Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / 4. ИОГП 03.03.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
37.58 Кб
Скачать

Обвинение и защита.

По декрету о суде № 1 упразднили прокуратуру и адвокатуру. Кто же вместо них? По Положению о народном суде 1918 года существовали коллегии правозащитников – и обвинителей, и защитников одновременно. Эдакие любители права. По положению 20-го года фигурировали коллегии обвинителей, то есть были государственные обвинители. Был такой товарищ, Николай Васильевич Крыленко – один из первых ретивых таких обвинителей. Считал делом чести всегда добиваться смертного приговора, что бы там ни было. Расстрелян позже товарищем Сталиным.

Защита. Действовала подпольная адвокатура. В принципе адвокаты действовали, но в суд являться не могли. Досудебная и нелегальная помощь. В качестве защитника могли выступить практически любые граждане. Защита могла быть общественной.

Управление народным хозяйством.

Управление промышленностью.

По-прежнему строится на территориальном принципе. Правильнее сказать – территориально-отраслевой принцип. На каждом советском уровне, начиная с уездного, создавались свои Советы Народного Хозяйства (Совнархозы). Венчал всё это ВСНХ РСФСР. Местные Совнархозы управляли некрупными предприятиями на своей территории – всем мелким именно, будь это нефтяная, или угольная промышленность. Крупные – непосредственно ВСНХ. В гражданском праве, таким образом, возникало два способа образования государственной собственности. Если управление передавалось местному Совнархозу, то это называлось муниципализацией. Если предприятие переходило в управление ВСНХ, то это называлось национализацией.

ВСНХ должен был все равно всем этим управлять, и национализированными, и муниципализированными предприятиями. Главкизм – система главков – главных управлений и центров – центральных управлений. Управляли наиболее крупными предприятиями на территории России и ведали практически всеми аспектами жизни этих предприятий. Юридические лица теряли свою самостоятельность. Собственник – государство – берет на себя непосредственное управление своим имуществом. Вообще в большинстве случаев сам собственник не может управлять свои хозяйством, и именно поэтому в современном ГК имеется оперативное управление, хозяйственное ведение и прочие вещные права, на которых государство передаёт администрации управление государственными предприятиями. А в период Гражданской Войны государство само управляло. Администрацию задвинули.

Финансирование промышленности стало сметным. Смета – заранее утверждённые доходы и расходы. Кредиты и займы, узко говоря, отошли в прошлое. Главок подсчитывал деньги и раздавал. Их не нужно было возвращать – их нужно было правильно освоить, потратить по предписанному праву. Это не заём, это смета.

Управление сельским хозяйством.

Центральные органы здесь – Наркомат Земледелия и Наркомат Продовольствия. В Гражданскую войну их интересы слились. Непонятно стало, где, чья власть. Главная проблема сельского хозяйства здесь – это заготовка продовольствия. Изначально большевики задумали обмен города и села. С этой целью они ввели государственные монополии на ряд товаров. Чтобы крестьяне кому на сторону не отчудили свою продукцию, на всю сельхозпродукцию вводилась государственная монополия. Крестьянин мог явиться в сборный пункт и сдать эквивалентно всё, что вырастил – мясо, зерно, сало и прочее. Взамен государство даёт ширпотреб по прейскуранту. Крестьянам этот эквивалент не понравился. Всякая война означает, что ширпотреба меньше. Хлеб поэтому крестьяне предпочитали реализовывать сами.

И тогда вводится продовольственная диктатура. К 9 маю 1918 года Нарком Продовольствия получил право применять вооруженную силу. Введен классовый паёк. На каждую крестьянскую семью вводился продуктовый максимум – сколько можно получить продукта. Это не только горбушка хлеба, стакан молока, но и то, что нужно оставить на посев и чем надо кормить лошадей. Для них перечень шире, чем для горожанина. Всё остальное крестьяне должны были сдать по твердой государственной цене. Дело в том, что деньги во время Гражданской Войны обесценились настолько, что стоили меньше, чем бумага, на которой они были напечатаны. Обклеивали стены ими вместо обоев, даже не разрезали. Красивая бумага.

Крестьяне упираются, начинается новый этап - заградительные отряды – вооруженные горожане. Искали мешочников, чтобы изымать излишки. У каждого такого отряда был свой прейскурант – сколько можно было с собой провезти. Стандарт - пуд продовольствия, в конце войны – 1,5 пуда продовольствия. Спекуляция проникала и в заградотряды. В итоге крестьянину стало крайне невыгодно везти хлеб в город.

Крестьяне просто перестали сеять. В январе 1919 года начинается последний этап борьбы с крестьянством – продовольственная развёрстка. На каждую производящую губернию разверстали определённое количество сельхозпродукции – вынь да по ложь. Местности, не выполнившие развёрстку, подлежали уголовному наказанию. Наказывали прямо волостями, коллективно. Непокорную волость могли, например, переселить. Расстреливали заложников, старших кормильцев в семье, засовывали в концлагеря.