Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21Fm-72_81 / 1 Тексты лекций / Дополнительные материалы / Кто персонально привел Россию к кризису..doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
316.42 Кб
Скачать

Саакашвили дал показания на самого себя. Признавшись, что лично приказал вторгнуться в Осетию

07:47 29.11.2008

Президент Грузии выступил как свидетель военных действий

Показания президента Грузии Михаила Саакашвили стали последним пунктом в расследовании парламентской комиссии

Парламентская комиссия Грузии по расследованию войны в Южной Осетии вчера заслушала последнего свидетеля - президента страны Михаила Саакашвили. В своих показаниях он рассказал о своем отношении к двум российским президентам и о том, почему он принял решение о вводе войск в Цхинвали.

С первого дня работы комиссии, созданной по инициативе грузинского президента, было известно, что господин Саакашвили придет на ее заседание и расскажет о причинах войны в Южной Осетии. Это решение президента преподносилось властями как демократический и смелый поступок. К выступлению Михаила Саакашвили в парламенте подготовили переводчиков на английский язык и специальные кабинки для 100 гостей - иностранных дипломатов, изъявивших желание лично присутствовать на "допросе" президента. Президент опоздал на полчаса, а когда поднялся на трибуну, глава комиссии Паата Давитая поблагодарил его за то, что он пришел на заседание, несмотря на иммунитет.

Признав, что "Грузия осуществила военную операцию в Южной Осетии", президент Грузии назвал ее целью "защиту граждан Грузии и территории, куда уже входила российская военная колонна, сотни танков". По словам Михаила Саакашвили, еще 6 августа в результате артиллерийского огня были убиты несколько грузинских миротворцев. "После их гибели я отдал приказ генштабу подавить огневые точки в Цхинвали, остановить российскую танковую колонну близ Джавы, но при этом беречь мирное осетинское население, так как они наши граждане",- поведал господин Саакашвили о начале боевых действий.

Эмоциональнее всего грузинский президент ответил на обвинение в том, что "Грузия бомбила спящий город". "Цхинвали был военным лагерем, из которого заранее специально эвакуировали все мирное население!" - воскликнул он.

Депутаты не стали возражать президенту и напоминать, что сотни мирных жителей Цхинвали находились в подвалах своих домов (это подтверждают очевидцы, в том числе западные журналисты).

Заявив, что у Грузии не было другого выхода, кроме "ответа на военную агрессию", Михаил Саакашвили заверил присутствовавших в существовании коварных планов Москвы "посадить на пост президента Грузии бывшего шефа госбезопасности Игоря Гиоргадзе". По его словам, помешало этому только "жесткое заявление президента Буша" и готовность грузинской армии "оборонять Тбилиси".

Впрочем, влияние США на грузинскую политику господин Саакашвили всячески отрицал, а политику Запада по отношению к России назвал "неэффективной". "Наблюдатели ООН трусливо сбежали, когда Россия нарушила все договоренности и ввела войска в Зугдиди!" - возмущенно воскликнул президент. По его словам, утверждение бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили о том, что Вашингтон "дал зеленый свет Грузии на войну в Южной Осетии", не соответствует действительности. "Никакого разрешения у Вашингтона я не спрашивал,- заявил президент Саакашвили.- А первым, кому я позвонил, был не Буш, а Медведев. Но он отказался со мной говорить".

О своих отношениях с первыми лицами России президент Грузии тоже рассказал подробно и эмоционально. Еще в феврале этого года президент Путин, как утверждает Михаил Саакашвили, во время встречи с ним и тогдашним главой МИД Грузии Давидом Бакрадзе дал понять, что Россия признает Абхазию и Южную Осетию в ответ на признание Западом Косово. "Мы с Бакрадзе вышли с этой встречи с тяжелым сердцем, и Бакрадзе сказал мне, что ждет войны",- вспомнил Михаил Саакашвили.

Серьезные надежды грузинский президент, по его собственному признанию, возлагал на Дмитрия Медведева. "Мы же с ним почти ровесники, и он никогда не служил в КГБ",- объяснил Михаил Саакашвили. Однако его ожидания не оправдались. На вопрос депутатов, не стали ли причиной осложнения отношений с Россией оскорбительные высказывания господина Саакашвили в адрес Владимира Путина, грузинский президент ответил: "Я категорически опровергаю, что якобы назвал в одном из интервью Путина "лилипутиным". Все это ложь".

Осложнения в российско-грузинских отношениях, считает президент Саакашвили, начались не при нем, а при его предшественнике, когда Грузия "стала смотреть на Запад", что не понравилось России. Именно тогда, в 2001 году, Россия, по убеждению грузинского президента, "приняла решение осуществить военный удар по Грузии". Серьезной ошибкой Эдуарда Шеварднадзе господин Саакашвили назвал решение, узаконившее "российское военное присутствие в качестве миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии в 1992 году". Сам же Михаил Саакашвили, оказывается, давно понял, что надо вывести российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, но не принимал такого решения, поскольку опасался, что это станет поводом эскалации напряженности.

Показания президента Саакашвили стали последним пунктом в расследовании парламентской комиссии. В течение десяти дней депутаты примут решение о том, насколько оправданным был ввод грузинских войск в Южную Осетию и какова вина должностных лиц Грузии в последствиях этой войны. Свой отчет комиссия опубликует предположительно 10 декабря.

По мнению грузинской оппозиции, выводы комиссии будут совпадать с тем, что озвучили на ее заседаниях представители власти, показания которых сводятся к одному: Грузия сделала все возможное для предотвращения конфликта с Россией, однако Россия, которая ненавидит нынешнюю грузинскую власть, воспользовалась ситуацией, чтобы совершить в Грузии переворот и посадить там своих ставленников.

Единственным свидетелем, "отклонившимся" от государственной линии, стал экс-посол Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили, заявивший, что Грузия, как и Россия, планировала войну в Южной Осетии. Однако депутаты уже обвинили его в политической конъюнктуре, халатности и сокрытии важной для безопасности информации о настроениях в высших эшелонах российской власти. А глава комиссии по расследованию войны в Южной Осетии Паата Давитая даже предложил привлечь экс-посла к уголовной ответственности.

Георгий Ъ-Двали, Тбилиси; Ольга Ъ-Алленова Газета "Коммерсантъ" № 218(4035) от 29.11.2008

Источник — "Коммерсантъ"

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1227934020

Россияне хотели дать бой террористам в Мумбае (рассказ очевидцев)

09:31 01.12.2008

Россияне хотели дать бой террористам

Вернувшиеся из Мумбаи сотрудники "Аэрофлота" рассказали "МК", как это было.

Вчера днем из захваченного террористами Мумбаи вернулись сотрудники авиакомпании "Аэрофлот", которые оказались в эпицентре трагических событий.

О том, как российским гражданам удалось пережить эти дни, они рассказали корреспонденту "МК".

Рассказывает старший бортпроводник:

- Когда произошел захват отеля, мы с коллегами ужинали в ресторане гостиницы. Нас было пять человек. Вдруг раздались выстрелы. Я приказал нашим лечь под стол. Через какое-то время персонал ресторана начал организованно выводить посетителей из обеденного зала в подвал. Тогда же сообщили о захвате здания. Позже мы узнали и о предполагаемой тактике террористов - они планировали открыть стрельбу по людям, а потом забросать помещение гранатами. На тот момент в ресторане находилось порядка 150 человек. Всех нас повели по кухонным помещениям в укрытие. Бункером оказался огромный банкетный зал. Когда мы туда спустились, на полу уже сидели порядка 200 заложников, которых привели из других ресторанов отеля. В кромешной темноте мы провели порядка двух с половиной часов. Люди светили зажигалками и мобильными телефонами, пока те не разрядились. Пожалуй, это было самое страшное. Никто не знал, чем может закончиться наше пребывание в убежище. Ведь если бы террористы проникли в подвал, жертв могло быть гораздо больше.

Среди собравшихся находились американцы, европейцы, индусы, китайцы. Как ни странно, паники не было. Люди только задавали друг другу вопросы, чтобы как-то прояснить ситуацию. Долгое время ответов не находили. Потом американцы дозвонились на родину и сообщили нам, что террористы в первую очередь будут расстреливать граждан Великобритании, США и Израиля.

В какой-то момент я начал приглядываться к публике. Выискивал среди туристов крепких парней. Думал, если террористы проберутся к нам, все равно умирать, но оказать сопротивление не помешало бы, хотя бы врукопашную!

Через несколько часов нас вывели на улицу. Перед отелем собралось порядка тысячи человек. Я тогда проделал разведку - нашел помещение для укрытия, где могли поместиться 8 человек. Предположил, если начнется резня, надо будет наших девчонок туда спрятать.

Вдруг рядом раздались выстрелы. Люди бросились бежать. Мы тоже рванули. Вот тут началась паника, давка. Мы сразу решили, что надо держаться вместе и, главное, не падать, иначе народ мог растоптать лежачего. Тысячная толпа добежала до конца улицы. Сели в ожидании неизвестно чего. Неожиданно с другой стороны тоже раздались выстрелы. Теперь бежать было некуда. Улица была блокирована с двух сторон. Тогда мы с коллегами поползли в первую попавшуюся открытую дверь. Это оказался салон художественной галереи. Видимо, охранник салона, увидев испуганных бледнолицых, понял, что случилось, и пустил нас в убежище. В галерее мы связались по телефону с нашим представительством. Через полтора часа нас вывезли из зоны обстрела. По дороге тормозили на каждом шагу. Полицейские направляли автоматы прямо нам в лицо. Только после проверки документов отпускали. В консульстве нас накормили и предоставили ночлег.

Уже в оперативном штабе генконсульства я узнал, что захватчиков было 40 человек. Все они граждане Великобритании пакистанского происхождения. Операция была спланирована заранее. Первые удары террористы нанесли сразу по 10 объектам. Это были гостиницы, госпитали, вокзал, еврейский дом.

Следующим утром весь центр города перекрыли. На окраине Мумбаи жизнь шла своим чередом - работали магазины, кафе, ездили машины. Я направился к отелю, где оставались наши стюардессы - Татьяна и Валерия. Сутки я дежурил около гостиницы. Но к зданию никого не подпускали. Девчонки провели в отеле 1,5 суток.

Валерия Бугаева и Татьяна Лутовинова по прилете в Москву выглядели отлично. Укладка, макияж, улыбки - стюардессы даже в этой обстановке держали марку. Заметив в зале прилета толпу журналистов, смутились: "Вот мы и прославились…"

- Когда начались выстрелы, мы находились у себя в гостиничном номере, - делится Татьяна Лутовинова. - Спустились вниз, и менеджер отеля предупредил: "Если хотите выжить, не выходите из своей комнаты". Так мы оказались блокированы. Ночь прошла нормально. Окна нашей комнаты выходили во двор, поэтому мы не слышали выстрелов и взрывов. Самое страшное началось на второй день. Утром мы спустились на завтрак по аварийной лестнице. Все было перевернуто, на полу - лужи крови, персонал бегал, суетился. Нас опять отправили обратно в комнату. Хорошо, что у нас был мини-бар, откуда мы брали воду. Есть в такой ситуации совсем не хотелось. Когда наладили телефонную связь, мы связались с представителями генконсульства и уже не теряли связь.

Экипаж "Аэрофлота" планировал вылететь из Мумбаи 28 октября.

-…А задержались на несколько дней… - вздыхает Валерия Бугаева. - Когда мы уезжали из Мумбаи, в городе было совсем мало людей, разбиты витрины магазинов, улицы охраняли сотни полицейских. Честно говоря, я очень устала, мне хочется поскорее увидеть своих близких… Жаль, ничего не успели купить родным. Не до этого было. Правда, мой коллега в аэропорту Мумбаи все-таки приобрел шахматы для сына… В ближайшее время мы вряд ли куда-то полетим. Нам дали недельный отпуск, а еще всему пострадавшему экипажу необходимо пройти медицинский осмотр.