Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-10-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
262.66 Кб
Скачать

Г) человек

Человек, с его точки зрения, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело — от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. Душа сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело.

Душа имеет такую структуру:

  • разум,

  • волю (страсть)

  • вожделение (прежде всего благородные желания, влечения к добру, но имеются и негативные желания).

У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей:

  • вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям;

  • мужественный, в котором преобладает воля, сила, мужество;

  • разумный, ставящий целью высшие ценности, благо людей и справедливость.

P.S.

Все остальные вопросы Платона, в частности, является модификацией учения об идеях. Размышляя о человеке мы должны понимать, что у него есть смертное тело и бессмертная душа. Если говорить о душе, то она не есть нечто однородное, она имеет структуру: разумная (мудрость), яростная (мужество), вожделеющая или низменная (соразмерность). Смысл человеческой жизни состоит в том, какая часть души окажется преобладающей, поэтому человеческая природа противоречива. Разумная часть стремится возвестить человека, а низменная – призвать остаться в мире чувств.

  1. Аристотель.

Взгляд на философию как на науку, стремящуюся к знанию строгому, доказательному, понятийному, систематическому, отличает Аристотеля. Идею логического единства человеческих знаний, почерпнутую он успешно применяет к эмпирическому исследованию, закладывая научные основы философии, логики, риторики, психологии, физики, политики, этики, эстетики.

Особенности философии Аристотеля выясняются в процессе сопоставления ее с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное благо. Но в отличие от Ппатона, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля скорее интересует порядок мира и его рациональное, научное изучение, чем вопрос о происхождении этого порядка вещей. Если Платон ставил перед собой задачу обоснования мировоззрения, выходящего за пределы человеческой жизни, и всегда рассматривай временное с точки зрения вечного, чувственное с точки зрения сверхчувственного, то Аристотель ищет реализации идеального в чувственном мире, пытаясь соединить опыт и умозрение.

Если в творчестве Платона очень сильны мифологический и эсхатологический элементы, то Аристотель стремится исключить по возможности мифологически-религиозные схемы из философского объяснения. Черты философского стиля Аристотеля — понятийность, систематичность, отдифференцированность методов решения философских проблем. Философия Аристотеля порождена стремлением к научной определенности и точности предмета и методов философского исследования, логической стройности философского знания и выработке механизма его передачи.

В то же время философское учение Аристотеля бесспорно представляет собой преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, обшее предшествует частному, определяет его, а источник знания лежит в самом разуме.

Философское учение Аристотеля можно разделить на три части: теоретическую, практическую и политическую.

Теоретическая философия изучает общие начала бытия и знания посредством интеллектуального созерцания. Ей соответствуют такие науки, как метафизика, физика и математика.

Практическая философия изучает начала, которыми человек руководствуется в своей нравственной и политической деятельности. Соответствующие науки — этика, экономика, политика.

Творческие науки включают в себя поэтику и риторику.

Особое место в творчестве Аристотеля занимают логические сочинения или «Органон». Хотя сам термин «логика» Аристотелю не принадлежит, но именно он создал эту науку как область гуманитарного знания. Цель «Органона» — пропедевтическая: познакомить с теми орудиями, методами, процедурами, при помощи которых строится наука. Критерием научности знания, по Аристотелю, является доказательность, а непосредственно очевидными истинами, не нуждающимися в доказательстве,— логические законы мышления: закон противоречия («ничто не может сразу быть и не быть»), закон исключенного третьего («между тем, чтобы иметь и не иметь, третьего не может быть»).

Логические исследования привели Аристотеля к обнаружению двух важнейших для трансформации платонизма обстоятельств. 

Во-первых, идея блага - верховная царица в платоновском мире идей — не может подчинять себе идеи вещей, так как вещь относится к категории сущности, а благо — к категории качества.

Во-вторых, благо как относящееся к категории качества не существует само по себе, но лишь как принадлежащее какой-либо сущности.

Природа для Аристотеля — это соединение бытия и становления, а не чистое становление, как для Платона.

Предметом метафизики Аристотеля является не только исследование высших родов бытия, но и поиск его первопричин Аристотель указывает четыре первопричины бытия, которые порознь исследовались греческой философией от Фатеса до Платона. Это материальная, формальная, движущая и целевая первопричины По сути они могут быть сведены к материальной и формальной.

Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем-угодно. лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (букв.: строительный материал, лес) как обозначение субстрата, лежащего в основе всего сущего. Форма — это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в действительное, определяющее суть вещей. Всякая вещь в природе является результатом слияния формы и материи Соединение материи и формы осуществляется посредством движения.

Подобно тому как веши есть сплав материи и формы, одушевленные существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела. Аристотель различает три разновидности душирастительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущения и движение) и разумную (познание, самоопределение). При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает, что активный разум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен.

В основании этики Аристотеля лежит принцип объективной целесообразности — системообразующий принцип его философского учения в целом. В человеке заложено внутреннее стремление к благой цели, т. е цели, преследуемой ради нее самой. Это стремление к счастью Но счастье, по Аристотелю,— это успешная деятельность, приносящая удовольствие, поскольку человек— активное существо, а само счастье — не вещь, а действие. Высший принцип счастья — мера.

Соответственно разделению человеческой деятельности на практическую и теоретическую добродетели Аристотель делит на две группы — этические и дианоэтические.

К этическим добродетелям Аристотель относит мужество, благоразумие, щедрость, величавость, правдивость, дружелюбие, любезность, ровность, честолюбие. Они зависят от способности разума подчинять своим требованиям страсти и желания.

Принцип «золотой середины» Аристотеля — это моральное правило, предполагающее в качестве условия своего применения н каждом конкретном случае самостоятельное размышление. Стыд, по Аристотелю, хотя и проявляется на физиологическом уровне, вызывается нравственными причинами.

К дианоэтическим добродетелям Аристотель относит мудрость, разумность и рассудительность (фронезис). Высшей из них является мудрость, поскольку она связана с созерцанием высших принципов бытия и Бога.

Цель государства, по Аристотелю,— воспитание граждан в духе добродетели. Оно, как и для большинства античных философов, стоит выше семьи, частных лиц и относится к своим членам как целое к частям. Хотя во времени семья и община предшествуют государству, государство есть первое по своей природе. Человек — это политическое (общественное) животное.

Высшим государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе, право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Отношения власти и подчинения бывают, по Аристотелю, трех родов:

  • 1) господские (отношения господина и раба),

  • 2) брачные (отношения мужа и жены),

  • 3) отцовские (отношения отцов и сыновей).

Как высший вид общения государство включает в себя общение между свободными и равными людьми, гражданином является только тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться, тот, кто принимает участие в законосовещательной, военной или судебной деятельности. Раб, по Аристотелю,— это только «одушевленная собственность», «говорящее орудие», по природе предназначенное к подчинению, поэтому рабы не принадлежат к составу государства.

В противовес Платону, оспаривавшему право на личное владение для воинов-стражей и даже выдвигавшего для них проект общности жен и детей, Аристотель считает индивидуальную собственность и семью основой устойчивого государства. Источник распрей лишь усиливается с введением общности собственности и семьи, так как человеку по природе свойственно более заботиться о своем, нежели об общем. Любовь к своей семье есть нравственное начало, на котором зиждется государство — источник радости и дружбы. Уничтожив индивидуальную собственность и семью, мы лишили бы человеческую деятельность ее сильнейших мотивов.

При рассмотрении государственного устройства Аристотель, в отличие от Платона, рассуждает не об «идеальной» конституции, а о наилучшей при данных общественных обстоятельствах и условиях. Проанализировав вместе со своими учениками государственную практику 158 греческих государств, Аристотель создает свою классификацию форм государственного устройства. Основанием его классификации служат два критерия:

  • 1) принадлежность власти в государстве — одному, нескольким или большинству,

  • 2) цель власти — общее благо или собственная выгода.

К «правильным» формам государства Аристотель относит монархию, аристократию и политию. К «неправильным» — тиранию, олигархию и демократию. Из отклоняющихся видов наихудший для Аристотеля — тирания, наиболее умеренный — демократия.

Подобно тому как во всем наилучшее есть мера, так и в государстве счастье наиболее обеспечено там, где нет ни чрезмерного богатства, ни чрезмерной нищеты, где в управлении преобладают люди среднего достатка и управляют ради общей пользы. Но является ли эта форма государства наилучшей из всех возможных? На этот вопрос Аристотель не дает прямого и окончательного ответа.