Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia / РАДУГИ~1 (1).DOC
Скачиваний:
571
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.37 Mб
Скачать

5. Социальная стратификация и социальная мобильность в ссср и современном российском обществе

Теперь, после уяснения общих теоретических положений о страти­фикации и социальной мобильности и характере стратификацион­ных процессов в западном обществе можем перейти к их рассмотре­нию в нашей стране. В какой мере мы можем говорить о социальной стратификации в СССР? Какова ситуация со стратификацией и со­циальной мобильностью в современной России?

Официальная идеология утверждала, что в СССР отсутство­вало социальное неравенство. После победы социализма в нашей стране якобы существовали два дружественных класса — рабочий класс и крестьянство, а между ними располагается рекрутируемая из их рядов прослойка — трудовая интеллигенция. Однако научный анализ социальных процессов в СССР позволяет усомниться в право­те данного утверждения. Прежде всего, возникает вопрос: в какой мере мы можем говорить о наличии классов в эпоху так называемого социализма? Если применить ленинское определение классов, то мы не сможем зафиксировать ни так называемого рабочего класса, ни крестьянства. В условиях общегосударственной собственности на землю и основные средства производства отсутствует классово-об­разующий признак. Здесь можно говорить лишь о различиях между людьми в зависимости от сферы занятости: работники промышлен­ности, работники аграрного сектора, работники культуры, образова­ния и т.д. Поэтому можно согласиться с мнением тех отечественных социологов, которые считают, что понятие классы в традиционном ленинском понимании для анализа советского общества непримени­мо. В этом обществе невозможно вычленить такой крупный элемент социальной структуры.

В то же время исследования как отечественных, так и зару­бежных социологов показывают, что в СССР на протяжении всей ис­тории его существования активно шли стратификационные процес­сы. И для анализа социальной структуры советского общества в пол­ной мере работает понятие, предложенное сторонниками теории социальной стратификации — страта (слой) или социальная группа.

Наличие различных социальных слоев (групп) можно зафик­сировать как непосредственно после свершения Октябрьской социа­листической революции, так и на протяжении всей последующей ис­тории существования советского общества. В 20-е годы в стране шел интенсивный процесс вертикальной межгрупповой мобильности. Старые верхние социальные слои: дворянство, предприниматели, административный аппарат, интеллигенция, зажиточное крестьян­ство и т.д. резко опустились на дно социальной лестницы. Их место заняли выходцы из рабочих и крестьян. Партия большевиков, прий-дя к власти, выдвигала на руководящие посты в промышленности, сельском хозяйстве, органах управления бывших рабочих и кресть­ян. Из этих же слоев формировалась так называемая «трудовая ин­теллигенция». В результате всех этих процессов в СССР уже в 30-х годах сформировалось социально неоднородное иерархизированное общество. Социальные группы в нем формировались подобно пира­миде, в которой слои различались объемом власти, богатства, пре­стижа. На вершине этой пирамиды располагалась номенклатура — правящий слой советского общества.

Номенклатура в Советском Союзе это перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган, т.е. тех, на которые нельзя было всенародно избрать или сменить. В номенклатуру входили партаппарат, руководители предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Формально номенклатурой явля­ются лица наемного труда. Поскольку в СССР отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения класса собственников. Но в условиях так называемой общенародной собственности на средства производства — продукты деятельности людей, их позиция в системе разделения труда такова, что позволяла контролировать все сферы производства и общественной жизни так, как будто бы они являются не наемными работниками, а собственни­ками. Номенклатура отличалась высоким уровнем и качеством жиз­ни. Хоть номинальная зарплата номенклатурного работника превы­шала среднюю в 4-5 раз, благодаря дополнительным привилегиям и благам, получаемым за государственный счет, их уровень жизни в де­сятки раз был выше. У них были роскошные квартиры, загородные виллы, прислуга, государственные машины. Они лечились в спецпо­ликлиниках, ежегодно получали бесплатные путевки в санатории и дома отдыха, обслуживались в спецмагазинах и т.д.

Номенклатура как правящий слой также была социально не­однородна. Высшее звено номенклатуры представляли руководя­щие работники ЦК КПСС, Совета Министров, обкомов партии. Чис­ленность высшего звена номенклатуры по данным социологов со­ставляла около 100 тысяч человек. Низшее звено — около 650 тысяч человек. Общая численность 750 тысяч человек, а с членами их се­мей численность правящего слоя номенклатуры в СССР около 3 млн человек, или около 1,5% населения. Без сомнения, конкретно-соци­ологические исследования способны выявить внутри номенклатуры еще более дифференцированное расслоение. Тем более такое расслоение имело место вокруг социальной иерархии советского общества.

Анализ социальной стратификации советского общества пред­приняли в!987-1989гг. академик Т.И.Заславская и профессор Р.В.Рывкина. На основе конкретно-социологических исследований и данных статистики ими было установлено, что советское общество по ком­плексному критерию, включающему в себя 5 показателей (уровень до­ходов, власть, сфера деятельности, образование и престиж), структу­рировано на 5 групп:

1) вертикальные группы власти, различающиеся ее природой (партийная, государственная, хозяйственная власть), а также объемом этой власти (группы высшего, среднего и низшего уровней в соответст­вующих иерархиях управления); 2) группы, связанные со сферами и отраслями народного хозяйства, а также ведомствами, различающи­мися мощью, престижем и материальной базой (например, военные ве­домства и сфера коммунального хозяйства; 3) группы хозяйственных руководителей, различающиеся рангом власти (руководители объеди­нений, предприятий и подразделений); 4) группы интеллигенции, раз­личающиеся профилем занятости (например, ИТР и творческие работ­ники и др.); 5) группы, занятые в сфере семейной экономики и индиви­дуально-трудовой деятельности; 6) деклассированные элементы (см. Р.В.Рывкина «Социальная структура общества как регулятор развития экономики». В кн.: Экономическая социология и перест­ройка /Под ред. Т.И.Заславской и Р.В. Рыбкиной. М., 1989. — С.82-83).

К 80-м годам в советском обществе сложилась довольно устой­чивая социальная структура. Переход в высший слой партноменкла­туры был серьезно ограничен. С этой точки зрения советское общест­во — это закрытое общество, поскольку оно представляло мало воз­можности для продвижения индивидов и поколений с низших слоев в высший, правящий слой. Однако межгрупповая мобильность среди других слоев проходила весьма интенсивно. Основные перемещения были связаны с переходом людей из сферы сельского хозяйства в промышленность и из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

В начале 90-х годов в результате политики «перестройки» и вы­званных ею к жизни негативных тенденций в жизни советского обще­ства СССР прекратил свое существование, прекратило свое существо­вание и советское общество. В результате распада СССР образовалось государство — Российская Федерация. Современное российское об­щество — это общество переходного типа. В нем осуществляется фор­мирование социально-экономических и политических отношений но­вого типа, а вместе с этим осуществляется процесс интенсивного пе­реструктурирования общества. Этот процесс связан с захватом и перераспределением собственности, борьбой за власть между старой и новой элитой, изменением оценки социального престижа различных видов деятельности, изменением ценностных ориентиров, формиро­ванием новых ориентиров, образцов и норм поведения.

В результате этих процессов в российском обществе склады­вается новая стратификационная система, в значительной мере ана­логичная стратификационной системе западного типа, поскольку за­метную роль в ней играют отношения частной собственности. Социо­логические исследования показывают, что в последнее десятилетие в российском обществе сформировался высший слой собственников, составляющий около 3% всего населения. Основную часть этого слоя образовала бывшая номенклатура, которая, занимая ключевые по­сты в экономике и политике, в результате приватизации легализиро­вала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства. Другие два источника пополнения высшего слоя — дельцы теневой экономики и небольшая прослойка талантливой и удачливой научно-технической интеллигенции.

Около 80 % составляют низшие слои общества, уровень жизни большинства из которых находится за чертой бедности. Средний слой социальной пирамиды крайне тонок. Он исчисляется 11 % населения. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, фермеры, работники аппарата управления, высшие слои научно-технической интеллигенции и сферы культуры. Они весьма отдаленно напомина­ют так называемый «средний класс» западного общества. Таким об­разом профиль социальной стратификации в нашей стране крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряжен­ности, которая может привести к социальному взрыву.

Сравните профиль экономического неравенства в США и в России 1992 г. (по Кравченко А.И. Социология: Екатеринбург, 1998. -С.239):

80%

В США

В России

Соседние файлы в папке sotsiologia