие потребность в приобретении или реализации продукции, работ или услуг в будущих периодах,

должны зафиксировать в соглашении между собой свое обоюдное волеизъявление, которое по своему содержанию и форме достаточно для возникновения договорных отношений.

Предпосылки для заключения договора, который подлежит заключению в обязательном порядке, существенно уже предпосылок к заключению договора на общих условиях. Это обусловливается тем, что принцип свободы договора применяется в таких договорных отношениях в усеченном порядке, так как у одной из сторон в силу указания закона либо добровольно принятого на себя обязательства заключение договора является не правом, но обязанностью.

Обязательность заключения договора обусловливается с правовой точки зрения не только механизмом понуждения к заключению договора, но и наличием возможности принудительного установления ряда условий договора в соответствии с условиями, установленными в законодательных или подзаконных нормативных правовых актах, а также согласно ранее принятым на себя контрагентом обязательствам.

В качестве предпосылок заключения договора в обязательном порядке выступают два обстоятельства: 1) прямое указание закона или подзаконного нормативного акта и 2) добровольно принятое на себя обязательство заключить договор.

договорного права. Перевод с английского С.А. Андрианова и В.В. Зайцевой. Под ред. и с вст. ст. д. ю. н. Е.А. Флейшиц. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. С. 26).

120

Широкий интерес в сфере предпринимательской деятельности вызывает вторая предпосылка к заключению договора в обязательном порядке – добровольно принятое на себя обязательство. Такая предпосылка позволяет установить заранее существенные условия договора, определить цену реализуемого товара и предоставить покупателю правовую защиту в случае уклонения продавца от заключения основного договора в будущем именно в объеме, необходимом для понуждения к заключению того договора, об условиях которого было достигнуто соглашение.

Самостоятельный гражданско-правовой договор или иная сделка в то же время могут являться предпосылкой к заключению иного договора.

Классическим примером сделки, создающей предпосылку к заключению основного договора, является опцион на заключение договора.

Опцион на заключение договора представляет собой сложную договорную конструкцию, включающую в себя односторонние сделки по направлению оферты и ее акцепта, а также двустороннюю сделку в виде соглашения об условиях акцепта направленной оферты.

При заключении опционного соглашения обязанная сторона тем самым принимает на себя обязательство заключить основной договор, то есть предоставляет оферту. При этом неизвестно, будет ли ответное волеизъявление обязывающей стороны на заключение такого договора.

На этапе заключения опционного соглашения и даже после его заключения у обязывающей стороны, равно как и у обязанной стороны, не возникает обязанности заключить основной договор.

При отсутствии обоюдного изъявления воли сторон опционного соглашения вступить в новые договорные отношения, предусмотренные основным договором, опционное соглашение становится предпосылкой заключения основного договора.

Акцептуя предложение обязанной стороны заключить основной договор, обязывающая сторона также своим односторонним волеизъявлением порождает обязательство как заключить договор, так и принять исполнение по

Соседние файлы в предмете Гражданское право