Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
06031004 (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ).doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
134.14 Кб
Скачать
  1. 3. Юридические факты в механизме правового регулирования, их место и роль

Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Иначе говоря, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило – первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае перед нами не субъективное право, а простая дозволенность, которая вытекает из действующего в обществе правопорядка по принципу: "что не запрещено, то разрешено".

Таких дозволений в повседневной жизни – бесчисленное множество. Никому, например, не возбраняется ходить на прогулки, любоваться природой, купаться в море, слушать музыку, заниматься спортом, ездить на автомобиле и т.д., но все это не субъективные права, и они не составляют содержания правоотношений.

Каждая из дробных составных частей субъективного права именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах – до пяти – семи. Например, право на свободу слова включает в себя возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права (являясь как бы его обратной стороной) и тоже включает в себя четыре компонента:

  1. необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

  2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

  3. необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

  4. необходимость, не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она – гарант их осуществления. Субъективное право – право субъекта правоотношения. Эпитет "субъективное" отражает здесь, во-первых, принадлежность права субъекту и, во-вторых, зависимость его от субъекта.

В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности – это своего рода отдельные долженствования – наподобие правомочий в субъективном праве.

Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и. должные, то есть предусмотренные законом. Они выражают состояния связанности.

Большинство правоотношений по своей юридической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанности (например, в договоре купли-продажи, подряда, аренды, поставки, трудовом соглашении и т.д.), где стороны взаимно управомочены и правообязаны, их права и обязанности обеспечиваются и реализуются друг через друга. Такая корреляция заложена уже в правовой норме, которая носит предоставительно-обязывающий характер.

Вообще, юридический факт имеет огромное значение в правовом регулировании.

Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте. В определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений, и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты.

Из определения преступления и различных видов проступков можно вывести общее понятие правонарушения. Им является посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права. Одной из черт правонарушения, наиболее видимой, вытекающей ив самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Правонарушение – это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение "за мысли не судят". Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Административная ответственность имеет определенную структуру, включающую её основные части, элементы, при отсутствии одного из которых, ответственность не наступает. Структура включает:

  • основание административной ответственности;

  • субъектов;

  • условия, меру ответственности (взыскание);

  • процедуру административной ответственности.

Все эти элементы в указанной последовательности отражены в Кодексе об административных правонарушениях. Существует два основания административной ответственности:

  1. закон – в Кодексе об административных правонарушениях указаны административные правонарушения, которые при совершении их вызывают определенные последствия в виде применения мер административной ответственности;

  2. фактическое основание – само правонарушение (но с точки зрения юридической, оно также может быть названо как юридическое основание, потому что правонарушение – это юридический факт).

Например, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР вступил в действие с 1 января 1985 года; до этого действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР. Впервые в ст. 10 Кодекса законодателем было дано определение понятия административного правонарушения. Ранее большинство авторов придерживалось позиции, в соответствии с которой административные правонарушения считались общественно-опасными, и лишь некоторые считали их общественно-вредными, что им не присуща общественная опасность. Бахрах Д.М. в литературе вышел с предложением считать отдельные правонарушения административного характера общественно-опасными, а остальные – общественно-вредными. Его никто не поддержал. Как ранее в законодательстве отграничивалось административное правонарушение от уголовно-наказуемого деяния? До 50 рублей – административное, свыше 50 р. – уголовное. Формальный критерий. Конечно, отдельные административные правонарушения были общественно-опасными.

Норма административного права определяет условия, при которых должны возникнуть, прекратиться или измениться административно-правовые отношения. В любом случае должен иметь место юридический факт в виде основания. В качестве таковых выступают действия и события. Действия могут быть правомерными и неправомерными (т.е. правонарушения). События могут быть объективными, "нерукотворными", но и "рукотворными" в то же время.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

А____________________В

Юридический факт – юридический результат – правомерное поведение, предусмотренное нормой. Цель: достижение правового результата, совпадает с требованиями нормы административного права.

Если, в силу каких-то обстоятельств, имеет место отклонение от требований нормы, возникает необходимость в осуществлении государственного воздействия.

Вообще, необходимо уточнить, что в каждую норму нужно вложить психологический механизм, с его мотивацией, такую "порцию" государственной воли, которая бы стала содержанием воли этих участников и т.д. Общественное отношение, правовое отношение – это взаимодействие, это результат правового регулирования, это средство правового регулирования. Нужно создать это средство, нужно обеспечить результативность тех отношения, которых нет. они не существуют. При создании нормы, нужно определить гипотезу, если это необходимо, заложить в нее юридический факт, на основании всей этой конструкции разработать диспозицию, "подключиться" к какой-то санкции, которая была бы вторым регулятором, которая бы содержала те последствия негативного характера, которые наступают при невыполнении диспозиции.

Это достаточно сложно. Что здесь создается? Государственная воля? Нет. Здесь проектируется в тексте потенциальная государственная воля в понимании составителей проекта. Она потом получит свое определенное содержание и форму. Сейчас – это только их представление о том, как те или иные отношения должны быть урегулированы. Если это отношения, которые подлежат правовому регулированию, ранее регулировались, но были определенные недостатки, нужно установить новое правовое регулирование – это, конечно, проще; здесь корректируется ранее имевшее место правовое регулирование, выводятся новые элементы, устраняются какие-то моменты и т.д. Когда текст проекта готов, то начинается третий этап. Он достаточно прост в том отношении, что в проекте могли быть проявлены новые тенденции в регулировании отношений и какие-то интересы, интересы органа (например, федеральной службы, федерального надзора) были подвергнуты изменению.

В этом случае имеет место определенная защита этих интересов, изыскание каких-то компромиссов, чтобы удовлетворить эти интересы. Если же проблема решается совершенно по-новому, то изменяется соотношение этих интересов.

Следует также добавить, что правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно:

  1. не менее двух субъектов, так как человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

  2. интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся:

  1. норма права;

  2. праводееспособность субъектов;

  3. юридический факт.

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям (приложение 2). Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые правосубъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормалями права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность.

В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции – монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект. Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, то есть сама жизнь.

Также следует отметить, что предмет исследования при толковании – правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти.3 Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся юридические факты и ситуации. «Не предвидение» здесь, конечно, относительно. «Не предвидение» только в конкретности, но имеется предвидение в абстрактности, обобщенности. Если учитывать, что нормы права толкуются, как правило, применительно к конкретным ситуациям, то появление новых ситуаций, которых не существовало в момент издания нормы, в определенной мере способствует «движению», «развертыванию» ее содержания. «Движение» в данном случае также относительно. Это «движение» конкретности в рамках абстрактности. Появление новых юридических фактов «обогащает» содержание общей и абстрактной нормы.

Развитие и изменение содержания присуще в особенности нормам, в формулировках которых содержатся оценочные термины. Содержание понятий, обозначенных оценочными терминами, меняется вместе с изменением социально-политической и экономической обстановки. Меняется потому, что меняются

критерии социальной оценки тех или иных явлений, обозначенных этими терминами.

Процесс познания при рассмотрении юридических фактов в значительной степени облегчен тем, что сам предмет толкования – объективный результат мыслей законодателя. В силу этого, при толковании юридических фактов в принципе крайне редко сознание интерпретатора оказывается неспособным вообще выяснить смысл исследуемого юридического факта. Это вовсе не означает, что роль интерпретатора сводится к роли машины, механически толкующей нормативные акты. Толкование – активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме того, интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д. В свое время Е. В. Васьковский правильно указывал, что каждая правовая норма “ представляет собой выраженную в словах мысль законодателя. Следовательно, искусство толкования законов сводится к умению понимать человеческую речь”.4

Также, следует отметить, что от правоотношений следует отличать правосубъективность физических и юридических лиц, правовой статус органов государства, общественных объединений и т.д.

Виды правовых отношений различаются и по иным признакам.

Например, каждой отрасли права соответствуют свои особенности регулирования, которыми обусловлены особенности отраслевых правоотношений. Так, гражданские правоотношения (обязательства, наследование, собственность) характеризуются равным положением сторон. Административным правоотношениям, наоборот, свойственно подчинение одной стороны (управляемой) другой стороне (управляющей). Земельные отношения связаны со специальными мерами управления и контроля со стороны государства (условияотвода земель, их содержания и восстановления, земельный кадастр).

Трудовые правоотношения характеризуются специальными гарантиями для трудящихся, отношения в области судопроизводства – состязательностью сторон, гарантиями презумпции невиновности и т.д.

В теории права различают также регулятивные и охранительные правоотношения. Первые в известной мере первичные, связаны с установлением позитивных прав и обязанностей сторон и их реализацией. Вторые возникают тогда, когда нарушены права и не исполнены обязанности, когда нарушены права и интересы участников право отношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства. Типичным примером регулятивных отношений являются гражданско-правовые обязательства, трудовые, семейные и другие правоотношения. Процессуальные отношения в области судопроизводства, исполнения уголовного наказания — это типичные охранительные правоотношения по реализации юридической ответственности.

Следует отметить, что отраслевая и другие классификации видов правоотношений не связаны с их внутренней структурой. Во всех отраслях права различаются простые и сложные правоотношения, относительные и абсолютные. Регулятивные и охранительные правоотношения также свойственны различным отраслям права, они могут быть простыми и сложными, абсолютными (в уголовном праве) или относительными (в гражданско-правовом споре).