Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституционное право / Федеральное Собрание.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
236.54 Кб
Скачать
                1. I. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и су­дебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть — это исключительное право и способ­ность устанав­ливать наиболее общие правила поведения, издавать нор­мативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу.

Обыч­но законы издаются по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни, хотя в англосаксонских странах наряду с зако­нами такого рода есть и частные законы, имеющие индивидуальное действие. Законы имеют непререкаемую силу. Акты главы государства, правительства, других государственных органов и должностных лиц, суда, деятель­ность различного рода объединений, граждан и не граждан должна со­ответствовать конституции и законам. Закон может быть отменен толь­ко другим законом, органы конституционного кон­троля могут лишь признать закон неконституционным.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосу­дарственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера — также местными законода­тельными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государствен­ное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обоб­щенное название "парламент", которое используется теперь в некото­рых конституциях.

Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верхов­ной законодательной власти.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую ис­торию. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) воз­никли еще в ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как обще­национального представительного органа, отличного от сословных предста­ви­тельных органов

времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных револю­ций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом госу­дарства.

Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной по­литической и идеологи­ческой роли парламента.

Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязан­ные, но не равнознач­ные. Парламентаризм не может суще­ствовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов отно­сятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Современный парламент — это высший орган народного представи­тель­ства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулиро­вать важ­нейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью орга­нов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент об­ладает и многими иными полномо­чиями. Он формирует другие выс­шие органы государства, в некото­рых странах избирает пре­зидента, образует правительство, объявляет амнистию и т.д.1

Значение парламента в современном обществе огромно. Он явля­ется выра­зителем интересов различных политических сил, ареной по­иска компромиссов.

Под парламентом обычно понимают представительное однопалатное учреж­дение или нижнюю палату двухпа­латного парламента, хотя с юридических по­зиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреж­дение, включающее главу государства (монарха в Великобри­тании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой го­сударства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет, Финляндия) глава государства рассматривается как часть од­нопалатного парламента.

В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре­вышает двух, однако, например, в парла­менте Югославии в 70-х гг. было пять палат. В большинстве стран в на­стоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, КНР, Португалии, Финляндии, Венгрии, Швеции и многих других странах — однопалатные.

Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя па­лата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1200 пэров в верхней палате (Палате лордов) и 659 членов — в Палате общин.

Тенденция последних десятилетий — установление фиксированной численности палат. Члены нижней палаты парла­мента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенато­рами. В состав парламента иногда вхо­дят также их заместители, а в единичных федеративных государст­вах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоци­ированных штатов, не являющихся субъектами фе­дера­ции (США).

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избирают­ся обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных вы­боров (в настоящее время в КНР). Часть членов парламента может избираться косвенными выборами. В некоторых странах резервируются места для сторон­ников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов. Верхняя палата формируется различными способами: путем пря­мых и косвенных выборов, назначения, заня­тия места по должности и др. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во мно­гих из них генерал-губернатором — представителем короны Ве­ликобритании).

Ведущую роль в деятельности парламента играет его руково­дящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган. Руководство парламента осуществляется либо едино­лично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, либо коллегиаль­ные руководящие органы образуются самой палатой. В неко­торых президентских республиках, в том числе в США, председателем верхней палаты по должности становится Вице-президент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового соста­ва, как только этот состав приступит к работе. Он может быть рас­пущен досрочно. Очень редко главой государства по требованию правитель­ства распускаются обе палаты (например, в Италии). Обычно роспуску подле­жат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь пре­кращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты. Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятель­ность.

По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты делят на три группы: с абсо­лютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относитель­но ограниченной законодательной компетенцией.

К первой группе относятся парламенты, юридически облада­ющие правом принимать законы по любым вопросам (Великобри­тания, Италия, Ирландия, Греция, Япония). Ни в основных зако­нах, ни в других актах не дается перечня вопросов, которые дол­жны рассматриваться парламентами и решаться в принимаемых ими законах. Перечисление в конституции Швеции вопросов, ко­торые решаются только путем принятия законов Риксдагом, не является ограничением его законодательной компетенции: консти­туция определяет его исключительные права, но одновременно устанавливает, что Риксдаг может принимать законы и по вопро­сам, отнесенным к компетенции Правительства.

Во вторую группу входят парламенты преимущественно фе­деративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Так, при определении компетен­ции Конгресса США Конституция закрепила за ним не законода­тельную власть вообще, а только предоставленную ею. Более того, в разд. 9 ст. 1 установлен тот круг вопросов, по которым Конгресс не может принимать законов.

На современном этапе эта вторая группа пополнилась парла­ментами некоторых унитарных государств. К их числу относится Франция. Конституция Франции жестко ограничила перечень воп­росов, по которым может законодательствовать парламент (ст. 34). Причем даже в этих ограниченных областях по одним вопросам он может принимать законы, а по другим — лишь устанавливать общие принципы (например, в социально-экономической сфере).

Третью группу составляют парламенты, рамки ограниченной законодательной" компетенции которых довольно подвижны. Это парламенты некоторых федераций, где имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. В тех унитарных государствах, в которых созданы автономные образования, объем законодательных прав парламен­та, как правило, не определен. Однако в законе установлен пере­чень вопросов, входящих в компетенцию этих автономных образований. По ним не может законода­тельствовать парламент государства. Следует отметить, что даже в тех странах, парламенты ко­торых имеют абсолютно неограниченную законодательную компе­тенцию, эта компетенция на практике стала уже. Ограничение законодательных прав парламентов проходит прежде всего по таким главным направлениям, как утрата законодательной ини­циативы, которая теперь в значительной мере сосредоточилась в руках правительства, и делегирование права издания актов, име­ющих силу закона, исполнительной власти. Но при этом парла­мент все же стремится сохранить за собой контроль за делегиро­ванным законодательством. В большинстве стран, где оно допус­кается, правительство обязано в последующем (иногда по требованию парламента, а иногда в обязательном порядке) пред­ставлять акты делегированного законодательства на утверждение парламента.