Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
138.24 Кб
Скачать

Проблемы и вызовы управления в хх1 веке

(в девяностые годы казалось, что глобальные процессы - разрушение двуполярного мира, рынок, конкуренция и т.д. - приведут к обществу идеальных отношений, даже многие секреты КГБ были раскрыты)

Питер Друкер в книге - ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В XXI ВЕКЕ отметил: «я намерен поговорить о проблемах, появление которых обусловлено возникновением новых социальных, демографических и экономических реалий … решение этих проблем не под силу ни одному правительству».

Действительно, многие из проблем окажут значительное воздействие на политику, и все же это не политические проблемы. Не относятся они и к категории проблем, которые может решить свободный рынок. Они не имеют никакого отношения к экономической теории, а равно и к экономической политике. Это проблемы, которые могут понять и решить только работники умственного труда, ученые и руководители, вооруженные теорией менеджмента.

Какие же это проблемы?

  1. ОТХОД УПРАВЛЕНЦЕВ ОТ ЦЕННОСТЕЙ НАУКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, ОТ АНАЛИЗА ОПЫТА. Научное знание не равно паранаучному, но у них однозвучные предметы. Вместо реальности, поэтому, – познаем знаки, виртуальность. Сознание – матрица. Забыли, что реальность обнаруживается в регулярном «задавании вопросов», а не в догматизме, религии и т.п. Постижение реальности происходит через постановки вопросов. Так всегда в истории культуры человечества обнаруживалась новая реальность, и наука становилась стилем жизни. Идеальный управленец – критически относящийся к своей организации, задающий вопросы. Старается влиять, изменять внешнюю среду и соответствовать её изменениям. (Фаренгейт изобрел термометр, но не знал, что с ним делать. Обратился к друзьям - посоветовали засунуть его в жж. Сразу стало понятным применение термометра). Социально-культурный тренд в том, что, например, знание – это власть, а не сила. Он приводит к мягкости мозгов и жестокости сердца.

  1. Феодализация корпоративного и государственного управления.

Михаил Делягин – экономист - Хотя новые технологии добывания и освоения знаний в свое время исправят положение, в настоящее время мы погружаемся в новое Средневековье, новое варварство, в котором социальный успех, а значит, и власть становятся уделом людей, последовательно пренебрегающих знаниями.

Креативность понимается как стремление все отбросить и на этом чистом поле строить свое новое. Память сильно влияет на решения. Память социальная – через знание.

ПРОБЛЕМА РЕНТЫ (КОРМЛЕНИЯ): превращение управления в средство получения личного дохода с минимальными рисками. Сословно-клановые механизмы рекрутинга управленцев, развитие сословных социальных сетей. Переход к ценностям «контроля» и «стабилизации». Управленческая должность превращается в ренту.

Сокрытие и искажение знаний и информации (проблема прозрачности управления).

Генерация поколения управленцев, ориентированных на потребности своего руководства (феодала), оторванных от какой-либо социальной, корпоративной, человеческой реальности. Усиление родственно-половых связей. Роста нет. Зачем учился?

Дегуманизация управления – антиантропоморфность.

Строительство корпоративных крепостей. Рейдерство и правовой нигилизм. Клановые войны. Мы перестали стесняться феодализацией. Даже гордимся Мерило успеха: «Друзья» - официальная формальность из первых уст высоких начальников. Генерируется поколение менеджеров, ориентированных на ценность: найти к кому присосаться – это не требует учения. Но неэффективно для управления. ЭТО ЗАПАДНЫЙ ТРЕНД для России.

  1. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Порождается заменой одних ценностей на другие, ослаблением или даже отсутствием в обществе, семье, на работе высоких целей, образцов, идеалов поведения. Когда нет людей, с которых можно и нужно брать пример, исчезает самоконтроль, на первый план выходят потребности низкого уровня, останавливается саморазвитие, процветает коррупция.

Цинизм становится нормой управления, даже идеалом.

Безответственность, прежде всего, перед собой (бегство от свободы).

Хроническая неспособность принимать решения.

Неспособность обучаться и менять свое поведение.

Безответственность перед акционерами.

Безответственность перед потребителями и поставщиками.

Безответственность перед обществом.

  1. БРЕНД-КАПИТАЛИЗМ

Доля производственных затрат снижается, а рекламных – увеличивается. Уход от товарного производства в производство рекламы. Реальность в головах – ирреальная реальность.

Ценность продукта определяется ожиданиями, а не потребностями. Ожиданиями потребителей управлять легче, чем внедрением инноваций и производством нового продукта. Ожидания потребителей формируются мифами и поэтизацией бренда (носителя бренда). Цель: выключить способность критически анализировать, сравнивать; ожидания потребителей должны быть связаны с повышением лояльности к бренду и постоянной покупкой новых товаров и услуг под этим брендом. Идеальный товар – низкокачественный и высокооборачиваемый.

Культура потребления подобна язычеству – поклонение «болванам».

Инновации не нужны и опасны. Их заменят новинки без нового, модификации без изменений – симуляция новинок. Потребление символов.

  1. ДОКТРИНА ШОКА, ОБЩЕСТВО РИСКА, КАПИТАЛИЗМ КАТАСТРОФ – модные тенденции последнего десятилетия - управлять через испуг. (Наоми Кляйн: Доктрина шока).

Резкое увеличение техногенных рисков. Риск не управляется знанием. Опыт перестает быть необходимостью в ситуации турбулентности внешней среды.

Увеличение социальных рисков из-за безответственности управленцев. Каждый потенциально становится угрозой и генератором рисков для себя. Это не риски развития, а риски структурных катастроф (подсистемы управления в организациях, особенно в государственных корпорациях, раздуваются до неприличия, «перештат» в бюджетных структурах, размазывание бюджета на все «статьи расходов», стремление управленцев сохраниться в привычных рамках, а не развиваться).

Управление – результат полученного влияния за счет увеличения рисков и шоковой терапии. Реализация риска становится стимулом к переделам рынков.

Генерация угроз и институциональных ловушек бедности порождают новый феномен формирование схем манипулирования и влияния.

Безопасность – рыночный продукт и оправдание неэффективности, мобилизационного характера управления, выкачивания денежных ресурсов от потребителей–налогоплательщиков. (ЖКХ, госуслуги, бизнес на госбюджетных ресурсах).

  1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БОГАТЫХ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ БЕДНЫХ – сословность общества.

Чиновники, предприниматели, приближенная к первым и вторым интеллигенция становятся замкнутыми сословиями богатых. Расселяются по миру – глобализуются.

Бедные локализуются в анклавах («ловушках бедности», «поселениях, городах «доживания»). Их социальная мобильность и возможности коммуникаций уменьшаются.

Богатые избавляются от комплекса ответственности за бедных и усиливают сословные барьеры (ослабив образование в России и усилив тренд образования в Англии, например). Социальная напряженность увеличивается.

Пройдет совсем немного времени, и эти проблемы в полную силу проявятся во внутренней политике всех развитых и развивающихся стран. И каждой организации придется решать их самостоятельно, причем решение должно будет вырабатываться менеджментом этих организаций - и каждым отдельным работником умственного труда (и особенно каждым отдельным руководителем) этой организации. (П. Друкер).

Существует точка зрения о том, что системные кризисы порождены не экономическими причинами, а на самом деле являются кризисами управления в системе государственных и общественных отношений, включая её первичную ячейку - организацию.

Что по этому поводу думают студенты?

18