Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
42
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.07 Mб
Скачать

2. Отличия договорной ответственности от преддоговорной и деликтной.

Преддоговорная ответственность.

Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом. (ст. 434.1)

При этом под убытками подразумевают: расходы на проведение переговоров, убытки из-за потери шанса заключить сделку с другим контрагентом. По сути, преддоговорная ответственность – это инструмент, который применяют в гражданском праве для возмещения не только убытков, но и «отрицательного» договорного интереса. Пленум ВС РФ в постановлении № 7 от 24.03.2016 указал: «В результате возмещения убытков, причиненных недобросовестным поведением при проведении переговоров, потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом» (абз. 2 п. 20 Постановления № 7).

В ГК РФ присутствует постулат, что участников гражданских правоотношений по умолчанию нужно считать добросовестными. Если сторона переговоров ведет себя недобросовестно, это следует доказать (п. 5 ст. 10 ГК РФ). Помимо этого, участники оборота обладают свободой в заключении сделок и проведении переговоров о сделках. По общему правилу понуждать к сделке нельзя (п. 1 ст. 421 и п. 1 ст. 434.1 ГК РФ). ВС РФ обратил внимание на эти правила, когда делал разъяснения о преддоговорных отношениях и применении мер ответственности. Суд подчеркнул, что сам факт отказа от продолжения переговоров не является свидетельством недобросовестности. Истцу потребуется доказать, что контрагента нужно привлечь к ответственности за недобросовестные переговоры (абз. 2 п. 19 Постановления № 7). Например, истец считает, что ответчик инициировал переговоры, чтобы получить коммерческую информацию истца или помешать сделке истца с третьим лицом. Потребуется привести доказательства. Если контрагент просто отказался от договора, этого недостаточно.

п. 2 ст. 434.1 ГК РФ указали, какие действия могут повлечь ответственность за недобросовестные переговоры. Например, недобросовестностью при переговорах сочтут, когда их участник: предоставляет другому неполную или недостоверную информацию, умалчивает об обстоятельствах, необходимых для оценки будущей сделки; неожиданно для второго участника и неоправданно отказывается от продолжения переговоров. Если сторона переговоров совершила подобное, ей потребуется доказать свою добросовестность (абз. 3 п. 19 Постановления № 7).

При рассмотрении споров о преддоговорной ответственности суды обратят внимание на то, как оба участника: ведут себя в процессе переговоров, учитывают права и законные интересы другой стороны, содействуют вероятному контрагенту в получении необходимых сведений. Суд по собственной инициативе, без обоснованного заявления кого-то из участников может вынести на обсуждение обстоятельства, которые говорят о недобросовестности при переговорах. Суд вправе сделать это, если обнаружит отклонение действий стороны переговоров от добросовестного поведения (п. 1 постановления от 23 июня 2015 г. № 25).

Договорная и деликтная ответственности.

Применение внедоговорной ответственности, включая ее формы и размер, устанавливается законом, причем императивными нормами. При договорной ответственности эти вопросы решаются и законом, и соглашением сторон - договором. 

Возникающая в подобных случаях задача разграничения видов ответственности решается следующим образом: если вред (убыток) возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, то нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или в соответствии с условиями договора, заключенного между сторонами. Наряду с указанным общим правилом ГК предусматривает случаи, когда нормы, регулирующие внедоговорные отношения, распространяются и на отдельные обязательства, возникающие из договоров. Другими словами, по правилам, регулирующим деликтные обязательства, может возмещаться вред, возникший в результате нарушения договорного обязательства. Так, согласно ст. 1084 ГК вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. В данном случае по правилам о деликтных обязательствах возмещается не любой вред, причиненный при исполнении договорных обязательств, а только вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, и притом при условии, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. ГК предусматривает и некоторые другие случаи, когда нормы, регулирующие деликтные обязательства, распространяются на отдельные обязательства, возникающие из договоров. Например, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам о возмещении внедоговорного вреда, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК).

Соседние файлы в папке !!!Экзамен зачет 2024 год