Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
83.97 Кб
Скачать

Свод законов Российской империи: гражданское, семейное и наследственное право по Законам гражданским

Семейное право.

Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего. 

Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. Жена обязана была “преимущественным повиновением воли своего супруга”, хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также “имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом”, признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга. 

Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.  Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Наследование по завещанию ко времени составления Свода законов предполагало полную свободу завещателя, кроме тех исключений, о которых шла речь и которые были связаны с родовым или неделимым имуществом. 

По закону к наследованию, как и прежде, допускались лица, связанные с умершим кровным родством. По круг родственников заметно расширился. В наследовании участвовали иностранцы, дети, ещё не рожденные, а лишь зачатые до смерти отца и находившиеся в утробе матери, лица, имевшие физические недостатки (глухие, немые, безумные и т.п.). Только две категории населения России не имели права наследования: лишенные всех прав состояния и монашествующие как отрекшиеся от мира. 

К наследованию допускались вес члены рода, как мужчины, так и женщины, зачатые в законном браке (то есть церковном).  Близость родства определялась линиями и степенями. Существовало несколько линий: нисходящая (прямые потомки), боковая ('братья и сестры и их потомки), восходящая (родители и их предки), побочная (дядья и тетки и их потомки и предки,). Степень составляла внутри линии связь одного лица с другим посредством рождения (в нисходящей линии, к примеру: сын – первая степень, внук – вторая степень, правнук – третья степень и т.д.). 

Порядок наследования по закону был таков: ближайшее право имела нисходящая лилия, а в ней – ближайшая степень, которая исключала дальнейшую (сын при живом отце не мог наследовать за дедом). Это правило действовало и в других линиях: ближайшая степень исключала последующую. Из нисходящих, таким образом, призывались к наследству сыновья, после их смерти – внуки, затем правнуки и т.д. Эти наследники делили имущество (за выделом частей вдове или вдовцу и дочерям) в равных частях. 

Законная жена после смерти мужа, как при живых детях, так и без них, получала из недвижимого имущества 1/7, а из движимого – 1/4 часть (если нет завещания, по завещанию могла получить всё). Сюда не включалось приданое и собственное имущество жены, приобретенное как до брака, так и в браке, ибо супруги владели имуществом раздельно. Дочери получали в половину меньше жены (1/14 часть недвижимости и 1/8 часть движимого имущества). Но закон предполагал, что сыновья не могли получить меньше выдела дочерям; если за выделом им оставалось меньше имущества, то все делилось поровну. Муж наследовал, как и жена.  При отсутствии сыновей и нисходящих от них в наследство вступали дочери и нисходящие от них. Сводные дети наследовали только имущество своего родителя. 

При отсутствии нисходящих в наследство вступали боковые линии: братья и их потомки. Если братьев не было, наследовали незамужние сестры. При отсутствии последних – замужние сестры и их нисходящие. При этом имущество отца переходило в его род, имущество матери – в её род. 

При отсутствии боковых наступал черед ближайшей побочной линии: дядей и теток и нисходящих от них. Следующей была дальняя побочная линия: братья и сестры дедов и бабок. И в последнюю очередь наследовали восходящие: отец и мать, деды и бабушки. В этом исследователи единодушно усматривали большую несправедливость российского наследственного права. 

Если после умершего владельца не оставалось наследников или никто из них не являлся в течение 10 лет после опубликования вызова для получения наследства, или если из явившихся никто не доказывал своего права на наследство, имущество признавалось выморочным. Сначала оно поступало в опекунское управление «для сохранения», а затем при неявке наследников переходило в казну. Дома и строения при этом могли быть проданы управлением с торгов и обращены в капитал. Он помещался в кассу Приказа общественного призрения, и на него шли проценты. 

Передача имущества или капитала «в казну» означала следующее: после членов университетов и чиновников учебного ведомства они переходили тем учебным заведениям, где трудились умершие; после духовных лиц – духовному ведомству; после монахинь монастырям, после городских жителей – в доход города; после казаков в пользу казачьего войска и т.д. 

Существовал и особый порядок наследования отдельных имуществ. Так, при наследовании художественных произведений, книг и т.п., право это могло быть передано по завещанию третьим лицам (посторонним, не родственникам) только на 50 лет после смерти автора. Затем оно переходило к законным наследникам. 

Панагии, кресты, украшенные драгоценными камнями, иконы и прочее имущество духовных лиц переходило к наследникам, за исключением «священных изображений», которые вынимались и оставлялись в местах, где служили умершие, а в конечном счете шли в монастырскую казну. Не христиане не могли наследовать по завещанию иконы и другие «святости». В шестимесячный срок они были обязаны передать их в руки православных или в православную церковь. В противном случае – отбирались. 

Не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев за чертой оседлости, поляков в некоторых западных губерниях и иностранцев в центральных губерниях и других особо оговоренных местах, где они не могли владеть недвижимым имуществом. 

В западных губерниях существовал также особый порядок наследования дворянских имений, пожалованных на правах майоратов. Такие имения переходили в наследство по мужской линии и всегда к старшему сыну. Если потомство старшего сына пресекалось, они переходили ко второму сыну и т.д. Эти имения наследовались целиком, без дробления, без права остальных сыновей требовать за них вознаграждения. Таков же был порядок наследования заповедных имений. 

При разработке Свода были усовершенствованы нормы обязательного права, связанные с составлением, заключением, исполнением и прекращением различных видов договоров, которым было освящено в общей сложности более трети всех статей гражданских законов

Обратим внимание на некоторые новые виды договоров. Так, к чслу новых договоров, возникших в XIX в. относились договор запродажи и договор страхования. По договору запродажи продающая сорона обязывалась в будущем, в назначенный в договоре срок, продать покупающей стороне то или иное недвижимое или движимое имущество.

Речь шла о предварительном договоре, предваряющем последующую куплю-продажу. При заключении договора продажи называлась цена, вносился задаток, а также определялась сумма неустойки. Лицо, получившее задаток, но отступившее о договора, обязано было вернуть задаток в двойном размере. Договор запродажи заключался в письменной форме (составлялась так называемая «запродажная запись»), а затем регистрировался в установленном порядке. Под договором страхования понимался договор, по которому дно лицо (страховое общество) за определенную плату обязывалось возместить ущерб, какой может понести имущество другого лица от той или иной случайности.

Большое внимание в Своде законов уделялось договору товарищества. И это было не случайно, поскольку в то время коммерческие и промышленные компании стали одной из распространенных форм организации капиталистов. Товарищества дифференцировались на четыре вида: полное, на вере, по участкам, трудовая артель. Полным товариществом признавалось товарищество, участники которого (полные товарищи) несли полную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в которое наряду с полными товарищами, отвечавшими по обязательствам товарищества своим имуществом, входили вкладчики (коммандиты), ответственность которых ограничивалась внесенным ими вкладом. Товарищество по участкам (акционерная кампания) – товарищество, которое функционировало на базе складочного капитала. Имущественная ответственность членов товарищества ограничивалась стоимостью принадлежавших им акций. Трудовое товарищество (трудовая артель)

– товарищество, создававшееся для выполнения определенных видов работ. Его деятельность основывалась на личном труде и круговой поруке участников. Все виды товариществ подлежали обязательной регистрации.

Законодательство XIX в. значительно пересмотрело нормы наследственного права. При наследовании по завещанию, с одной стороны, расширялась завещательная свобода. Можно было завещать кому угодно и что угодно из имущества. Но, с другой, – вводились и некоторые ограничения. Не подлежали завещанию родовые, майоратные и заповедные имения.

Нельзя было завещать недвижимость евреям, полякам и иностранцам в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не признавались действительными завещания умалишенных и самоубийц.

К наследованию по закону призывались все кровные родственники, но не совместно, а по степени родства (ближайшие устраняли дальнейших). Ближайшими наследниками были нисходящие родственники (дети, если детей не было, то наследовали внуки, за ними шли правнуки). При наличии сыновей и дочерей дочери получали по одной четырнадцатой части (1/14) недвижимого и одной восьмой (1/8) движимого имущества. Все остальное – делилось поровну между сыновьями. Когда сестер не было, братья поровну делили имущество родителей.

При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам. Причем в этом случае ближайшие боковые родственники исключали дальних. Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников. Они могли рассчитывать лишь на право пожизненного пользования имуществом их детей, в том случае, если они умерли без потомства и не оставили завещания. Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой (1/7) части недвижимого имущества и одной четырнадцатой (1/14) части движимого имущества. Продолжением работы по систематизации российского законодательства стало принятие 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение состояло из 12 разделов, 81 главы, 98 отделений, 2224 статьи. С точки зрения содержания в

Уложении наиболее полно отражено уголовное право первой половины XIX века. Впервые в российском законодательстве Уложение имело Общую и Особенную части, что характерно для современных уголовных кодексов. Функции общей части выполнял первый раздел «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще». В Общей части была предпринята попытка расчленить понятия «преступления» и «проступок». Преступление трактовалось как всякое нарушение закона, являвшегося посягательством на права верховной и любой другой власти или на права безопасность как общества, так и частных лиц, проступок – «как нарушение правил, предписанных для охранения общественной или личной безопасности или пользы».

Обстоятельную разработку в Общей части получило соучастие в преступлении. Уложение различало соучастие в преступлении по предварительному согласию участников и соучастие без предварительного согласия. Соучастники в преступлениях, совершённых по предварительному их согласию, подразделялись на следующие категории: зачинщики, сообщники, подговорщики или подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели. Среди соучастников в преступлении без предварительного на то согласия Уложение выделяло главных виновников и участников.