Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Быт и нравы крестьянства.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.04.2013
Размер:
53.25 Кб
Скачать

Побратимство.

Пережиточные отношения побратимства и посестримства в ХIХ в. были мало распространены; однако в некоторых специфи­ческих условиях они играли существенную роль, и им соответ­ствовали четкие нормы поведения. Для изучения традиционной крестьянской этики побратимство представляет интерес как спо­соб религиозно-нравственного закрепления индивидуальной вза­имопомощи. Выбор побратима, крестовой сестры, как и выбор кума и кумы, мог определяться другими видами отношений (со­седскими, дружескими, хозяйственно-деловыми и пр.), но после обряда отношения переходили, по крестьянским представлениям, и новое качество, со своим этическим комплексом.

Побратимство и кумовство объединяет их подобие родствен­ным отношениям: это как бы искусственно создаваемые — через свободный, преимущественно, выбор и определенный обряд — отношения родства. В самих обрядах, связанных с кумовством и побратимством (посестримством), ряд элементов перекликался, обнаруживая некоторое генетическое единство; несомненно и сходство в ряде этических норм, действовавших в этих отноше­ниях. Кумовство как явление массовое и органично связанное с семейно-родственными группами создавало сложную поливалентную структуру отношений.

Бытовые традиции.

В силу некоторой специфики населения на Юге Западной Сибири, в верхней части бассейна Оби, обычай здесь мог быть связан не только с крестьянской традицией.

Как показало изучение истории заселения края, существен­ную долю населения составляли на Оби разночинцы, слившиеся позднее с государственными крестьянами. Сибирские разночинцы XVIII в.—это потомки служилых людей, получивших пашню и занявшихся земледелием. По реальному своему положению (за­нятиям, повинностям, юридическому статусу, образу жизни) сельские сибирские разночинцы почти не отличались от государственных крестьян и вместе с последними были приписаны к Колывано-Воскресенским горным заводам . Но в семьях потомков служилых людей могли сохраняться казачьи традиции. Меж­ду тем, в европейской части страны именно в казачьей среде долго сохранялся и был чётко выражен обычай побратимства.

М. Н. Харузин, проведи обследование Области Войска Дон­ского по программе изучения обычного права, писал в 1885г.: «Обычай побратимства известен и среди казаков. В последнее вре­мя побратимство стало встречаться гораздо реже, но в старину оно было очень распространено: редкий казак, по словам г. Тимощенкова, не имел названного брата, с которым он и заключал союз на жизнь и па смерть» . Если под одним из названых братьев убивали в бою коня, то другой брал его к себе на коня либо спешивался и разделял его участь. Если казак попадал в плен, то названый брат выискивал всевозможные средства, что­бы выручить его". В середине 80-х годов XIX в. было принято, чтобы двое подружившихся казаков обменялись крестами. Обряд производился в присутствии третьего лица. Этот человек и менял кресты у братавшихся; его называли крестовым отцом. Сами же братавшиеся назывались крестовыми братьями или но кресту братьями. После обмена крестами целовались три раза. Подарки при обряде побратимства не были обязательными, но иногда де­лались; выставлялось полкварты водки.

Отношения, в которые два казака вступали через этот обряд, считались неизменными «по гроб». Это все равно, что родство, «ибо крест — великое дело, крест —не шутка». Как видно из вы­сказываний казаков, приводимых Харузиным, побратимство при­равнивалось к родству. Однако отношения отцов не переходили к детям. Не служили они и препятствием для вступления в брак детей. Более того, в XIX в. у донских казаков названые братья стремились соединить своих детей браком , чтобы закре­пить близкие отношения . Соответствие возраста не имело зна­чения для вступления в побратимство. «Главное здесь, по мнению казаков, дружелюбие». Братались казаки и с чужаками, пришед­шими из других мест.

Большой интерес представляют сведения о бытовании обычая посестримства среди девушек-казачек в 80-х годах XIX в. В жен­ском варианте основная часть обряда была такой же, как и у мужчин: третье лицо (женщина) обменивала кресты у двух девушек, решивших изменить характер своих дружеских отношений, перевести их на новый, более высокий уровень . При этом казачки делали друг другу подарки : платки, кольца и пр. Отныне они считались «по крестам сёстры» и оказывали друг другу все­возможные услуги. Отношения крестовых сестёр казачки отлича­ли от отношений кумушек, возникавших на троицын день — на «зеленые святки», после кумления в лесу. (Последние они счита­ли несерьёзными, длившимися только во время праздника). М. Н. Харузин не встретил у донских казаков ни одного случая побратимства между лицами разного пола.

Военная служба казачества создавала благоприятные условия для сохранения обычая побратимства. Однако мы не можем со­гласиться с А. Павловым, полагавшим, что «всего дольше дер­жался обычай побратимства между казаками». Знаток кано­нического права, он был, по-видимому, плохо знаком с обычаями крестьянства своего времени и не знал немногочисленных публи­каций этнографов по этому вопросу, появившихся до выхода его книги.

М. Н. Харузип ещё до поездки в Область Войска Донского, обследовав (летом 1882 г.) обычное право крестьян Сарапульского у. Вятской губ., установил, что «обычай побратимства известен как среди местных русских, так и инородцев». При этом у рус­ских он встречался чаще, чем у вотяков. Побратимами русские крестьяне становились здесь через обряд обмена тельными кре­стами. Произносили слова «будь ты мне братом» и целовали друг друга три раза. Совершавших этот обряд называли крестовыми или назваными братьями. После совершения обряда могли тут же обменяться подарками, но это не считалось обязательным. Подар­ки могли делаться и после обряда, в любые сроки; обычно подар­ки отдаривали, но и это не было обязательным. Побратимство не создавало никаких препятствий для вступления в брак и четко ограничивалось крестьянами от кумовства".

Побратимство между женщинами («посестрие») не встрети­лось Харузину у русских крестьян Сарапульского у. (Имеется в виду аналогия мужскому братанию, а не обряд кумления на ве­сенние праздники). Вступление в отношения побратимов лиц раз­ного пола русские ситали здесь возможным, но случалось это очень редко. Возрастное соответствие здесь, как и у казаков, не имело значения для крестового братства.

Следует заметить, что задача Харузина - изучение «юридиче­ского быта»— наложила отпечаток па собранный им ценный ма­териал. В любом обычае, в том числе и в побратимстве, его ин­тересовала прежде всего юридическая сторона, обычное право. Поэтому он тщательно устанавливал характер и порядок дарений при братании, влияние обычая на брачные ограничения. Вопросы же места побратимства в системе общественного сознания, нрав­ственных и этических оснований обычая, дальнейшего развития отношений названых братьев (в этическом аспекте) не были за­тронуты программой его полевых исследований.

Через несколько лет после Харузина П.М. Богаевский под­твердил, что побратимство встречается у крестьян Сарапульского у., но отметил редкость его.

Соседние файлы в предмете История