Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

information_items_property_4699

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
1.64 Mб
Скачать

§ 1. Основы духовной жизни и святости

361

совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливой доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!» (О жительстве по совету. — V, 77).

Поэтому необходимо разлучение со «слепым» духовником, по заповеди Спасителя: «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). «Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным» (V, 74).

О жизни по совету

«Преподобный Нил Сорский (XV в.) никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же… он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, прп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались … иеросхимонахи Оптиной пустыни

362

Глава VIII. Духовная жизнь

Леонид и Макарий… Никогда не давали они советов от себя… Это давало советам их силу» (I, 489).

«По учению отцов, жительство … единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов» (I, 563).

«Скромное отношение советника к наставляемому — совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен» (V, 80).

«Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!» (О жительстве по совету. — V, 77).

Свт. Феофан (Говоров): «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных» 1.

Таков голос Священного Предания Церкви об одном из самых болезненных вопросов современной духовной жизни.

1 Феофан (Говоров), свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С. 72–73.

§ 1. Основы духовной жизни и святости

363

Истина одна

Прелесть, как видим, возникает у тех, которые живут не по святоотеческим началам, а по своим мыслям, желаниям и пониманию и ищут у Бога не спасения от греха, а благодатных наслаждений, откровений, даров. Их обычно и «получает» в изобилии горе-подвижник в своем разгоряченном воображении и действием темных сил. Прелесть поэтому — не один из возможных и тем более равноценных вариантов духовности, не особый, свой путь к Богу (как называют католическую мистику ее апологеты), но тяжелая болезнь, не поняв которой и не оценив должным образом, подвижник разлагается изнутри.

И эта страшная болезнь угрожает гибелью не только отдельным лицам, но и самому, как видим, христианству. Отход какой-то христианской общины или Поместной Церкви от принципов духовной жизни, открытых и освященных великим опытом Церкви, неминуемо ведет ее к потере понимания истинной святости и прославлению откровенных ее искажений. К таким же гибельным последствиям приводит и каждого отдельного верующего отступление от «царского пути» духовной жизни, проложенного подвижническими стопами святых.

Особенно часто прорывы к «высотам» наблюдаются у новообращенных и юных подвижников, не познавших еще своего ветхого человека, не освободившихся от страстей и уже ищущих состояний человека нового, совершенного. Недаром у отцов есть выражение: «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу

364 Глава VIII. Духовная жизнь

и сбрось оттуда, ибо ему это полезно» 1. Причина подобных ошибок очевидна: незнание законов духовной жизни, незнание себя. Святитель Игнатий по этому поводу приводит следующие замечательные слова святого Исаака Сирина: «Если некоторые из отцов написали о том, что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, что видение, то написали не с тем, чтобы мы искали их преждевременно и с ожиданием. Сказано в Писании: «Не приидет Царствие Божие»

ссоблюдением (Лк. 17, 20). Те, в которых живет ожидание, стяжали гордыню и падение. Искание

сожиданием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Божией. Это — не признак любви к Богу; это — недуг души». Святитель Игнатий заключает эту мысль такими словами: «Святые отцы Восточной Церкви, особенно пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обнимало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего» (II, 125–126).

Вэтом видении греха своего, рождающего истинное смирение и покаяние нераскаянно, то есть твердое, неизменное (см. 2 Кор. 7, 10), и заключается единственно надежная, непоколебимая основа правильной духовной жизни, приводящая христианина к святости.

1 Древний патерик. М., 1874. Гл. 10, п. 159.

§ 2. О святости в Православии

365

§ 2. О СВЯТОСТИ В ПРАВОСЛАВИИ

Православие рассматривает святость как высшую ступень духовного развития человека. «Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь или жительство, доставляющие спасение, и путь или жительство, доставляющие совершенство» (т. 1. С. 466), — так писал свт. Игнатий, ссылаясь на беседу Спасителя с богатым юношей. Однако первый путь имеет две ярко отличных друг от друга ступени: первую, которая условно может быть названа спасенностью, и вторая — праведностью.

Спасенность

Состояние спасения ярко изображено в Евангелии, когда разбойник, справа от Христа распятый, произносит: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 41–43).

Как понять это более чем странное определение судьбы человека, который не только, кажется, ничего праведного не сделал, но, напротив, образно говоря, руки свои по локоть обагрил кровью человеческой?! И если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который направо и налево обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятнее для современного человека,

366

Глава VIII. Духовная жизнь

с монашеством — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Так вот, Христос оправдывает не только мытаря, но и блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Что значит вперед? В данном случае это слово говорит о том, что они, кающиеся грешники, спасутся,

ане вы, т. н. праведники! Фарисеев за их лицемерие, их гордость и превозношение над прочими людьми, которых они называли грешниками, Спаситель называет змеями, порождениями ехидны, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми,

авнутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (см. Мф. 23, 33, 27), «хищения и лукавства» (Лк. 11, 39).

Что Господь называет хищением и лукавством? Видение себя праведным, достойным наград Божественных и человеческих.

Такая самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, особенно внутренние, большей частью невидимые другими людьми, например, такие, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т. д., делает человека неспособным к принятию Бога, Его святости. Еще премудрый Соломон писал: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1, 4).

Спасается, оказывается, не такой мнимый «праведник», а тот, который хотя и действительный грешник, но как правый разбойник осознает свою греховность, духовную и нравственную нечистоту, свое недостоинство перед всесвятой любовью Божьей и глубоко раскается. Как видим, лишь способный увидеть и осознать свои мерзости, внутренне отвергнуть их,

§ 2. О святости в Православии

367

раскаяться, получает спасение. Это духовное состояние является спасением. Оно твердая основа и первая важнейшая ступень духовного развития человека, при наличии которой лишь открывается путь к праведности и святости.

Состояние спасения различно. Апостол Павел писал: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 21). В другом месте он более подробно объясняет: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 13–15).

Праведность

О людях, старающихся жить по совести, правде, проявляющих милосердие к людям, стремящихся никого не обижать, не угнетать, Христос сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 6, 7, 10). Такие люди, искренно стремящиеся исполнять золотое правило жизни: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) — являются праведными.

Однако праведность в отношении к людям, закону, вещам и в целом к окружающему миру еще не является достаточным показателем того, что данный человек искоренил грех в своей душе, достиг святости. Пока в нем не изжиты страсти, его праведная жизнь не может иметь полноценной духовной

368

Глава VIII. Духовная жизнь

чистоты. Страсти непременно искажают его поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать и т. д. Конечно, если праведная жизнь сопряжена с осознанием своей греховности, с покаянием, она приносит человеку уже здесь, на земле, такие духовные плоды, которых не может иметь никто живущий нерадиво. Праведность — это высокая чистота совести, и уже по этой причине она возводит человека на неизмеримо более высокий уровень по сравнению с живущим безнравственно, неправедно (как, например, евангельский разбойник). И, тем не менее, праведность, которая ограничивается лишь безукоризненной нравственностью, но не соедине-

на с полноценной духовной жизнью, еще не является тем, что называется святостью.

Святость

Это особая сопричастность человека Духу Святому, Который подается верующему лишь при условии ви дения им своей греховности, своего недостоинства перед всесвятым Богом, приобретения им глубокого смирения. Поэтому святым является тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни, но и достигает такой духовной чистоты, при которой соответственно ревности подвига происходит обожение его ума, сердца, воли, самого тела. Такое состояние, хотя с необходимостью и предполагает праведность, но далеко ее превосходит.

Святость достигается при правильной духовной жизни, которая заключается, с одной стороны, в борьбе со своими страстями в мыслях, чувствах, желаниях, с другой — в понуждении себя к исполнению всех

§ 2. О святости в Православии

369

заповедей Божьих. Такая жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью, Иисусовой:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного), с разумным воздержанием (постом) всех своих телесных и душевных чувств.

Успех в духовной жизни в очень большой степени зависит от тех внешних условий, в которых находится и подвизается христианин. Очистить ум и сердце практически невозможно в том вихре дел, работы, суеты и забот, в которых находится обычный мирской человек. Поэтому ищущие духовного совершенства отказывались от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого) и всех возможных связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называлась монашеской. О ней свт. Игнатий писал: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвой — добродетелью, высшей всех добродетелей, чтобы посредством ее соединиться воедино с Богом…» (I, 458).

Именно монахи-уединенники и достигали того бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего, святыми. Прп. Варсануфий Великий писал: «И тогда Бог удостоверит вас, что она [любовь] возводит имеющих ее до седьмого неба» (Ответ 109). Отсюда понятно, почему наибольшее число тех, кто причислен Церковью к лику святых, являются монахами.

370

Глава VIII. Духовная жизнь

Однако Церковь канонизирует иногда и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Дело в том, что канонизация не всегда означает признание за данным христианином духовного совершенства, совершенной святости — первым в рай вошел разбойник. Канонизация является таким актом Церкви, которым она предлагает верующим живой пример для подражания: или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники).

В последнем случае, конечно, всегда присутствует опасность поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности и забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» станут не чистые сердцем, а славные мира сего: цари, князья, церковные иерархи, общественные деятели и т. д. Но это отдельная и очень серьезная тема, которая, не исключено, скоро станет актуальной.

Зачем молятся святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворений, прозорливости, исцелений. И часто по неопытности, исходя только из этих признаков, люди начинают считать святым любого, у кого эти способности обнаружатся. Теперь, когда появилось множество прорицателей, экстрасенсов, ясновидцев и проходимцев, этот вопрос приобретает особенную насущность. Божественное Откровение и святоотеческое учение прямо утверждают, что эти способности сами по себе совсем еще не являются показателем

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]