Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
студентам МЭиВЭД / МЭиВЭД Темы 01-04 р.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
749.06 Кб
Скачать

Тема 3: глобальные проблемы мировой экономики

3.1 Глобализация и глобальные проблемы.

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.

Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального рынка, как это произошло в 90-е годы со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводитк гибели или «прозябанию» многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны могла грозить конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает между­народную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.

Глобализация мировой экономики. Революция в сфере телекоммуникаций, развитие региональной интеграции создают благоприятные предпосылки для более эффективных действий в сфере отношений «человек - общество - природа». В то же время ряд важных факторов действует в противоположном направлении. Появление на мировой сцене десятков новых национальных государств предопределило акцент в их внутренней и внешней политике на утверждении национальной независимости, преодолении экономического и финансового кризисов. Вопросы же экологии, рационального природопользования, демографии, науки, образования, здравоохранения отодвинулись на второй план. Одновременно быстрый рост масштабов хозяйственной деятельности не только в главных центрах мирового хозяйства, но и на значительной части периферии (Китай Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика) резко усилили давление на ресурсный потенциал Земли и природную среду. Влияние процессов глобализации также оказалось противоречивым.

Огромные по масштабам транснациональные торговые, денежные, миграционные потоки движимы преимущественно законами рынка и способны в силу этого вызывать финансовые и иные кризисы международного масштаба. Вместе с тем в условиях прекращения биполярной конфронтации с новой силой дали о себе знать национальные исторические религиозные, этнические, клановые проблемы. Война суверенитетов, сопровождаемая локальными и регионами конфликтами, -типичное явление в ряде регионов мира. Все это создает серьезные преграды на пути формирования международных регулирующих механизмов, адекватных современным условиям и потребностям. Подлинно транснациональный характер приобрели такие явления, как организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотиков. Растут риски, связанные с крупномасштабными техногенными катастрофами, уничтожением больших количеств накопленного ядерного, химического, биологического оружия, захоронением радиоактивных отходов, Подобные перемены в мире не могли не повлиять на общее состояние и характер глобальных опасностей, их иерархию и структуру, формы и глубину проявления. При всем разнообразии глобальных проблем они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других процессов и явлений мирового развития.

Сегодня перед мировым сообществом стоит важнейшая задача: сохранить мир в эпоху крутых перемен и не дать местным конфликтам разгореться в «мировой военный пожар». Без глобальной устойчивости невозможно решать другие проблемы, какими бы значимыми они не казались. Поэтому в их обсуждение наряду с вопросами военной, продовольственной, энергетической и экологической безопасности следует включать, причем далеко не на последнем месте, и демографический фактор с учетом его количественных, качественных и этнических аспектов. Устойчивость развития человечества в процессе роста и, особенно, во время переходного периода имеет исключительное значение с исторической и социальной точки зрения. В условиях, когда всеобщая военная угроза перестала быть доминирующей, верхнюю ступень иерархии глобальных проблем заняли демографические сдвиги: именно от числа живущих на планете людей, их территориального размещения и масштабов их хозяйственной деятельности зависят такие важнейшие параметры, как обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда. Одна из особенностей современного мирового развития - быстрый рост народонаселения. В 1650 г. численность населения земного шара составляла около 0,5 млрд и увеличивалась приблизительно на 0,3% в год что примерно соответствовало времени удвоения, равному 250 годам.

К 1900 г. численность населения достигла 1,6 млрд при годовых темпах прироста 0,5% и времени удвоения 140 лет.

В 1970 г. численность населения равнялась 3,6 млрд, а темпы прироста увеличились до 2,1% в год. Это был не просто экспоненциальный, а сверхэкспоненциальный рост, поскольку возрастали сами темпы прироста. Это произошло потому, что уменьшился уровень смертности. Рождаемость тоже снизилась, но в гораздо меньшей степени. Следовательно, численность населения выросла.

С 1971 по 1991 г. смертность продолжала падать, но рождаемость при этом уменьшалась в среднем несколько быстрее. В то время как численность населения возросла с 3,6 млрд до 5,4 млрд, темпы ее прироста упали с 2,1 до 1,7% в год.

Демографические сдвиги происходят в условиях сохраняющихся глубоких диспропорций в размещении мирового экономического потенциала и всей совокупности предоставляемых населению социальных благ. В то время как в небольшой группе развитых государств проживает всего около 1/7 населения земного шара, в них производится 4/5 мирового валового продукта, что в расчете на душу населения в 20 раз больше, чем в развивающихся странах. Соответственно, в первой группе стран неизмеримо выше общий уровень расходов на здравоохранение, образование, защиту природной среды и, как следствие, намного выше продолжительность жизни, чем в группе развивающихся государств. Хотя в последних благодаря широкой вакцинации, применению антибиотиков, улучшению питания и санитарных условий продолжительность жизни также возросла (с 1950 по 1996 г. - на 21 год, в развитых - на 8 лет). Что касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где проживает 6,7% населения Земли, то здесь производится 6% мирового валового продукта (по данным «Программы международных сопоставлений» - около 4% мирового ВВП); они заметно отстают от развитых стран и по душевому производству ВВП (в 5 - 6 раз), и по продолжительности жизни. Сможет ли человечество в перспективе смягчить глубокие диспропорции между богатым и бедным полюсами современного мира?

Как показывают прогнозы, к 2020 г. развивающиеся страны по темпам роста ВВП превзойдут группу развитых государств почти в 2 раза. Их доля в совокупном валовом продукте мира может соответственно увеличиться. Степень разрыва в уровне экономического развития основных центров и периферии будет в немалой степени зависеть от того, насколько удастся стабилизировать численность населения в предстоящие десятилетия.

На основе имеющихся данных демографы вывели теорию, получившую название «демографический переход». Согласно этой теории при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смертность высоки и численность населения растет медленно.

По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается, запаздывание рождаемости на одно - два поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, который способствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается, и темпы роста численности населения опять уменьшаются. Этот процесс наблюдается сейчас и прогнозируется примерно до XXII в., когда предполагается стабилизация численности населения на уровне 11 -13 млрд чел.

Анализ проблемы демографического роста невозможен без рассмотрения проблемы ограниченности ресурсов: продовольственных, энергетических, хотя ресурсы только косвенно влияют на изменение народонаселения, так как его рост неизбежно ведет к увеличению их абсолютного потребления.

На всем протяжении истории человечества производство продуктов питания, как правило, не успевало за общим ростом народонаселения. Лишь во второй половине XX столетия мировое производство зерновых, главный индикатор продовольственного положения, стало опережать по темпам рост народонаселения. Широкое применение в земледелии высокопроизводительной техники, элитных семян, новых технологий обработки земли, крупных ирригационных систем, минеральных удобрений и средств борьбы с вредителями произвели подлинную «зеленую революцию» в сельском хозяйстве многих стран. Благодаря крупномасштабному строительству траулеров резко увеличилась добыча морепродуктов. Острота мировой продовольственной проблемы заметно смягчилась. Однако в конце 80-х-начале 90-х гг. рост мирового производства продуктов питания начал замедляться, тогда как спрос на них продолжал быстро расти. Последнее связано не только с увеличением общего числа жителей на планете, но и с таким новым фактором, как повышение благосостояния большой массы людей вследствие широкой индустриализации развивающихся стран, в первую очередь в Азии. Когда страны Западной Европы после Второй мировой войны приступили к радикальной модернизации своей экономики, их население составляло 280 млн чел. США прошли период быстрого экономического роста, имея в то время население в 160 млн.

Сегодня страны Азии во главе с Китаем переживают подлинный промышленный бум. располагая населением в 3,5 млрд чел., что составляет более половины всех жителей Земли.

По оценкам экспертов, мировой спрос на продовольствие возрастет к 2020 г. на 64%, в том числе в развивающихся странах — почти на 100%. Сегодня развитие сельского хозяй­ства уже не поспевает за изменениями в объеме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не приостановить, то в ближайшие два - три десятилетия потребность в импорте недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз.

Нехватка продуктов питания грозит обернуться значительным ростом на них мировых цен. В принципе это могло бы послужить стимулом для новых инвестиций фермерских хозяйств. Однако здесь есть серьезные ограничители.

Первый - деградация сельскохозяйственных земель. Сейчас полностью непригодны либо требуют значительных капиталовложений для восстановления более 15% всех обрабаты­ваемых в мире земель.

Второй - снижающиеся запасы водных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. Широкое строительство ирригационных систем, способствовавших быстрому росту сельскохозяйственного производства, обернулось резким дефицитом воды из-за пересыхания рек и снижения уровня внутренних морей (пример - трагедия с Аральским морем).

Третий - перенасыщенность земель минеральными удобрениями, когда их дополнительное внесение уже не сопровождается ростом урожайности. Иными словами, неоспоримые преимущества, которые принесла с собой «зеленая революция» прошлых десятилетий, уже не дают прежнего эффекта. Более того, они вызывают негативные последствия в развитии сельского хозяйства. Равным образом, создание крупного траулерного флота в мире привело к такому росту добычи морепродуктов, которое угрожает истощением мировых рыбных ресурсов.

Рыба занимала важное место в пищевом балансе многих стран, ее улов из расчета на душу населения снизился в течение последних десяти лет с 17 до 16 кг в год. При этом почти все эксперты считают, что улов, который падает во всех морях и океанах, кроме Тихого, следует сокращать. Новой «зеленой революции» также не будет; в течение десяти лет не было роста применения удобрений, так как их эффективность достигла максимума. Если к этому добавить острый дефицит воды для орошения, то пессимизм в отношении возможности улучшить диету человечества, если не будет как-то приостановлен существующий темп роста населения, становится достаточно оправданным. Следствием подобного развития явилось ухудшение к концу столетия мирового продовольственного положения. Сохраняются глубокие диспропорции между уровнем производства и потребления продуктов питания в развитых и развивающихся странах.

Энергетический кризис 1972-1981 гг. расценивался некоторыми аналитиками тех лет как свидетельство истощения невозобновляемых ресурсов и вступления человечества в эпоху «длительного энергетического голода». Но именно кризис дал толчок развитию энергосберегающих технологий, а главное - крупномасштабной геологоразведке, открытию новых нефтегазовых и угольных источников в различных регионах мира.

Проблемы безопасности и мира как центральная глобальная проблема.

Проблема необходимости сохранения мира на Земле и избежания разрушительной ядерной войны, воспринимавшаяся еще до недавнего времени как глобальная проблема номер один, в настоящее время утратила прежнюю остроту и фатальность.

Изменение политической обстановки в мире, начавшееся в середине 70-х гг. (получившее название «разрядка»), и окончание «холодной войны» в конце 80-х гг. постепенно привели к прекращению борьбы двух систем, державшей весь мир в страхе на протяжении почти сорока лет после окончания Второй мировой войны.

Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, реальном сокращении вооруженных сил, вооружений и расходов на них у основных стран – бывших противников по противостоянию. Снижение напряженности в мире подтверждается и почти двукратным сокращением с конца 80-х гг. мировой торговли оружием.

Изменение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой последствия противоречивого характера. Во многих развитых странах, а также особенно в бывших советских республиках, активно идет процесс конверсии военного производства, на которую ранее возлагались большие надежды в связи с высвобождением большого количества производственных мощностей и рабочей силы. Однако конверсия оказалось делом и экономически (переналадка специфического оборудования), и социально (массовое высвобождение работников оборонных отраслей и сокращение численности вооруженных сил) очень дорогим. По оценкам экспертов СИПРИ, первоначальные расходы на конверсию превышают расходы на гонку вооружений.

К сожалению, война далеко не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечен6ием новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).

Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев. По подсчетам СИПРИ, в середине 90-х гг. насчитывалось порядка 50 конфликтов, где велись боевые действия и лилась кровь. Новым и неожиданным вызовом мировому сообществу явилось расширение «клуба» ядерных держав. Весной 1998 г. Индия и Пакистан испытали ядерное оружие. В числе околоядерных называют ЮАР, Израиль, Иран, Ирак, КНДР, а также Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Реальная угроза расползания ядерного оружия, которое находится за пределами международного урегулирования, может создать новую трудноразрешимую ситуацию в мире, потребует новых политических и экономических подходов.

Наконец, очень большую опасность в наши дни представляет и проблема международного терроризма, способного спровоцировать различные конфликты вплоть до ядерного шантажа и глобального ядерного конфликта (некоторые исследователи выделяют международный терроризм в разряд новых глобальных проблем).

Таким образом, справившись с прямой угрозой уничтожения в глобальной войне, человечество столкнулось с новыми явлениями, способными подорвать всеобщий мир и безопасность.