Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
FUIT - Geopolitika - Referat / Реферат.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
462.34 Кб
Скачать

5.1.5. Система противокосмической обороны

Система противокосмической обороны ИС-М(сообщалось также о принятии на вооружение модернизированного варианта системы ИС-МУ), созданная в Советском Союзе в 1960-х годах и поставленная на боевое дежурство в 1979 г., в 1994 г. была снята с вооружения. Последнее испытание системы состоялось в 1982 г. и в августе 1983 г. было объявлено об их остановке.

6. Выводы.

6.1. Космодромы.

Россия обладает четырьмя космодромами.

Космодром Байконур, с которого производится до 50% всех космических запусков в России, и 100% запусков геостационарных спутниковнаходится на территории Казахстана, и России не принадлежит. Несмотря на то, что его аренда продлена до 2050 года, содержание его: а) экономически невыгодно и б)всегда существует некоторый риск потери Байконура.

Космодром Свободный, созданный как замена Байконуру, до сих пор не достроен полностью. С него было произведено всего 5 успешных запусков, и среди запущеных объектов не было ни одного российского. Очевидно, что ни сейчас, ни в ближайшем будущем он не может заменить Байконур, и эффективно использоваться. Более того, сейчас обсуждается вопрос о его консервации – потому неизвестно, будет ли он когда нибудь полноценным космодромом.

Космодром Капустин Яр – уже устарел, и используется только как вспомогательный и не может быть переоборудован и усовершенствован в ближайшее время. Кроме того, он расположен в менее выгодной позиции чем Байконур и Свободный – и запуски с него экономически невыгодны.

Космодром Плесецк может запускать все типы легких и средних ракет отечественного производства. Не приспособлен для запуска пилотируемых космических аппаратов. Также как и Капустин Яр неудачно расположен.

По данным аналитиков (источник: информационное агентство РИА-Новости) в ближайшие 10-15 лет, Россия не сможет построить новый космодром заменяющий Байконур, ни существенно переоборудовать старые. Хотя сейчас ведется совместное строительство космодрома вместе с другими странами, это все равно не самый выгодный для России вариант.

Как вывод: российские космодромы ни сейчас, ни в ближайшем будущем, не смогут полностью удовлетворить все ее интересы в космической сфере.

6.2 Система противовоздушной обороны.

На данный момент российская система предупреждения о ракетном нападении находится в предельно сложном положении. Потеря РЛС в Скрунде в 1998 г. оставила неприкрытым северо-западное направление. Сооружение РЛС в Барановичах, которая призвана до определенной степени скомпенсировать потерю, затянулось. К тому же, эта РЛС будет не в состоянии закрыть образовавшийся разрыв полностью и, по признанию российских военных, не сможет работать на полную мощность.

Программа развертывания РЛС Дарьял оказалась практически полностью остановлена. Строительство РЛС в Мукачево по всей видимости уже никогда не будет возобновлено; перспективы ввода в строй РЛС в Балхаше и Мишелевке также неясны. Неурегулированность юридического статуса РЛС в Габале (Азербайджан), затрудняет полноценную работу этой станции. Статус РЛС в Балхаше (Казахстан) также до конца не урегулирован.

РЛС Днепр и Днестр-М, которые обеспечивают наибольшую долю покрытия, были построены около 25 лет тому назад и вскоре полностью исчерпают свой ресурс. Прекращение работы этих РЛС будет означать потерю предупреждения на очень важных направлениях.

Космический эшелон системы предупреждения понес значительные потери в результате пожара в мае 2001 г. Несмотря на то, что России удалось восстановить работу одного из четырех спутников, связь с которыми была потеряна в мае, и осуществить запуск новых спутников, на данный момент космическая группировка (3 спутника, один на геостационарной орбите, два на эллиптической) не в состоянии обеспечить надежного круглосуточного обнаружения пусков баллистических ракет.

В ходе реорганизации, произведенной в 2001 г., подразделения СПРН были выделены из состава РВСН и переданы в состав вновь образованных Военно-космических сил. В результате, можно ожидать некоторого улучшения состояния системы. В то же время, неясно в какой мере задача восстановления системы предупреждения может быть решена в принципе.

Для того, чтобы закрыть радиолокационное поле по всем направлениям, России потребуется завершить строительство всех РЛС Дарьял и построить новые РЛС, которые заменят стареющие РЛС Днепр на Украине и заполнят разрыв, образовавшийся после потери РЛС в Скрунде и Енисейске. В более отдаленной перспективе, России придется строить РЛС взамен развернутых в Азербайджане и Казахстане. Реализация этой программы потребует существенных затрат, которые Россия вряд ли сможет себе позволить.

Ситуация с космическим эшелоном системы лишь немногим лучше. Система УС-КМО, которая должна обеспечить возможность обнаружения пусков из практически всех ракетоопасных районов, по всей видимости, отработана и может быть развернута. В то же время, ее развертывание потребует размещения на орбите и поддержания в рабочем состоянии группировки из примерно десяти спутников. Создание такой группировки также может оказаться за пределом нынешних возможностей России.

В целом, российская система предупреждения достигла такого состояния, в котором система управления стратегическими ядерными силами не может полагаться на информацию, предоставляемую СПРН. Можно с уверенностью говорить о том, что информация, предоставляемая СПРН, не может быть использована для принятия решения об ответно-встречном ударе. Единственная функция, которую система предупреждения способна выполнять сегодня, заключается в обнаружении массированного ракетного удара.

Важно подчеркнуть, что поскольку процесс снижения возможностей системы предупреждения продолжался на протяжении всех последних лет, российские военные несомненно знают о нынешних ограничениях. Это означает, в частности, что вероятность ошибки, которая могла бы быть вызвана неполнотой информации и привести, например, к пуску ракет, весьма мала. Более того, Россия скорее всего не сможет восстановить свою систему предупреждения до такой степени, чтобы иметь возможность полагаться на нее для принятия решения об ответно-встречном ударе.

Как вывод: система СПРН России неэффективана и не может обеспечивать защиту страну от ракет противника.