Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ANTIChNAYa_IDTs.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
171.22 Кб
Скачать

45. «Золотой век» римской Республики.

II в. до н. э. – 130 г. до н. э. Этот период назван Золотым веком Республики.

Он может быть назван эпохой реформ и разделен в этом отношении на две половины. Первая из них отмечена консервативным настроением, стремлением возвратить доброе старое время, воспрепятствовать отступлению от идеалов старины. Представителем этой эпохи можно считать Катона старшего, недаром прозванного цензором. Представителем второй эпохи является Тиберий Гракх, с его системой государственных нововведений, которые должны были преобразовать политический и экономический быт не только римлян, но и италиков, и перенести центр тяжести из сената в трибунат. )

В этот период 3-яя пуническая война. Сципион Эмилиан разрушает Карфаген, извечного врага Рима.

Марк Порций Катон заканчивает все свои речи: «Впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен».

К концу войны почти все Средиземноморье (кроме Египта) стало провинциями Рима

45 (альтернативная версия) Империя в эпоху Октавиана Августа.

Золотой век римской культуры

Покой вернулся в Рим только в 30 г. до Р.Х. Внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан, принявший имя Август, победил своих противников и добился единоличной власти в государстве.

Как и Гай Юлий, Гай Октавиан сохранил за собой империум и множество республиканских должностей. К тому же он получил титул принцепса

(первого сенатора) и взял в непосредственное управление половину провинций государства (в основном самых ответственных, приграничных).

Долгое время историки считали 30 год датой установления монархии в Риме. Но такое строгое разделение очень условно. С одной стороны, Октавиан и все его преемники-принцепсы носили титул императора Римской республики, и, значит, res publica юридически не прекращала существования. С другой — переход к единовластию начался еще во времена Гая Юлия Цезаря, если не во времена Суллы и Мария.

В своей политике Август стремился не столько к завоеваниям, сколько к внутреннему равновесию. Своим наследникам он заповедовал держать пределы империи в Европе по Рейну и по Дунаю, в Азии — по верхнему течению Евфрата. Эти границы оказались, возможно, самыми стабильными в мировой истории. Европейские продержались как минимум три столетия, азиатские — до начала VII в. по Р.Х.

И во внутренних делах Октавиан явил себя достойным продолжателем Цезаря. Он мог с гордостью сказать: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным».

Повсюду, где только можно, и в столице, и в провинциях, он строил, украшал, устраивал водопроводы, улучшал условия хлебной торговли, заботился о бедняках и ветеранах.

Впервые во времена Октавиана можно говорить о целостной культурной политике государства. Август не только поддерживал писателей и художников — из кружка его друга и сподвижника Мецената вышла почти вся классическая римская поэзия. Само имя меценат стало нарицательным и обозначает с тех пор щедрого покровителя искусств.

Время Августа и Мецената потомки назвали золотым веком римской культуры.

Впрочем, тогда же выяснилось, что пристальное внимание власти к художнику может обернуться и сомнительными решениями. За непристойные стишки о любви Август выслал замечательного поэта Овидия на крайние рубежи империи, в нынешнюю Румынию...

Особое значение имела политика Августа в отношении к провинциям. Если в Риме еще кто-то и мог тосковать о былых республиканских свободах, то для провинциалов империя обернулась настоящим благодеянием. Жители отдаленных от Рима областей стали нужны принцепсу, о них заботились, их нуждами занимались, их ограждали от произвола чиновников и откупщиков.

И, что характерно, самые дурные императоры, которые разоряли столицу, подражали Августу в провинциях. К середине I в. по Р.Х. и в Африке, и в Азии приучились ставить алтари в честь богини-покровительницы Рима.

Но самое интересное, что главным благом для провинциалов стало даже не покровительство высшей власти, а сам по себе римский мир — pax romana. В императорский период римские легионы вели постоянные войны на границах, но сохраняли для гражданской жизни, оберегали от бедствий и разрухи все внутренние территории.

Однако при преемниках Октавиана Августа проявились и вопиющие недостатки нового государственного строя. Он оказался совершенно не защищен от императорского произвола. Калигула, а особенно Нерон, ославили себя такими преступлениями, которые были немыслимы в республиканском Риме.

Но пути назад уже не было. Республика погибла окончательно, погибла вместе с римской аристократией в дни Неронова террора. Оставалось только дожидаться достойных императоров, способных спасти положение.

Ситуация несколько выправилась при династии Флавиев (68—96 гг. по Р.Х.). А во времена Ульпия Траяна (98—117) и его преемников из династии Антонинов управление государством было доведено практически до совершенства.

Соседние файлы в предмете Античная литература