Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
114
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
156.67 Кб
Скачать

II. Развитие военного искусства во второй половине XVIII века

1. Штурм Измаила и его значение в развитии военного искусства

Кампания 1790 г. Началась при весьма неблагоприятной для России внешнеполитической обстановке. Шла война со Швецией, сложилась угроза нападения Пруссии, крайне враждебную России позицию занимала Англия. В связи с этим пришлось оттянуть значительную часть русских сил с Дунайского театра военных действий, перейдя здесь к обороне. В свою очередь и турки держались оборонительно, рассредоточив войска полевой армии по дунайским крепостям. Австрийцы, которые в начале кампании действовали очень вяло, в июле под давлением Пруссии прекратили военные действия вообще, а в сентябре заключили с Турцией перемирие и начали мирные переговоры.

Однако в августе 1790 г. Был заключен мир между Россией и Швецией, обнаружился спад напряженности в отношениях с Пруссией. Это дало возможность русскому командованию начать в конце сентября активные действия.

В течение октября-первой половины ноября 1790 г. Русский войска и вошедшая в устья рукавов Дуная гребная флотилия, которой командовал генерал де Рибас, овладели крепостями Килия, Тульча и Исакча. Однако главный оплот Турции на Нижнем Дунае – Измаил, мощная крепость с сильным гарнизоном, лежащая на левом (северном) берегу Килийского рукава Дуная, - остался непоколебленным.

18 ноября русская гребная флотилия подошла к Измаилу, где сосредоточилась и турецкая Дунайская флотилия.

21 ноября Измаил был обложен с сухопутного фронта русскими войсками. Однако, как стало ясно с самого начала, правильная классическая осада не обещала успеха. Между тем продовольственное положение войск было тяжелым, среди солдат начали развиваться болезни. Собранный 26 ноября военный совет постановил от осады перейти к блокаде, а фактически это решение грозило вылиться в постепенный отход русских войск от стен крепости.

Еще не зная о постановлении военного совета, Потемкин понял, что взятие Измаила – задача, которая по плечу лишь Суворову. 25 ноября Потемкин послал Суворову ордер, в котором предписывал ему принять командование под Измаилом и взять крепость штурмом. В новом ордере, отправленном четырьмя днями позднее, Потемкин предоставил Суворову право решать самому, как действовать под Измаилом.

Утром 2 декабря Суворов прибыл под Измаил.

Измаил по турецкой военной терминологии назывался «армейская крепость» («орду-калеси»), т.е. Крепость, способная вместить полевую армию, и использовался соответственно своему названию. Общая численность гарнизона равнялась приблизительно 35 тыс. человек, из них 17 тыс. янычар, остальные – конница, татары и вооруженные жители. На вооружении крепости имелось около 200 орудий. Гарнизон был исполнен решимости защищать крепость до конца. Возглавлял оборону опытный комендант Айдос Мехмет-паша.

Суворов имел в своем подчинении 33 батальона (около 14,5 тыс. человек) регулярной пехоты, 8 тыс. спешенных казаков, 4 тыс. черноморских казаков, 2 тыс. арнаутов, 11 эскадронов кавалерии и 4 казачьих полка: всего 31 тыс. человек. Спешные казаки по вооружению (укороченные пики) и по характеру боевой подготовки не могли считаться войсками, пригодными для штурмовых действий. Артиллерия состояла из 405 полевых, полковых и корабельных орудий.

Задача, стоявшая перед Суворовым, была более чем трудной. Блокада ввиду позднего времени года и недостатка продовольствия у русских войск обещала верную неудачу. Пробить бреши в мощных земляных укреплениях артиллерией было, очевидно, невозможно. Нельзя было рассчитывать и серьезно повредить укрепления. Единственным возможным способом овладеть крепостью являлся штурм с помощью штурмовых лестниц. Суворов без колебаний, но с полным пониманием огромной трудности предприятия принял решение штурмовать крепость.

Подготовка к штурму была начата Суворовым сразу же по прибытии к Измаилу и велась в очень быстром темпе. Эта подготовка складывалась из следующих мероприятий:

а) тщательное изучение укреплений противника и подступов к ним, которое Суворов вел лично вместе со старшими начальниками и командирами штурмовых колонн;

б) заготовка штурмовых средств: фашин, штурмовых лестниц, шанцевого инструмента;

в) инженерное оборудование огневых позиций артиллерии, предназначенной для проведения артиллерийской подготовки штурма;

г) подготовка войск к штурмовым действиям, проводившаяся на специальном штурмовом городке, который состоял из участков рва и вала, копировавших измаильские укрепления;

д) моральная подготовка войск к штурму. При этом личное влияние на войска Суворов использовал в полной мере.

7 декабря Суворов послал коменданту крепости предложение сдаться, на которое был получен пространный ответ, сводившийся по существу к отказу. 9 декабря Суворов собрал военный совет, на котором провел решение штурмовать крепость. Решение это было твердо принято им еще раньше, но военный совет был нужен для того, чтобы в наибольшей мере укрепить решимость и бодрость духа старших начальников. Штурм был назначен в ночь с 10 на 11 декабря.

С рассветом 10 декабря русская артиллерия начала подготовку атаки. Огонь продолжался вплоть до начала штурма.. С этого момента артиллерия перешла на стрельбу холостыми зарядами. Ответный огонь турецкой артиллерии постепенно слабел и к ночи совсем прекратился. Можно думать, что довольно значительная часть орудий крепости была повреждена, в чем и заключалась основная цель артиллерийской подготовки.

Наступившая ночь на 11 декабря была темной. О готовящемся штурме в крепости было известно, да и нельзя было рассчитывать на сокрытие проводившейся подготовки.

В 3 часа ночи войска, построенные в колонны, выступили из лагеря, заняли исходное положение, не будучи обнаруженными, и в 5 часов 30 мин. по сигналу ракетой пошли на приступ. Флотилия двинулась к вражескому берегу в указанном диспозицией боевом порядке. Защитники крепости обнаружили колонны еще до подхода их ко рву и встретили жестоким артиллерийским и ружейным огнем.

Все колонны, кроме тех, которые были составлены из спешных казаков, а также десант блестяще справились с трудной задачей штурма крепостного обвода.

Высадка десанта, несмотря на трудности выхода судов к намеченным участкам в темноте и под огнем противника, была произведена дружно и в порядке. Последующая атака береговых укреплений была успешной на всех участках.

Наименьший успех, как и следовало ожидать, имели колонны, составленные из спешных казаков. Одна из них была сброшена с вала, а затем контратакована произведшими вылазку через Бендерские ворота турками. Общие кавалерийские резервы, двинутые к месту этого боя Суворовым, восстановили положение.

Когда наступил рассвет, вал был полностью в руках русских. Крепостные ворота были открыты, кавалерийские резервы и 20 орудий полковой артиллерии введены в город. Сопротивление турок в уличных боях было ожесточенным, но не носило в общем организованного характера и распалось на ряд очагов, которые один за другим были ликвидированы. Еще долгое время продолжались бои за отдельные крупные каменные здания, некоторые из них пришлось брать, как и валы, с помощью штурмовых лестниц. К 16 часам бой был закончен.

Штурм Измаила вошел в отечественную военную историю, в мировую и отечественную литературу как одно из самых славных для нашей Родины событий. Победа над превосходящим по численности противником, отчаянно защищавшимися в мощных неразрушенных укреплениях, - подвиг, равный которому трудно найти в многовековой истории войн.

Измаильский штурм был подвигом русских солдат. Их беззаветная доблесть, самоотверженность, решимость победить или умереть, проявленные в условиях ночного боя, послужили главным фактором успеха. Если в победах русских войск над турецкими в полевых сражениях второй половины XVIII в. Основную роль играло превосходство русских в тактике, вооружении и боевой подготовке, то в данном случае эти моменты не имели первостепенного значения и на первом плане стояли моральные силы войск.

Полководческое дарование Суворова проявилось прежде всего в том, что он сумел правильно оценить моральные качества своих войск и возможность при этих качествах осуществить штурм измаильских валов, производивших впечатление неприступности. Отметим, что сам Суворов смотрел на взятие Измаила как на дело исключительное. Позднее он сказал: «На такой штурм, как измаильский, можно пускаться один раз в жизни»1. Очень большую роль сыграло умение Суворова поддержать, развить и направить на выполнение поставленной задачи заложенные в войсках моральные силы. Глубокая продуманность тактических приемов штурма и обучение войск этим приемам, тщательная подготовка к штурму во всех деталях были также важными факторами успеха. Весьма показательно и то, что все колонны, даже те, которые были сформированы из спешных казаков, сумели подняться на вал.

Стратегическое использование сильнейшего удара по Турции, каким явилось взятие Измаила и уничтожение в нем сильного корпуса, оказалось неполным. Потемкин ввиду позднего времени года решил не продолжать наступательных действий и расположить войска на зимние квартиры. Война продолжалась еще более полугода, пока Турция не признала ее проигранной и заключила выгодный для России Ясский мир. Однако в числе побед русских войск и флота, приведших к этому результату, штурму Измаила принадлежит одно из первых мест.