Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ценные бумаги.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
218.11 Кб
Скачать

4. Сумма векселя. В силу п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 75 Положения вексель должен заключать в себе обозначение

подлежащей платежу определенной денежной суммы. Отсюда явствует, что предметом вексельного обязательства всегда выступают только деньги[26]. Документ, составленный хотя бы и с соблюдением всех прочих требований вексельного закона, но выражающий обязательство по передаче товаров или ценных бумаг, не может считаться векселем.

Денежная душа векселя не исключает возможности его оплаты товарной массой. Несмотря на денежный характер выраженного в векселе обязательства, вексельный должник по соглашению с вексельным кредитором может произвести платеж не деньгами, а товарами. Однако такое соглашение остается за пределами векселя и не изменяет природы воплощенного в нем обязательства, которое управомочивает векселедержателя требовать платежа и обязывает вексельного должника произвести платеж только в наличных деньгах[27].

Закон не требует, чтобы вексельная сумма была выражена в российской валюте. Даже в тех случаях, когда вексель предназначен исключительно для внутреннего обращения, он может быть выписан в немецких марках, голландских гульденах, французских франках, австрийских шиллингах и т. д. Но это еще не предрешает вопроса, в какой валюте будет исполнено вексельное обязательство (ст. 41 Положения).

Сумма векселя должна быть обозначена с такой определенностью, которая устраняла бы всякие сомнения относительно ее размера. При ее указании недопустимо использование выражений «приблизительно», «или— или», «не более» и т. п. (например: «обязуюсь уплатить от трех до пяти тысяч рублей», «платите не менее 100 долларов США», «прошу уплатить 500 или 700 немецких марок»), так как в этих словах нет точного обозначения определенной суммы. Требование определенности не допускает также, чтобы сумма платежа по векселю была указана посредством отсылки к другому документу (например: «обязуюсь уплатить всю сумму, обусловленную договором от...» или «контрактом №...»).

По общему правилу, вексель не может заключать в себе условие о процентах. Поэтому если векселедатель желает выдать вексель на всю сумму долга с процентами, он должен включить их в вексельную сумму. Наличие в векселе процентной оговорки не влечет за собой недействительность векселя (utile per inutile non vitiatur). Такая оговорка считается как бы ненаписанной.

Из приведенного правила закон делает исключение только для векселей, подлежащих оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления. В этих векселях может быть обусловлено, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Но для того, чтобы это условие вступило в действие, векселедатель должен указать в векселе процентную ставку. При отсутствии такого указания условие о процентах признается ненаписанным. По упомянутым векселям проценты начисляются со дня составления векселя, если векселедатель не указал иной даты (ст. 5, ч. 2 ст. 77 Положения).

Обозначение вексельной суммы осуществимо как цифрами, так и прописью. В соответствии с практикой, принятой в торговом обороте, сумма платежа обозначается в векселе дважды: цифрами в правом верхнем углу документа и прописью в самом тексте векселя. Однако нет никаких препятствий к тому, чтобы вексельная сумма была обозначена и в заголовке, и в тексте векселя только цифрами или только прописью.

Возможны случаи расхождения между цифровыми или прописными либо цифровым и прописным обозначениями суммы векселя. Касаясь этих случаев, ст. 6 Положения предписывает, что при разногласии между прописным и цифровым обозначениями вексельной суммы предпочтение должно быть отдано сумме, обозначенной прописью; когда же противоречие обнаруживается между суммами, обозначенными либо цифрами, либо прописью, вексель имеет силу лишь на меньшую сумму.

5. Место платежа. Следующей существенной принадлежностью простых и переводных векселей является обозначение места, в котором должен быть произведен платеж по векселю (п. 5 ст. 1, п. 4 ст. 75 Положения).

Местом платежа чаще всего выступает место жительства плательщика переводного или векселедателя простого векселя. Но это отнюдь не обязательно. Закон разрешает трассанту назначить платеж по векселю в населенном пункте, не совпадающем с местом жительства плательщика (ст. 4 Положения). Равным образом и соло-вексель может подлежать оплате не в месте жительства векселедателя, а в каком-либо другом назначенном векселедателем месте (ч. 2 ст. 77 Положения). Векселя, в которых указано особое место платежа, отличное от местожительства векселедателя (в простом векселе) или плательщика (в переводном векселе), имеют как бы свой собственный domicilium и поэтому называются домицилированными векселями. На практике к домицилированию векселей прибегают в тех случаях, когда место жительства трассата или векселедателя простого векселя удалено от торговых центров[28].

При обозначении места платежа должна быть соблюдена та же степень точности, что и при обозначении места составления векселя. Обозначение места платежа производится указанием города, поселка, станицы и т. п. Более детальной обрисовки этого места закон не требует.

Помимо места платежа векселедатель может указать в векселе и самое помещение (биржу, банк и т. д.), где должен быть совершен платеж. В этом случае вексель подлежит предъявлению к платежу в указанном в нем помещении, что освобождает векселедержателя от необходимости разыскивать контору или квартиру лица, обязанного произвести платеж по векселю.

Следует иметь в виду, что место платежа должно быть единым для всей вексельной суммы. Недопустимо, чтобы векселедатель обязался совершить платеж поэтапно в различных местах или чтобы трассант предложил трассату уплатить сумму векселя по своему усмотрению в одном из нескольких назначенных мест. Поэтому включение в вексельный документ таких формулировок, как «обязуюсь уплатить четыре тысячи рублей в Москве и шесть тысяч рублей в Ярославле», «прошу уплатить в С.-Петербурге или Рыбинске», делает его недействительным.

Если место платежа обозначено без достаточно точного отличия его от другого одноименного места, то, вексель не теряет от этого своей силы. При неуказании в векселе отличительных признаков места платежа возникает вопрос, в каком из двух одноименных мест должна состояться презентация векселя к платежу. Надлежит признать, что в этом случае векселедержатель может предъявить вексель к платежу и по ненахождении плательщика протестовать его в неплатеже в любом из мест, подпадающих под обозначенное в векселе место платежа[29]. Так, если местом платежа указан Рос­тов, то презентация векселя осуществима и в Ростове-на-Дону, и в Ростове Ярославском.

Место платежа обычно обозначается внизу вексельного документа, перед подписью векселедателя. Но это не исключает возможности воспроизведения его в других частях векселя (например, в той части текста, где содержится предложение или обещание уплатить определенную сумму).

6. Наименование первого векселедержателя. Пункт, 6 ст. 1 и п. 5 ст. 75 Положения требуют, чтобы вексель содержал в себе наименование того, кому или приказу кого должен быть совершен платеж, т. е. наименование первого держателя векселя.

Первым векселедержателем может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Наименование физического лица производится путем указания его имени, отчества и фамилии (отчество может быть опущено).

Положение не требует обозначения адреса лица, на имя которого выписывается вексель, но на практике это делается почти повсеместно. Юридическое лицо обозначается его полным или сокращенным фирменным наименованием с указанием точного адреса. Ошибки и описки в обозначении первого держателя не колеблют действительности векселя. Однако они чреваты неблагоприятными последствиями для лица, к которому вексель перешел по цепи передаточных надписей от первого векселедержателя, так как расхождение между наименованием последнего в тексте векселя и его подписью на индоссаменте может повлечь за собой признание индоссата, предъявившего вексель к платежу, нелегитимированным векселедержателем.

Возможно ли обозначение в векселе нескольких первых держателей? Наше законодательство не затрагивает этого вопроса. Исходя из того, что множественность первых векселедержателей, предусмотренная законодательством ряда зарубежных стран, не противоречит природе векселя и не воспрещается Положением на поставленный вопрос следует ответить утвердительно. При составлении векселя с платежом нескольким лицам дробление вексельной суммы между ними не допускается, а сами первые векселедержатели указываются в документе либо в кумулятивной (напри­мер: «обязуюсь уплатить Виктору Бутневу и Валерию Колобову»), либо в альтернативной форме (например: «прошу уплатить Виктору Бутневу или Валерию Колобову»). В первом случае они могут индоссировать вексель или осуществить вытекающее из него право только совместно. Во втором случае это может сделать любое из указанных лиц[30].

Заключенные в п. 6 ст. 1 и п. 5 ст. 75 Положения слова «или приказу кого» представляют собой ордерную оговорку, которая указывает на возможность первого векселедержателя передать вексель по индоссаменту другому лицу. Оговорка о приказе включается в вексель путем присоединения к наименованию первого векселедержателя выражения «или кому он прикажет» («или его приказу») либо одного только слова «приказу» (например: «обещаю уплатить Алексею Евгеньевичу Николаеву или кому он прикажет», «прошу уплатить приказу Алексея Евгеньевича Николаева»). Но она совершенно излишня, так как передаваемость векселя является его имманентным свойством, в силу чего любой вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 77 Положения)[31].

Из необходимости обозначения в векселе первого векселедержателя вытекает недопустимость векселей на предъявителя. Поэтому если бы лицо, составляющее вексельный документ, написало в нем, что оно обязуется совершить платеж «предъявителю этого векселя», то это повлекло бы за собой недействительность данного документа. Иначе обстоит дело с векселем, в котором сказано: «обязуюсь уплатить NN или предъявителю этого векселя». Такой вексель не является предъявительским, поскольку в нем обозначен первый векселедержатель («NN»). Что же касается слов, следующих за этим обозначением, то они здесь равнозначны выражению «или его приказу»[32], т. е. играют роль юридически безразличной и безвредной для действительности векселя ордерной оговорки.

Несмотря на сформулированный в п. 6 ст. 1 и п. 5 ст. 75 Положения запрет выставлять векселя на предъявителя, некоторые ученые придерживаются взгляда о возможности существования в нашем торговом обороте предъявительских векселей. Так, например, Б. Б. Черепахин считает, что после передачи векселя по бланковой передаточной надписи[33] он утрачивает характер ордерной бумаги и «становится ценной бумагой на предъявителя»[34]. Однако этот вывод не имеет абсолютно ничего общего с действительностью. Предъявительская цепная бумага характеризуется тем, что для легитимации ее держателя в качестве субъекта выраженного в ней права достаточно одного только предъявления бумаги. В отличие от этого владелец векселя, на котором учинен бланковый индоссамент, легитимируется способом, специфичным для ордерных ценных бумаг, а именно: он рассматривается как законный векселедержатель, если основывает свое право на непре­рывном ряде передаточных надписей (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 77 Положения)[35]. Кроме того, бланковое индоссирование векселя дает векселедержателю возможность заполнить бланк своим именем либо именем другого лица или передать вексель посредством бланкового либо именного индоссамента (ст. 14 Положения), чего не может сделать держатель предъявительской бумаги. Сказанное свидетельствует о том, что переданный по бланковой надписи вексель, вопреки противоположному мнению Б. Б. Черепахина, сохраняет качественную определенность ордерной ценной бумаги и не превращается в недопустимый у нас вексель на предъявителя[36].

Согласно ч. 1 ст. 3 Положения векселедатель может указать в переводном векселе первым векселедержателем (ремитентом) самого себя. Такой вексель называется векселем собственному приказу. Переводные векселя собственному приказу отличаются от прочих векселей тем, что содержат в себе одну из следующих равнозначных формулировок: «прошу уплатить мне», «прошу уплатить моему приказу», «прошу уплатить мне или моему приказу».

Причины и цели составления переводного векселя собственному приказу могут быть самыми различными. Обычно к нему прибегают в том случае, когда у векселедателя при написании векселя еще нет на примете лица, желающего его приобрести, в связи с чем он обращается за содействием в продаже векселя к торговому посреднику или банку, вручая ему вексель собственному приказу, снабженный бланковым индоссаментом. Бывает и так, что лицо, составляющее вексель, опасается, что назначенный им плательщик откажется от акцептации векселя. Для того чтобы избежать свя­занные с этим осложнения, векселедатель выписывает вексель собственному приказу и только после его акцепта со стороны указанного в нем плательщика пускает вексель в торговый оборот.

Особенность положения ремитента векселя собственному приказу состоит в том, что, выступая первым держателем изготовленного им векселя, он не является его первым приобретателем. Не будучи векселеприобретателем, ремитент не имеет никаких прав по векселю. С другой стороны, и векселедатель, т. е. тот же ремитент, взятый в роли трассанта, не связан никакими вексельными обязанностями. Это означает, что вексель собственному приказу не содержит в себе вексельного обязательства и, следовательно, не является ценной бумагой пока он находится у ремитента.

Превращение этого векселя в ценную бумагу происходит лишь в результате его передачи другому лицу или акцептации плательщиком[37]. При передаче векселя посредством передаточной надписи он становится ценной бумагой в момент перехода во владение индоссата как своего первого приобретателя, ибо именно с момента получения векселя индоссатом между ним и векселедателем устанавливается вексельное обязательство, в котором первый векселеприобретатель выполняет функции кредитора, а векселедатель — должника. В случае акцептации векселя он приобретает качество ценной бумаги со времени возникновения вексельного обязательства между ремитентом и трассатом, т. е. в момент возвращения последним акцептованного векселя ремитенту или тому лицу, которое от имени ремитента предъявило вексель к акцепту.

В заключение необходимо отметить, что векселедатель может указать себя первым векселедержателем только в переводном векселе, так как наше законодательство не признает простого векселя собственному приказу ввиду юридической бессодержательности формулировки «обязуюсь уплатить самому себе».