Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История медицины / Медицина в халифатах

.doc
Скачиваний:
339
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
58.37 Кб
Скачать

Медицина в халифатах

Автор: Т.С. Сорокина

Древнейшей областью расселения арабских племен была северо-восточная часть Аравийского полуострова. В течение II тысячелетия до н. э. арабы расселились по всему полуострову, ассимилируя более древнее коренное население его юго-западной части.

В начале VII века н.э. арабы находились на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений и потребностью создания стабильного централизованного государства, привели к возникновению ислама (в переводе с арабского — «покорность») — религии, которая в основных своих чертах была сформулирована к 622 г. Ее основоположник — Мухаммед (около 570—632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

Слово «халифат» происходит от арабского «халиф» — заместитель, наместник. Так называли правителя феодального арабо-мусульманского государства, которого считали заместителем (наместником) посланника аллаха Мохаммеда (а впоследствии и самого аллаха) в его духовной и политической власти над мусульманами.

В истории Халифата выделяют 3 периода.

Первый (632—750 гг.) — период арабских завоеваний, время правления первых 4 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа, Алия) и династии Омейядов (661—750 гг.).

В VII веке в результате первого этапа завоеваний в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.

В результате второго этапа завоеваний во времена династии Омейядов были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории он превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII—VIII веках столица Халифата располагалась в Дамаске, в VIII—X веках — в Багдаде.

В завоеванных странах насаждались арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Важно отметить, что при Омейядах к иноверцам (например, христианам) проявлялась значительная терпимость: уплачивая поземельную (харадж) и поголовную (джизийе) подать, они могли сохранять свою старую религию и принимали широкое участие в управлении государством, хозяйственной и научной жизни Халифата. В значительной степени это объяснялось тем, что многие народы, завоеванные арабами, стояли на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели.

Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX века) — время правления династии Аббасидов, пора расцвета многогранной культуры Халифата. Здесь необходимо отметить, что в буржуазной исторической науке эта культура обычно называется «арабской» или «арабо-мусульманской». Такой подход отрицает наличие самостоятельных культур народов средневекового Востока, покоренных в VII—VIII веках арабами (персов, таджиков, узбеков, туркмен и др.), равно как и национальной культуры самих арабов (т. е. арабской культуры как таковой).

Народы, вошедшие в состав Халифата, создали яркую высокоразвитую культуру, которая была арабоязычной: арабский язык на несколько веков стал для них языком политики и религии, культуры и науки; он способствовал усилению взаимных связей и влияний, росту рынка, развитию наук. На обширной территории Халифата не было единой однородной культуры одного народа — это была многообразная культура, которая вместе с национальными традициями унаследовала в Испании и Сицилии достижения римской культуры, в Западной Азии и Египте — византийской, на Среднем Востоке — дневнеперсидской культуры.

Расцвет средневековой арабоязычной культуры приходится на VIII—IX века. В последующие столетия она оказала большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки и Европы и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Как государственное образование Халифат, так же как Империя Александра Македонского и   Римская   Империя, оказался   непрочным.

В IX—X века в результате освободительной борьбы покоренных народов он распался на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и независимых государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В ряде стран, завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло религию завоевателей и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова — на Западе, в Закавказье, Средней Азии, Персии — на Востоке) покоренные народы сумели отстоять не только политическую независимость, но также свой национальный язык и культуру.

Распад Халифата, начавшийся во втором периоде его истории, завершился в третьем периоде (IX—XIII века), который характеризуется упадком династии Аббасидов. Уже в середине X века ни одна территория к западу от Евфрата не подчинялась Багдадскому халифу. Некогда могущественный Халифат постепенно превращался в небольшой Багдадский халифат, теряющий политическую власть над соседними землями. Окончательный удар нанесли ему турки-сельджуки: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.

Средневековая арабоязычная культура оказала значительное влияние на развитие всей мировой культуры. В процессе своих завоеваний арабы заимствовали и передали европейцам изобретенные в Китае компас, порох и бумагу, которая была значительно дешевле египетского папируса. Первая бумажная мельница была построена в Багдаде примерно в 800 г. В Европе первые бумажные мельницы появились в Италии и Германии лишь в XIV веке.

В VII веке, когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран культивировались греческая наука и философия. Самыми известными в то время были христианская школа в Гундишапуре на юге Ирана и Александрийская школа в Египте. Покоряя новые земли, арабы переводили на свой язык лучшие греческие, латинские, персидские и индийские рукописи. Самым знаменитым переводчиком медицинских сочинений был христианин из Хиры — Хунайн ибн Исхак ал-Ибади (809—873 гг.), который в совершенстве владел арабским, греческим, персидским и сирийским языками. Он перевел на арабский Гиппократов сборник, основные сочинения Га-лена, Диоскорида (рис. 1,2), Аристотеля, Платона, Орибасия, Руфа из Эфеса, Павла с о. Эгина и др. По мере того как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.

В больших городах создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования. Такими были Дом мудрости (Байт ал-Хикмах) в Багдаде и Дворец мудрости (Дар ал-Хикмах) в Каире, при которых организовывались Общества просвещенных (Маджлес ал-Уламаа).

Библиотека в Каире содержала более 250 тыс. томов. Некоторые правители и богатые люди имели свои собственные библиотеки. Так, в библиотеке знаменитого врача Ибн ал-Мутрана, лечившего халифа Салах ал-Дина, насчитывалось около 10 тыс. книг, а Ибн ал-Талмит — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов. В XII веке, когда в Западной Европе было лишь 2 университета, в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других наук преподавалась медицина.

Медицина в Халифате была в особом почете. Она считалась первой среди наук, потому что, согласно учению Пророка, знание состояло из 2 частей: знания религии и знания тела. Вот почему, завоевывая новые земли, арабы коллекционировали медицинские манускрипты, переводили и изучали их.

В течение 8 веков арабоязычная медицина занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила в отредактированном, дополненном и усовершенствованном виде все важнейшие знания того времени. Возвращенные в Европу через мусульманскую Испанию эти знания способствовали развитию наук в Западной Европе в последующий период и таким образом значительно приблизили начало великой эпохи Возрождения.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации (рис. 3) и создании фармакопей (рис. 4). В 754 г. в Багдаде была открыта первая в Халифате аптека.

Алхимики средневекового арабоязычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (кстати «алкоголь» — слово арабского происхождения). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (Rhazes, 850— 923 гг.). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Большую часть жизни провел в Багдаде. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. Медициной Ар-Рази начал заниматься после 30 лет. Тем не менее именно ему принадлежит первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Китаб ал-Хави» («Всеобъемлющая книга») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, Ар-Рази анализировал ее с точек зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Переведенная впоследствии на латинский язык «Китаб ал-Хави» много раз издавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном врачебной науки» Ибн-Сины в течение нескольких столетий была главным источником медицинских знаний.

Среди сохранившихся сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». В нем Ар-Рази четко сформулировал идею о заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, считая оспу и корь разными формами одной болезни. Трактат «Об оспе и кори» переведен на все основные европейские языки, и русский в том числе (в книге В.О. Губерта). Он много раз издавался в Европе.

С именем Ар-Рази связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Ар-Рази был великолепным педагогом: основанная и возглавляемая им больница в Багдаде всегда была переполнена учениками. После смерти Ар-Рази они завершили дело жизни своего учителя — его труд «Китаб ал-Хави».

Значительное развитие в Халифате получила и организация медицинского дела, которое испытало значительное влияние иранских и византийских традиций. Первые достоверные сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде по инициативе халифа Харун ар-Рашида (786— 809 гг.), описанного в сказках «1001 ночь», армянский врач из Гундишапура Джабраил ибн Бахтишу организовал первую больницу.

Джабраил ибн Бахтишу третий в знаменитой династии Бахтишу (или Бактишуа), был одним из известнейших врачей Халифата. В 765 г. он излечил от тяжелой болезни желудка халифа Мансура (754—775 гг.) — выдающегося государственного деятеля, и халиф назначил его, врача-христианина, главой врачей столицы Халифата — Багдада.

К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, Кордове — около 50. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Одной из самых крупных была больница «Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Среди медиков обоего пола существовала специализация по отраслям медицинских знаний.

Бытующее в Европе представление, что женщины-мусульманки не принимали участия в жизни общества, далеко от истины: в Халифате женщины были воинами, поэтами, врачами. Во время военных походов женщины-врачи сопровождали воинов и ухаживали за ранеными. При Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в области женских болезней обладали сестра некоего Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери; они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа Мансура.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела. Наряду с этим имеются сведения, что  отдельные  врачи  занимались

вскрытиями. Так, Иоанн ибн Масавейх из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813—833 гг.), и 2 его преемника занимались вивисекцией животных.

В развитие отдельных областей анатомии и хирургии врачи-мусульмане внесли существенный вклад (рис. 5). Так, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965 — 1039 гг.), исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление лучей в его средах и дал названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз, которые предложил использовать при чтении в пожилом возрасте. Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес также Али ибн Иса (XI век), живший в Багдаде. Его книга «Меморандум для окулистов» несколько раз издавалась в Европе в латинском переводе. Влияние арабской школы в офтальмологии ощущалось вплоть до XVII века.

Изучая анатомию животных, сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис (1210—1288 или 1296 гг.), практиковавший в Каире, описал легочное и коронарное кровообращение. Он сделал это на 3 столетия раньше Мигеля Сервета (1509—1553 гг.) — испанского богослова, философа и врача, который первым в Европе описал малый круг кровообращения.

Своеобразная арабо-испанская культура развивалась в мусульманской Испании, которая вначале входила в состав Халифата, а затем выделилась в самостоятельный Кордовский эмират (халифат). В период раннего средневековья эта культура была самой передовой в Западной Европе (а наряду с византийской — и во всей Европе в целом). Центрами арабо-испанской культуры стали университеты в Кордове, Севилье, Гранаде, Малаге. Там преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Как уже говорилось, в Кордовском халифате было 17 высших школ и 70 библиотек, в то время когда в остальной Западной Европе еще не было ни одного университета.

Выдающийся врач Кордовского халифата Абу ль-Касим ал-Захрави (Abulcasis, 936— 1013 гг.) считается крупнейшим хирургом средневекового арабоязычного мира. В его труде «Китаб ал-Тасриф» описано более 150 хирургических инструментов, разработанных самим автором. Следуя положениям Корана, Абу ль-Касим не оперировал женщин, однако он дал четкое описание клинической картины внематочной беременности. Для лечения местных поражений кожи Абу ль-Касим предлагал прижигания. В этой области арабы достигли высокого искусства (рис. 6). Большое влияние на Абу ль-Касима оказали труды выдающегося византийского хирурга Павла Эгина. Трактат Абу ль-Касима многократно издавался в Европе в латинском переводе и на протяжении 5 столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Весьма сведущим врачом был и арабский философ, астроном и государственный деятель Кордовского халифата Ибн Рушд (Ибн Рошд, Averroes, 1126—1196 гг. ). Свои обширные знания он обобщил в 7-томном сочинении «Книга общих принципов медицины».

В трудах врачей Кордовского халифата имеются описания эпидемий чумы в Гренаде и Альмерии, заразный характер которой они четко осознавали.

Средневековая арабоязычная медицина уделяла большое внимание вопросам личной и общественной гигиены, рациональному питанию и диететике, что обусловлено особенностями жаркого климата и быта мусульман. Многие рациональные гигиенические советы нашли свое отражение в Коране (арабское «кур'ан» — буквально «чтение») — главной священной книге мусульман, представляющей собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч. Так, в сложных санитарных условиях Аравийской пустыни Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков: истинный мусульманин ведет абсолютно трезвый образ жизни и чем способствует сохранению своего здоровья.

Как известно, Коран запрещал изображение человека и животных. Поэтому первоначально в медицинских рукописях на арабском языке не было рисунков, связанных с обликом человека и анатомией человеческого тела. Приведенные в тексте иллюстрации более позднего происхождения; они были добавлены к арабским рукописям при переписывании или переводе их на персидский, турецкий и другие языки.

Яркая и многогранная средневековая арабоязычная медицина вышла далеко за пределы халифатов. Она оказала большое влияние на развитие медицинских знаний как в Европе периода классического средневековья, так и в средневековых государствах Востока.

Фельдшер и акушерка, 1986 №3