Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билет 13.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
20.96 Кб
Скачать

13 Человек и культура в трактатах Платона и Аристотеля

Учение древнегреческих авторов о человеке в основном представлено трудами Платона и Аристотеля. Именно они внесли наибольший вклад в античное представление о человеке.

Основоположник европейского идеализма Платон мерил природный мир человеческой мерой. А потому в его учении мир идей венчает Высшее Благо - начало как природного, так и человеческого бытия. Иначе выглядит учение Аристотеля, в котором человек рассматривается с точки зрения животного и растения, а растение и животное - с точки зрения человека. Иначе говоря, если платонизм можно считать результатом проекции меры человек на природу, то аристотелизм - это во многом результат проекции меры природы на человека. Аристотель говорит о человеке как об "общественном животном", то это еще не означает, что как раз общественной жизнью у Аристотеля определяется природа человека. Именно инструментальное отношение к культуре и социальности, по сути, представлено в этической и политической теории Аристотеля.

Аристотель предлагает изучать мир, а не созерцать его как Платон, не «сопоставлять и сравнивать». Аристотель полагает человека свободным самому выбирать свой моральный облик, но и нести потом ответственность за этот выбор.

Платон в «Диалогах» создает идеальную модель космос, а Аристотель говорит о мировом уме. Принцип в основе мироздания – целепологание. Приобщение к мировому уму – то, что делает человека человеком, делает его свободным. Свободен тот, кто обладает способностью мыслить абстрактно, кто отрывается от жизни повседневной и может поставить цель для себя.

Платон пользуется по преимуществу методом категориально-диалектическим, Аристотель же – по преимуществу методом категориально-описательным, методом феноменологически-интуитивным и особенно методом дистинктивно-дескриптивным. Это с большой яркостью выступает и в проблеме синтеза природы и искусства в человеке.

  1. Индивидуальный человек

Учение о человеке Аристотеля (384—322 до н. э.) излагается в его работах «Политика» и «Никомахова этика» (т. е. небольшая этика) и носит этический характер. В этих трудах он излагает свое учение о добродетели. Аристотель разделяет ее на два главных вида: дианоэтическую (интеллектуальную) и этическую (волевую, поведенческую) добродетель.

Дианоэтеическая возникает путем обучения, этическая складывается благодаря привычкам и социальным условиям. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, благоразумие, разумная деятельность. Добродетель возникает как золотая середина между пороками. По Аристотелю, мужество—это и есть золотая середина между безрассудной смелостью и трусостью. Щедрость — это крайность между жадностью и мотовством и т. д. Добродетелью обладает далеко не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, т. е. тот, кто действует. Другими словами, по Аристотелю, необходима активная социальная позиция человека.

Наивысшей формой деятельности Аристотелем признается «био-стеоретикос», что означает «созерцательная жизнь» — удел философов. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в том, что Аристотелем называется хрематистика (от гр. слова хрематос — "накопление денег"), не в почестях, не в деятельности, направленной на стяжание славы, а в самом процессе теоретической деятельности, т. е. в созерцании.

Один из важнейших разделов Аристотелева учения о человеке касается его взглядов на рабство. Аристотель считает рабство совершенно нормальной к естественной составляющей социального организма современного ему общества. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве. Но не для всех, а для равных, т. е. свободных. И неравенство также представляется ему справедливым, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных.

В своем наследии греческая философия акцентировала и разумное начало в человеке. «Познай самого себя» — это изречение, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах ориентировало и современников и потомков на достоянное познание человеком самого себя.

О том, что в результате правильного и систематического воспитания человеческий субъект уже приравнивается природе в смысле постоянства и естественности своей морали, мы имели возможность сказать самое главное.