Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lekts_GM_09_2011.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
153.09 Кб
Скачать

Отделы коры гм

Кора большого мозга покрывает поверхность полушарий и образует большое количество различных по глубине и протяжённости борозд. Между бороздами расположены различной величины извилины большого мозга.

В каждом полушарии различают следующие поверхности:

  1. выпуклую верхнелатеральную поверхность, примыкающую к внутренней поверхности костей свода черепа

  2. нижнюю поверхность, передние и средние отделы которой располагаются на внутренней поверхности основания черепа, в области передней и средней черепных ямок, а задние — на намёте мозжечка

  3. медиальную поверхность, направленную к продольной щели мозга.

Эти три поверхности каждого полушария, переходя одна в другую, образуют три края. Верхний край разделяет верхнелатеральную и медиальную поверхности. Нижнелатеральный край отделяет верхнелатеральную поверхность от нижней. Нижнемедиальный край располагается между нижней и медиальной поверхностями.

В каждом полушарии различают наиболее выступающие места: спереди — лобный полюс, сзади — затылочный, и сбоку — височный.

Полушарие разделено на пять долей. Четыре из них примыкают к соответствующим костям свода черепа:

  1. лобная доля

  2. теменная доля

  3. затылочная доля

  4. височная доля

  5. Пятая — островковая доля (островок) — заложена в глубине латеральной ямки большого мозга, отделяющей лобную долю от височной.

Локализация корковых функций

И.П. Павлов выделял проекционные зоны коры (корковые концы анализаторов отдельных видов чувствительности) и расположенные между ними ассоциативные зоны.

Первичная проекционная зона - занимает центральную часть ядра мозгового анализатора. Это совокупность наиболее дифференцированных нейронов, в которых происходит высший анализ и синтез информации, там возникают четкие и сложные ощущения. К этим нейронам подходят импульсы по специфическому пути передачи импульсов в коре головного мозга (спиноталамический путь).

Вторичная проекционная зона - расположена вокруг первичной, входит в состав ядра мозгового отдела анализатора и получает импульсы от первичной проекционной зоны. Они осуществляют еще сохраняющий специфическую направленность анализ и синтез элементарных ощущений. Обеспечивает сложное восприятие. При поражении этой зоны возникает сложное нарушение функции.

Третичная проекционная зона - ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов. Они имеют отношение, прежде всего, к аналитической деятельности коры, обеспечивая высшие психические функции, свойственные человеку в их наиболее сложных интеллектуальных и речевых проявлениях.

Г.И. Поляков установил, что у человека ассоциативные зоны в коре больших полушарий составляют 50%, у высших обезьян 20%, у низших обезьян 10%. Функциональная зрелость третичных ассоциативных полей коры большого мозга наступает наиболее поздно и только в благоприятной социальной среде. В отличие от других корковых полей третичным полям правого и левого полушарий свойственна выраженная функциональная асимметрия.

Лобная доля содержит ряд борозд, разграничивающих извилины. Предцентральная борозда располагается во фронтальной плоскости параллельно центральной борозде и вместе с ней отделяет предцентральную извилину, в которой замыкаются условные двигательные рефлексы — ядро двигательного анализатора. V слой коры предцентральной извилины, образованный гигантскими парамидными клетками, является точкой начала пирамидного пути, который связывает правую двигательную область коры с левой половиной тела и наоборот. Верхняя, средняя и нижняя лобные извилины разграничиваются двумя бороздами, направляющимися перпендикулярно к предцентральной борозде. В задних отделах нижней лобной извилины располагается моторный центр речи — двигательный анализатор артикуляционной речи. Моторный центр речи, подобно слуховому анализатору устной речи и другим речевым центрам, в эмбриональном периоде развития формируется с двух сторон, но развивается только с одной — с левой у правшей и с правой у левшей. Задние отделы средней лобной извилины содержат центр сочетанного поворота головы и глаз в одну сторону и центр письма — двигательный анализатор письменной речи.

Теменная доля содержит постцентральную извилину, которая отделяется постцентральной и центральной бороздами и содержит центр осязания, болевой и температурной чувствительности. Внутритеменная борозда направляется перпендикулярно к постцентральной борозде и разграничивает верхнюю и нижнюю теменные дольки. В верхней теменной дольке находится центр стереогнозии, то есть узнавания предметов на ощупь. Нижняя теменная долька содержит надкраевую извилину, в которую упирается латеральная борозда, или ориентир извилины. Здесь располагается центр праксии — синтеза направленных навыков трудового, спортивного характера и пр. Под надкраевой извилиной проходит угловая извилина, являющаяся центром чтения, то есть зрительным анализатором письменной речи. Центр праксии и центр чтения у правшей располагаются с левой стороны.

В височной доле залегает пять параллельных извилин, которые также параллельны латеральной борозде. Три из них располагаются на верхнелатеральной поверхности полушарий и отделяются друг от друга верхней и нижней височными бороздами. Две другие находятся на нижней и медиальной поверхностях. У правшей с левой стороны, а у левшей с правой в задней части верхней височной извилины содержится сенсорный центр речи — слуховой анализатор речи. Ядро слухового анализатора залегает в среднем отделе верхней височной извилины. Оно находится на поверхности, обращенной к островку. В медиальном отделе височной доли находится парагиппокампальная извилина, рядом с которой в толще височной доли залегает гиппокамп. Сама извилина содержит центр обоняния и вкуса. Передний отдел парагиппокампальной извилины загибается и носит название крючка.

Затылочная доля содержит глубокую шпорную борозду, проходящую по ее медиальной поверхности. Выше шпорной борозды располагается клин, а ниже — язычная извилина. Клин и язычная извилина содержат центр зрительного анализатора.

Асимметрия мозга - за функциональной асимметрией мозга кроется определенный принцип; левое полушарие—база логического абстрактного мышления, правое — база конкретного образного мышления.

Отправной точкой учения о функциональной асимметрии человеческого мозга, явилось открытие исключительной роли левого полушария в речевой деятельности. И сегодня исследователи употребляют как синонимы слова «левое» и «речевое» полушарие. Действительно, словесная речь — и «создание» слов и их восприятие — целиком и полностью связана с деятельностью левого полушария. Так как система слов — это система символов, обобщений, поднявшихся над непосредственными индивидуальными явлениями.

Но в речи есть и несловесное средство связи, несловесный носитель информации — интонация и голос. И интонирование собственной речи и восприятие интонаций связаны с деятельностью правого полушария, ведь правое полушарие ведает миром конкретных индивидуальных явлений. Интонационно-голосовая сторона речи — это, по существу, мелодическая, музыкальная сторона. Но известно, что музыкальные способности тоже находятся в ведении правого полушария. Отсюда следует, что и по происхождению просодические характеристики речи связаны с деятельностью правого полушария. Причем, «Правополушарная» речь по своему эволюционному возрасту старше, древнее «левополушарной». Высокоорганизованные животные, ведущие стадный образ жизни, передают друг другу сигнал опасности и иные сигналы именно интонационными модуляциями голоса. Большая древность этого канала связи выявляется и при изучении формирования речи у ребенка. Исследованиями Р. Тонковой-Ямпольской показано, что в гудении и лепете младенцев интонации, свойственные взрослым, появляются задолго до формирования словесной речи. Известно также, что ребенок начинает раньше понимать интонации, чем слова.

Деятельность каждого полушария сопряжена с определенной гаммой эмоциональных состояний: левого — с положительной гаммой, правого — с отрицательной. Объяснить этот неожиданный факт крайне трудно. Можно лишь предположить, что за таким «расхождением» эмоций кроется важная закономерность — более тесная связь абстрактного мышления с положительным эмоциональным тонусом и образного мышления — с отрицательным эмоциональным тонусом. Возможно, причину связи разных эмоциональных состояний с разными видами мышления, с деятельностью разных полушарий следует также искать в эволюции, в истории формирования психической деятельности. Можно предположить, что отрицательные эмоции имеют больший эволюционный возраст, чем положительные. На это указывает более раннее созревание у младенцев отрицательных эмоциональных реакций по сравнению с положительными.

Каждое полушарие имеет и свою память. Очевидно, правополушарный архив — память на индивидуальные конкретные явления — также древнее левополушарного, словесного архива. Ведь память на конкретные предметы и явления хорошо развита даже у животных, стоящих на эволюционной лестнице ниже млекопитающих. У детей, которые еще не умеют говорить, уже есть образная память. При остром угнетении мозговой деятельности словесная память нарушается раньше образной и восстанавливается позже образной, что также указывает на более почтенный эволюционный возраст образной памяти.

Почему же с деятельностью одного левого полушария связаны новые, специфически человеческие функции: словесная речь и абстрактное мышление? Согласно наиболее распространенной точке зрения, развитие новых функций в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки (а она контролируется левым полушарием) в трудовой деятельности. Интересно, что процесс разделения функций между полушариями можно наблюдать в раннем детстве. Ребенок рождается «двуправололушарным», у него еще нет «словесного» полушария. По данным В. Пенфилда и Л. Робертса, до двух лет любое полушарие может принять на себя эту почетную роль. Лишь с возрастом у здорового ребенка устанавливается разделение «сфер влияния» между полушариями. Но происходит это далеко не у всех. Почти у трети людей полушария не приобретают четкой функциональной специализации.

Оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, деятельность какого из полушарий приобретает ведущее значение. Около 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И. П. Павлов писал о двух типах людей: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни — художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления... Другие — мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...» Не только в этом кроется индивидуальные различия в способностях и наклонностях, но и в том, как и насколько разнообразно развивались первичные анализаторы под воздействием воспринимаемого и, соответственно, образовывались специализированные на распознавании этих признаков структуры.

Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо, то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них. Когда математик оперирует многомерным пространством и мнимыми величинами, у него предельно обострено абстрактное мышление. Но тот же человек за рулем автомобиля в аварийной ситуации сможет избежать катастрофы, лишь мгновенно охватив вполне реальное пространство и вполне реальные предметы, то есть, предельно обострив образное восприятие.

Объединить способности двух полушарий призвано комплементарное взаимодействие; соблюдать баланс между способностями каждого полушария, в нужный момент поднять одну чашу весов и опустить другую - призвано реципрокное взаимодействие полушарий. В целом, сложный двуединый характер межполушарных взаимоотношений позволяет «оптимизировать" психическую деятельность и поведение. Реципрокное взаимодействие позволяет всегда иметь наготове резервы, позволяет очень тонко и точно балансировать активность полушарий и тем соблюдать наиболее выгодное в данный момент соотношение образного и абстрактного мышления.

Итак, мы убедились, что нет главного и второстепенного, «большого» и «малого» полушарий. Правое полушарие—база образного мышления — охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие — база абстрактного мышления — ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]