Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
61.25 Кб
Скачать

Глава 3. Партизанская и подпольная борьба против германских агрессоров на захваченной территории Беларуси

С первых дней войны часть населения под руководством оставленных на оккупированной территории партийных и комсомольских активистов, а так­же воинов Красной Армии, попавших в окружение, создавала партизанские группы и отряды. Во многих населенных пунктах партизанские формирова­ния возникали стихийно.

Часть населения не выполняла приказы оккупационных властей, всяче­ски игнорировала их распоряжения, оказывала моральную и материальную поддержку партизанам и подпольщикам, а также попавшим в окружение военнослужащим Красной Армии. Такая форма борьбы получила название пассивного сопротивления народа.

Определенную помощь войскам Красной Армии в защите государства оказыва­ли партизаны. Одним из первых начал борьбу партизанский отряд под командовани­ем В. 3. Коржа, который насчитывал около 60 человек и действовал в районе Пинска. На территории Октябрьского района Полесской области был создан отряд «Красный Октябрь». За активную боевую деятельность его руководителям Т. П. Бумажкову и Ф. И. Павловскому было присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1941 г. в Суражском районе под руководством М. Ф. Шмырёва был организован партизан­ский отряд, вошедший позднее в состав 1-й Белорусской партизанской бригады. За июль — сентябрь 1941 г. в централизованном порядке было сформировано свыше 430 партизанских отрядов и групп, в которых насчитывалось более 8300 человек. Кроме того, около 60 отрядов и групп возникло самостоятельно.

Разгром немцев под Москвой поднял дух патриотов, привел к акти­визации и расширению патриотического движения. В результате контрнаступления советских войск образовался 40-километровый про­лом в линии фронта на стыке групп немецких армий «Север» и «Центр» между Велижем и Усвятами — Витебские «ворота». Они существовали с февраля по сентябрь 1942 г. За это время через «ворога» в тыл оккупан­тов было переправлено 20 партизанских отрядов, 102 организаторские и 62 диверсионные группы, насчитывавшие более 3 тыс. человек, имев­шие свыше 5 тыс. единиц оружия, большое количество боеприпасов, ме­дикаментов, обмундирования. Это позволило ЦК КП(б)Б держать связь с действующими отрядами, улучшить их воо­ружение и организационную структуру, попол­нить формирования квалифицированными кал-рами, в том числе и инструкторами подрывно­го дела.

Особенно быстро увеличивались ряды парти­зан весной — летом 1942 г. К августу 1942 г. чис­ленность народных мстителей в Беларуси воз­росла более чем на 23 тыс. человек, а к началу 1943 г. превысила 56 тыс. Вооруженную борьбу против захватчиков вели 56 бригад, объединяв­ших 220 отрядов. Кроме того, 292 отряда дей­ствовали самостоятельно. Партизанские резер­вы составляли на этот период свыше 150 тыс. человек.

Для координации действий партизан 30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизан­ского движения (ЦШПД) под руководством пер­вого секретаря ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко. 9 сентября 1942 г, начал действовать Белорусский штаб партизанского движения (БШПД) во главе с П. 3. Калининым. Партизанские штабы были организованы в Украине, Молдавии, Литве, Лат­вии, Эстонии.

Партизанское движение развивалось в тесном взаимодействии с патрио­тическим подпольем. Для организации нелегальной работы в Беларуси еще до оккупации были созданы 89 районных партийных троек и 187 парторга­низаций, оставлено 1215 коммунистов. 73 кадровых комсомольских работ­ника, 1400 первичных комсомольских организаций, насчитывавших свыше 5 тыс. человек. В оккупированных городах и деревнях они налаживали дея­тельность нелегальных партийных, комсомольско-молодежных и антифа­шистских органов и организаций.

Уже в начале 1943 г. была создана широкая сеть подполья. На оккупиро­ванной территории Беларуси важную организационную и массово-полити­ческую работу проводили Барановичский, Белостокский, Брестский, Ви-лейский. Витебский, Гомельский, Минский, Могилевский, Пинский и По­лесский обкомы партии. Они руководили деятельностью 193 межрайкомов и межрайпартцентров, горкомов и райкомов партии, около 1200 первич­ных партийных организаций партизанских отрядов и бригад, 184 террито­риальных организаций.

Подполье подчинялось ЦК КП(б)Б, возглавляемому первым секрета­рем П. К. Пономаренко. Среди активных организаторов партийного под­полья были Н. Е. Авхимович, А. Ф. Брагин, В.Г.Ванеев, И. Д. Варвашеня, И. Д. Ветров, Я. А. Жилянин, П. 3. Катинин, И. М. Карлович, А. Е. Клешев и др.

Широкий размах подпольная борьба приобре­ла в Бобруйске, Борисове, Брагине, Бресте, Ви­тебске, Гомеле, Добруше, Жлобине, Калинкови-чах, Минске, Могилеве. Мозыре, Орше, Осипо­вичах, Петрикове, Полоцке и других населенных пунктах. Особенно активно действовав подполь­щики на транспортных узлах. На территории Бе­ларуси фактически не было ни одной значитель­ной железнодорожной станции, где бы патриоты не совершали диверсий.

Деятельность 116 подпольных групп и организаций в Минске возглав­лял Минский подпольный горком КП(б)Б, созданный по инициативе уполномоченного ЦК КП(б)Б, бывшего секретаря Заславского райкома КП(б)Б И. К. Ковалёва. Поддерживая связь более чем с 30 партизански­ми отрядами и бригадами Минской, Вилейской. Барановичской и Моги-левской областей, подпольщики переправили в партизанские формиро­вания не менее 2,2 тыс. военнопленных и около 6,5 тыс. гражданского населения.

22 сентября 1943 г. минские патриотки Е. Г. Мазаник, М. Б. Осипова и Н. В.Троян осуществили операцию по уничтожению генерального комис­сара Беларуси В. Кубе. В жестокой схватке с врагом Минское подполье не­сло большие потери. В марте — мае 1942 г. фашисты арестовали 404 под­польщика, из которых 279 были расстреляны. Новый удар по Минскому патриотическому подполью был нанесен в сентябре — октябре 1942 г.: в застенках гестапо оказалось около 100 участников антифашистского дви­жения.

Боевая и диверсионная деятельность партизан особенно активизирова­лась накануне и во время контрнаступления Красной Армии под Курском. 24 июня 1943 г. было принято решение ЦК КП(6)Б о начале «рельсовой вой­ны» — операции по одновременному массовому разрушению железнодорож­ных коммуникаций врага. Она проводилась в три этапа. В результате первого и второго этапов этой операции партизаны повредили 211 тыс. км железно­дорожных рельсов, взорвали 2171 поезд. 6 бронепоездов. 32 водокачки. 295 железнодорожных мостов. В большинстве партизанских формирований создавались комсомольско-молодежные группы диверсантов-подрывников и «охотников», выполнявших наиболее ответственные задания. В Витеб­ской области диверсионную работу осуществляли 263 комсомол ьско-моло-дсжные диверсионные группы и 135 групп истребителей танков и живой силы противника. В Гомельской области действовали 209 диверсионных групп, объединявших свыше 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражались 4100 человек. В Могилевской области насчитыва­лось более 2950 подрывников в составе 250 групп, в Барановичской облас­ти — свыше 1180 человек, в Белостокской — 1080, в Брестской — 570.

Борьба партизан-диверсантов отличалась мужеством и самоотверженнос­тью. Молодой подрывник Данила Верека из 208-го партизанского отряда Могилевской области 8 октября 1942 г. западнее станции Славное с миной В руках бросился под вражеский эшелон. Аналогичный геройский поступок 30 июля 1943 г. на участке железной дороги Минск — Бобруйск между стан­циями Блужа и Талька совершили подрывники партизанского отряда имени газеты «Правда» Минской области Сергей Козятников и Иван Чечерин. Вме­сте с эшелоном врага взорвал себя секретарь комсомольской организации партизанского отряда имени П. К. Пономаренко, действовавшего в Осипо-вичском районе, Николай Андриевич. Подрывник Николай Анохин из отря­да имени Г. И. Котовского по трое суток ждал в засаде, чтобы пустить под откос очередной эшелон. На его боевом счету было 12 подорванных эшело­нов. Во время одной из диверсий Анохин был смертельно ранен. Последни­ми его словами, с которыми он обратился к товарищам, были: «Жизни не жалею. Жаль, что больше не смогу уничтожать гитлеровских бандитов».

Операции народных мстителей по уничтоже­нию транспортных узлов дополнялись диверсиями подпольщиков. Уже в декабре 1941 г. на Минском железнодорожном узле патриоты Ф. К. Живалёв и Ю. М. Бури-Буримский привели в негодность 2 водокачки и водонапорную сеть. Под руковод­ством К. С. Заслонова участники Оршанского пат­риотического подполья только с ноября 1941 по февраль 1942 г. вывели из строя свыше 170 паро­возов. Одну из самых крупных диверсий совершил подпольщик Ф. А. Крылович на узловой железно­дорожной станции Осиповичи в ночь на 30 июня 1943 г. В результате сгорели 4 эшелона, в том чис­ле состав с новыми танками «Тигр», направляв­шийся в район Курской дуги. Об этой диверсии стало известно даже А. Гитлеру.

В конце 1943 г. партизаны контролировали 108 тыс. км2 оккупированной тер­ритории республики. Они полностью очистили от оккупантов 37,8 тыс. км2. Всего в Беларуси существовало более 20 крупных партизанских зон: Октябрь­ско-Любанская, Борисовско-Бегомл1>ская, Ивененко-Налибокская, Кличев-ская, Полоцко-Лепельская, Россонско-Освейская, Сенненско-Оршанская, Суражская и др.

В партизанских зонах действовали областные, межрайонные и районные комитеты партии и комсомола, партийные организации, руководившие вос­становлением хозяйства. В некоторых деревнях функции органов советской власти выполняли назначенные командованием уполномоченные и комен­данты. На них возлагались задачи обеспечения необходимого порядка и доб­рожелательных отношений между партизанами и местными жителями.

Героически сражались белорусские партизаны и подпольщики, почти 80 % которых составляли местные жители, преимущественно юноши и де­вушки. Свыше 54 % белорусских партизан были моложе 26 лет. В борьбу с оккупантами включились представители всех социальных слоев. На защи­ту Родины выступили учителя и учащиеся. В партизанском движении уча­ствовали 7175 учителей и 34 342 их ученика, из которых около 5 тыс. были пионерами.

В результате трехлетней героической борьбы белорусских партизан окку­панты понесли огромные потери (табл. 21). Народные мстители захватили богатые трофеи: 363 орудия и миномета, 1874 пулемета, около 21 тыс. вин­товок и автоматов. За героизм и мужество 140 тыс. белорусских партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями, 88 из них присвоено звание Героя Советского Союза. В борьбе с врагом погибло 44 791 партизан, большие потери понесло подполье.