Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Антокольская М. В. - Семейное право - 2000.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.6 Mб
Скачать

60 Раздел II. История семейного права

мирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса счи­талось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в ИХ ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непо­чтения», это только усугубляло вину детей.

В Своде Законов (ст. 161 Законов гражданских) было записано," что «власть родителей простирается на детей особого пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть несколько ограничивалась с поступлением сыно­вей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и роди­телей.

Родители имели право требовать выдачи детей от любого лица' независимо от того, отвечало это интересам детей или нет.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные роди­тели могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере.

Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно все более перестает соответствовать общественным пред­ставлениям. Это положение прекрасно охарактеризовал Г.Ф. Шерше-невич. «Объектом права личной власти, — писал он, — является само подвластное лидо^ а не какие-либо действия с его стороны. Однако в настоящее время, с признанием личности за каждым человеком, эти права попадают в безвыходное противоречие с нормами, охраняющи­ми свободу каждого лица... Отсюда обнаруживается теоретическая не­состоятельность этих прав и практическая их неосуществимость»1.

Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к полезной деятельности: определению сыновей на службу, а дочерей — замуж. Родители должны были также предоставлять содержание несовершен­нолетним детям в соответствии со своими возможностями.

В XVIII в. незаконнорожденные дети следовали состоянию ма­тери, но дети дворянок не получали дворянства, хотя нередко оно им жаловалось императорским указом. Отец обязан был только со­держать незаконнорожденного ребенка и его мать, но это содержание рассматривалось не как алименты, а в качестве возмещения вреда. Воинский артикул 1716 г. обязывал холостого человека, чья незамуж-

' Шершеневич Г.Ф. Русское гражданское право. С. 458.

Глава 6. Семейное право России периода империи 61

няя любовница родила ребенка, доставлять ей и ребенку средства к существованию. Одновременно предусматривалось и уголовное на­казание за этот проступок. Требование о содержании рассматривалось не гражданским судом, а уголовным, как гражданский иск в уголов­ном процессе.

Узаконение детей в XVIII в. осуществлялось только по высочай­шему повелению, каждый раз в индивидуальном порядке. В XIX в. правила об узаконении менялись чрезвычайно часто. В царствование Александра I стало разрешаться .узаконение детей, рожденных до брака, в случае вступления их родителей в брак между собой. Это правило не распространялось на детей, рожденных от прелюбодеяния. При Николае II издается высочайшее повеление, запрещающее такое узаконение. При Александре II оно опять разрешается.

Закон от 3 июля 1902 г., внесший изменения в Свод Законов, впе­рвые позволил рассматривать иски внебрачных детей о содержании в порядке гражданского, а не уголовного судопроизводства. Согласно этому Закону, происхождение ребенка от отца могло подтверждаться любыми доказательствами. Однако речь шла не об установлении от­цовства как семейно-правовой связи с ребенком, а лишь о праве ребен­ка на содержание. Добровольное признание отцовства не допускалось.

Правовая связь с матерью ребенка устанавливалась на основании признания ею ребенка своим. При отсутствии признания происхожде­ние ребенка от матери могло быть подтверждено только метрической записью или ее собственноручным письменным удостоверением. В данном случае устанавливалась именно семейно-правовая связь между матерью и ребенком. Такое ограничение в способах доказыва-ния обосновывалось необходимостью защиты девушек из благород­ных семей, родивших ребенка вне брака, от возможного шантажа.

Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадле­жала матери (ст. 1321 Законов гражданских). Фамилия ребенку дава­лась по фамилии матери, но только если она выражала на это согласие. Отчество записывалось по имени крестного. Отец обязан был предо­ставлять ребенку содержание в случае его нуждаемости и в соответст­вии с общественным положением матери (ст. 1324 Законов граждан­ских). Мать также должна была содержать ребенка. Отец, выплачи­вающий ребенку содержание, имел преимущественное право быть на­значенным его опекуном или попечителем, а также право контролиро­вать его воспитание и содержание (ст. 13210 Законов гражданских). Внебрачные дети могли наследовать только благоприобретенное иму­щество матери. Наследование по закону ее родового имущества и на­следование после отца не допускалось.