Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / тема 5,6,7 от 206.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
739.41 Кб
Скачать

Агностические теории

Как писал В.Б. Ельяшевич, в учениях агностиков теория юридического

лица завершает круг, чтобы прийти к мертвой точке. Они возвращаются всегда к тому, что

служило исходным пунктом, заканчивают работу там, где прежде ее лишь начинали. Можно назвать несколько подобных теорий.

Доктрина «приложения прав»

Учение о лице

«Негативная» концепция

Рю-мелин (1891), Г. Еллинек (1892), Кельзен (1925), Г. Вольф (1933)

Н.Л. Дювернуа

В. В. Лаптев

юридическое лицо - это созданная правопорядком точка приложения прав и обязанностей.

предлагал устранить искусственное разделение в юриспруденции субъектов права на два вида - физических и юридических лиц, оставив одну категорию - лица.

предлагавшим отказаться от института юридического лица в гражданском праве, заменив его понятием хозяйственный орган.

По мнению Л.Л. Гервагена, ни одна теория не может установить абсолютно верное определение понятия юридического лица, как и любого другого понятия, ибо каждый человек мыслит субъективно, а взгляды его зависят от окружающей действительности.

Сущность юл

Сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью. Данный подход характерен как для современного континентального, так и для англо-американского права

Теория «целевого имущества» Бринца. В 1857 г. интересную теорию выдвинул профессор Мюнхенского университета Алоиз Бринц. Он писал, что право может вполне обойтись без юридического лица. Исключение юридического лица из права есть исключение чучела из естествознания.

Имущество может не только предназначаться для определенной цели, но и принадлежать этой цели. Например, имущество богов, городов, храмов. Следовательно, право может принадлежать не только кому-то, но и чему-то. Имущество, принадлежащее цели, не может одновременно принадлежать лицу.

Бринц отвергал как теорию олицетворения, так и теорию реального субъекта, полагая, что юридическое лицо выдумано для объяснения возможности возникновения правоотношений между членами союза и этим союзом. На деле же совместное управление имуществом, находящимся в пользовании союза людей, не создает нового субъекта. До оп- ределенного момента в жизни союза имущество является собственностью составляющих его людей, т.е. действительных субъектов.

Концепция Беккера. Профессор Гейдельбергского университета Эммануил Беккер4 различал два вида имущества: 1) составляющее частное владение;

2) не составляющее частное владение, а выделенное для определенной цели. На этот последний род имущества следует распространить правовые положения, касающиеся имущества отдельного человека. Нет никаких оснований считать юридическим субъектом именно человека. Субъектами могут быть вещи и даже бестелесные отношения. Так, субъектом права (кредитором) является ценная бумага на предъявителя, поскольку она есть носитель требования. Это требование связано непосредственно с бумагой и существует независимо от наличия владельца бумаги.

Дювернуа весьма остроумно назвал конструкции Беккера «правоспособными мопсами». Во-вторых, по мнению Л.Л. Гервагена, приверженцы теории целевого имущества высказываются против применения фикции для выяснения правовых понятий, но сами при этом не обходятся без фикции. Первый раз фикция используется, когда положения права, выработанные для имущества физических лиц, переносятся на имущества, служащие определенной цели. Повторно фикция применяется, когда воля и действия физических лиц - представителей некой цели - рассматриваются в качестве воли и действия этой цели.

Доктрина социальной реальности. Многие ученые рассматривают корпорацию как реальный субъект права, некую существующую в действительной жизни социальную реальность. Немецкий юрист Колер считает, что юридическое лицо есть реальный юридический субъект, ибо для признания лица субъектом права нет надобности, чтобы оно было одарено разумом и сознанием. По мнению Шлоссмана, юридическое лицо есть реально существующая формация, к которой, как к физическому лицу, приурочиваются хозяйственные и юридические отношения и которая способна функционировать в этих отношениях. Это означает, что существует имущество, доход с которого направляется на определенные цели и которое

путем юридических сделок, совершаемых органами, может быть умножено или уменьшено, а также составляет объект для удовлетворения потребностей третьих лиц.

Сальковский находил, что при корпорации субъектом является совокупность всех членов в данный момент. Организованное соединение физических лиц, признанное государством субъектом права - это что-то реальное, а не фиктивное. Юридическое лицо есть нечто неосязаемое, бестелесное, но реально существующее. Субстанцию юридического лица составляют факты:

  1. существующая во времени воля учредителя

  2. наличность имущества корпорации

  3. возможность и дозволенность цели

  4. достаточное количество участников

  5. внесение в торговые книги.

Все это вполне реальные факты, а не фикции. Юридическое лицо имеет права и обязанности, отличные от прав и обязанностей составляющих его лиц. В корпорации это проявляется в том, что она может как таковая заключать договоры со своими членами; смешение долгов и требований участника с требованиями и долгами корпорации не допускается, открытие конкурса над имуществом участника корпорации не есть банкротство самой корпорации и т.д. Следовательно, юридическое лицо есть самостоятельный субъект права.

Германисты впервые обратили внимание на публично-правовую природу юридических лиц, в том числе государства, которое рассматривали в качестве реально существующего субъекта. Безелер утверждал, что государство не могло бы придавать отдельным субстратам свойства личности, если бы само было фикцией, ибо в таком случае оно должно было бы взять откуда-нибудь личность. Юрист Больце, который вообще-то отрицал понятие юридического лица, тем не менее считал, что государство есть вполне дееспособный субъект права, успешно собирающий налоги, назначающий чиновников, заключающий международные договоры, приобретающий собственность и т.д. Эти действия могут иметь как публичный, так и частный характер, и границу здесь провести трудно. Отдельный человек, объединение индивидов, а также целое, образованное соединением людей в единство, - все это субъекты права, существующие, поскольку они признаются объективным правом и подчиняются распоряжениям закона.

Исследуя проблему юридического лица, германский юрист Эрнст Цительман выделял два основных вопроса:

  1. о природе юридических лиц;

  1. о том, как технически с ними обращаться.

Позиция ученого о природе корпорации состоит в следующем. Субъективное право - это правовая власть, предоставленная объективным правом. Для наличия субъективного права требуется субъект. Чтобы быть субъектом права, необходимо, во-первых, иметь внутреннюю способность являться лицом; во-вторых, — предписание закона, признающее эту способность. Дозволение объективного права ученый считает особенно важным. Он полагает, что и человек только тогда есть лицо, когда он признан законом в качестве субъекта права. Чтобы быть лицом, необходимо иметь признанную правом способность воли. Поэтому в проблеме сущности юридического лица главным является не вопрос, кому принадлежит имущество, а вопрос, чья воля господствует над ним. Физическое тело для понятия лица не требуется, но при этом лицо должно быть реальным, а не фиктивным. Например, в случае лежачего наследства воля умершего имеет правовое действие и признается законом субъектом права.

Термин юридическое лицо Цительман не признавал, подразделяя лица на телесные и бестелесные.

Салейль считал необходимым для возникновения юридического лица наличие трех предпосылок. Во-первых, наличие организма, который может на деле применить власть (юридическая активность).

Во-вторых, наличие разумной, свободной и независимой воли. В-третьих, согласованность указанной активности и целей юридической личности с коллективными интересами общества. Таким образом, для признания юридической личности налицо должны быть субъективный, объективный и социальный элементы. Любое юридическое лицо имеет определенную организацию, создаваемую единством цели и воли. По сути юридическое лицо есть некая интеллектуальная реальность, созданное человеческим разумом юридическое представление.

Теория «состояния» Леонгарда. Доктор философии Р. Леонгард анализировал природу корпорации через определение понятия субъективного права. Он считал, что субъективное право есть известное состояние известных людей в государстве. Носителями прав могут быть не только разумные граждане, но и малолетние и недееспособные. Следовательно, субъективное право — это состояние какого-либо существа, в пользу которого, посредством дозволенного принуждения закон обеспечивает возможность совершать известные действия или ожидать наступления действий. Отсюда вывод: субъективное право есть нечто пассивное, поэтому выражение быть вправе более верное, чем иметь право.

Для того чтобы быть субъектом права, нужно обладать способностью иметь потребности, которые могут быть удовлетворены пользованием правом. Следовательно, юридическое лицо без всякой фикции может быть признано субъектом права. Юридическое лицо есть субъект, реально существующий наряду с физическими лицами. Поэтому имущество не представляет собой юридическое лицо, а принадлежит юридическому лицу. В сущности юридическое лицо есть длящееся состояние управления постоянными администраторами неким имуществом, выделенным из всех остальных имуществ ради юридической цели и не имеющим живого хозяина.

Оценка теории реального субъекта. Критикуя слабые стороны этой теории, Л.Л. Герваген справедливо указывал, что имуществом учреждения управляет и распоряжается не воля учредителя, а назначенные администраторы; имуществом, составляющим наследственную массу, управляет не воля наследодателя, а душеприказчик.

Противоречивость взглядов Цительмана отмечал юрист Харум, который писал, что действующая воля бестелесных субъектов не может быть признана существом, имеющим права. Даже если отделить волю от человека и признать ее законом в качестве лица и субъекта, получается, что она не может быть признана субъектом права, ибо воля не волеспособна, тогда как, по логике Цительмана, для понятия лица требуется признанная правом способность воли. Цительман смешивал правовые действия акта воли с правовой властью волеспособного существа, составляющей необходимый атрибут понятия субъективного права. Недостатком теории реального субъекта является также критикуемая многими учеными биологизация, очеловечивание юридического лица. Объяснением этому может служить идеалистическая философская позиция большинства авторов данной концепции. Веские соображения против этой теории выдвинул профессор Л. И. Петражщкж. Он указывал, что для существования юридического лица вовсе не требуется живого социального организма, обладающего самостоятельной волей, чувствами, желаниями и пр.

Значение теории реального субъекта для дальнейшего развития науки о юридическом лице трудно переоценить. Во-первых, цивилистическая наука признала реальность существования в

общественной жизни юридического лица как субъекта права.

Во-вторых, наука показала решающее значение объективного права для возникновения юридического лица. В-третьих, найден субстрат, выражающий вовне волю юридического лица - его органы, созданные и наделенные полномочиями в соответствии с объективным правом и уставом корпорации. В-четвертых, доказано существование юридических лиц в публичном праве.

Концепция Еллинека. Представитель юридической школы государствоведов Еллинек полагал, что понятие субъект права - это юридическая абстракция, созданная правопорядком. Правопорядок может сделать юридической личностью любое единство, в том числе человеческий коллектив. Физическое и юридическое лица как субъекты права - это юридические абстракции, продукты правопорядка. Как считал С.Н. Братусь, по сути теория Еллинека сводит юридическое лицо к фикции. Взгляды Кельзена. По мнению юриста Кельзена, юридическое лицо - это искусственное мыслительное средство, персонификация норм, регулирующих поведение одного человека или множества людей. При этом Кельзен признавал, что только человек может быть управомоченным и обязанным в том смысле, что его поведение становится содержанием правовой нормы. Лицо - это форма, человек - содержание. Учение Вольфа. Немецкий правовед Ганс Вольф категорически отрицал реальность юридического лица. По его мнению, объективной реальностью является только человек, его индивидуальные интересы и воля. «Волевое единство» и «общие интересы» суть фикции. Упряжка двух лошадей не создает одного хвоста вместо двух. Несколько одно- родных волевых актов не создают единой воли, а лишь производят согласованную совместную деятельность людей. Поэтому фиктивна трактовка юридического лица как реальности, фиктивно признание воли органа волей «единства», фиктивно уравнение воли управляющего с «общей волей» корпорации, фиктивно отождествление различных совокупностей людей и превращение их в личности. Юридическое лицо есть идеальная, мысленная связь юридических фактов, отношений и норм. Оно - часть правопорядка, субъект в юридико-техническом смысле слова. Главное в юридическом лице - его участники теряют связь с имуществом, а вновь пришедшие приобретают все предусмотренные уставом права и обязанности; его органы действуют в интересах юридического лица, которое отвечает за их действия своим имуществом (ответственность в виде уменьшения общего имущества) и т.д.

Учение Шершеневича: